Для корректного рассмотрения зарождения и развития нефтетранспортной инфраструктуры России, представляется необходимым дать некоторую сравнительную картину развертывания подобной инфраструктуры в рамках зарубежного государства. Наиболее близким по масштабам развития нефтяной отрасли, а также степени развитости трубопроводной системы к РФ является нефтетранспортная инфраструктура США. Рассмотрим совместное развитие нефтяной и нефтетранспортной промышленности данного государства в историческом аспекте.
На протяжении всей Второй мировой войны США являлись крупнейшим экспортером нефтяного сырья для Европейских стран. Вследствие бомбардировок американский танкеров, перевозивших нефть Техаса к нефтеперерабатывающим заводам и экспортным портам на северо-востоке страны, активно развивается строительство магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов большого диаметра в порты восточного побережья.
Ближе к концу войны, сфера трубопроводного транспорта США начинает регулироваться Межгосударственной комиссией по торговле, которая устанавливает норму прибыли в данной отрасли в диапазоне от 8 до 10 % [1].
В 1950–1960 годах баланс поставок нефти значительно меняется. Американские компании начинают разведку и разработку месторождений в зарубежных странах, таких как Египет, Аргентина, Венесуэла, Тринидад, Западная Африка, Западная Канада, Страны Каспия, Шельф Китая, Ближний Восток. Во всех 48 континентальных штатах добыча нефти снижается, что создает выгодные условия для транспортировки сырья из-за рубежа. Активно развиваются трубопроводные системы, поставляющие сырье из Канады и стран Мексиканского залива. В 1968 году строительство магистрального трубопровода «Colonial Pipeline» было крупнейшим инвестиционным проектом частного бизнеса США.
Период 1970–1977 годов является особенным для всей мировой сферы магистрального транспорта углеводородов, поскольку знаменателен строительством наиболее передового, затратного и сложного в техническом плане Трансаляскинского трубопровода. После открытия крупного нефтяного месторождения «Прадхо-Бэй», перед проектировщиками и строителями стояла непростая задача по транспортировке большого количества нефти на 800 миль по покрытым снегом горам и замерзшей тундре.
Период 1970–1990 гг. характерен развитием автоматизированных систем управления за технологическими процессами на нефтепроводах, а также расширением спектра строительных материалов, увеличением диаметра трубопроводов.
В 1992 году Конгресс США принимает закон «Об энергетической политике», который призывает установить «упрощенную и общеизмеримую» тарифную политику для нефтепроводного транспорта. В ответ на это Федеральная комиссия по регулированию в области энергетики США выпускает нормативный документ, в котором прописывается общая методология формирования тарифов на транспорт нефти. Указанная комиссия пересматривает индексы тарифов каждые пять лет.
Последнее десятилетие характерно строительством большего количества нефтеперекачивающих станций в США для увеличения пропускной способности по действующим нефтепроводам. Некоторые нефтепроводы перепрофилируются под транспорт нефтепродуктов. Более того, наметилась тенденция изменения направлений потоков транспортировки сырья по действующим трубопроводам, для регулирования тех или иных потребностей промышленности.
Рис. 1. Нефтетранспортная инфраструктура США с указанием компаний-владельцев нефтепроводов [2]
На сегодняшний день в США существует 13 трубопроводных систем [3], большинство из которых соединены в единую систему транспортировки нефти. Нефтетранспортная инфраструктура США представлена на рисунке 1. Характерными особенностями современной американской транспортной инфраструктуры, отличающей её от инфраструктуры РФ, являются:
1) Наличие большого количества частных компаний — владельцев отдельных трубопроводов. В США владельцами трубопроводов являются такие компании, как Tallgrass Pony Express Pipeline, BP, ConocoPhillips, ExxonMobil, Chevron Corporation, Enterprise Partners, Enbridge, Portland Pipe Line Corporation и многие другие. Данное обстоятельство существенно осложняет для определенной компании реализацию масштабных проектов по освоению нефтеносных районов, отдаленных от собственной трубопроводной системы, однако, в то же время, создает конкурентные условия развития отрасли, а также возможность выбора наиболее экономически выгодной трубопроводной системы там, где это возможно.
2) Наличие отдельных юридических лиц — операторов трубопроводной системы. Большинство трубопроводов США находятся в собственности у юридических лиц, которые заключают контракты на эксплуатацию, ремонт и обслуживание трубопроводной системы с другими юридическими лицами, перекладывая таким образом часть рисков, связанных с обеспечением надежности транспорта энергоресурсов. Такие меры, вне всякого сомнения, способствуют снижению операционных издержек компаний-владельцев нефтетранспортной сети, снимают с них необходимость контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда для производственного персонала, обучением сотрудников, создают возможность использования финансовых механизмов премирования и штрафов для контроля качества работы компании — оператора. Вместе с тем, использование операторной схемы снижает степень влияния и контроля за деятельностью персонала со стороны собственника, что может выразиться в снижении качества обслуживания, а также в появлении временного лага в исполнении управленческих решений.
3) Опосредованное регулирование тарифной политики — государственные органы США лишь разрабатывают нормативные документы, описывающие общую методологию формирования тарифов на транспорт нефти, не влияя на величину тарифов непосредственно. В России применяется гораздо более жесткий подход, согласно которому тариф на транспортировку нефти по трубопроводам должен проходить процедуру защиты. Из этого следует, что в США тарифное регулирование в меньшей степени направлено на защиту интересов нефтедобывающих компаний, чем в России, однако, в условиях США, это видится целесообразным, ввиду того, что многие компании-собственники трубопроводных систем являются также крупными нефтедобывающими предприятиями.
4) Возможность привлечения для строительства новых трубопроводных систем внетарифных средств. Вследствие того, что владельцами трубопроводов в США являются компании, занимающиеся, как правило, не только транспортировкой нефти, но и ее добычей, переработкой и продажей, у них есть более широкий выбор финансовых инструментов для реализации инвестиционных проектов по строительству новых трубопроводов.
5) Опыт США полезен для России тем, что раскрывает те преимущества и недостатки, которые возникают при частном владении частями комплексной транспортной системы, которая необходима многим добывающим предприятиям. В качестве главного преимущества для компаний-владельцев нефтепроводов в США можно отметить большую свободу действий за счет отсутствия прямого подчинения государственным структурам, возможность широкой вариации тарифной политики и возможности выбирать, какие компании подключить к транспортной системе, а какие — нет. Основные недостатки — отсутствие возможности напрямую использовать полезный опыт и научно-технические достижения других транспортных компаний; отсутствие возможности оперативного перенаправления потоков в случае аварий; отсутствие гарантий для нефтедобывающих фирм быть подключенными к транспортной инфраструктуре; отсутствие возможности регулирования государством направлений развития транспортной инфраструктуры с целью реализации комплексных проектов по освоению новых нефтеносных районов.
Литература:
1. Воронцов А. П. Экономика природопользования: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Элит, 2007. 377 с.
2. Топливо и энергетика России (Справочник специалиста топливно-энергетического комплекса)» / Под ред. А. М. Мастепанова / М., Минэрго, 2007. 457с.
3. Мир нефти: Нефть США в цифрах [Электронный ресурс] / Электронная энциклопедия компании «Роснефть», 2011–2014. URL: http://mirnefti.ru/index.php?id=29 (дата обращения: 10.05.2014).