Я думаю, что уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных отношений между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом нормальности или ненормальности господствующих на свете отношений.
Томас Карлейль
Размышляя об этико-философском значении героического, следует отметить тесную взаимосвязь его с патриотизмом, их взаимного соприкосновения и сближения в сфере духовности, в духовной жизни общества. Факты, свидетельствующие о тесной взаимосвязи и взаимопроникновении героического и патриотического, в духовной жизни можно наблюдать на всех этапах истории.
Реалии духовной жизни нашего общества все более очевидно проявляют значимость культурного наследия и традиций узбекского народа.
История узбекского народа полна бессмертными примерами великого мужества, подвига, героизма. По свидетельству Геродота, наши предки — массагеты, были воинственными, храбрыми и отважными воинами, защитниками своей земли, племени! [1, С.20].«Каждый народ, — пишет Геродот, имея в виду племена, живущие на территории Средней Азии, — в отдельности коварен, дик и воинственен, но в отношениях с другими — простодушен и правдив». Дионисий Периэгит повествует, что «за Согдианой, по течению Яксарта, обитают саки, стрелами бьющиеся, из всех стрелков в мире самые искусные, не пускающие стрелы наудачу». А Климент Александрийский сообщает, что «сакские женщины, когда обращались притворно в бегство, стреляли с коней, оборачиваясь назад, как делали это и мужчины» [2, С.23].
Геродот оставил нам предания о героическом подвиге царицы массагетов Тамириды (Тумарис). Персидский царь Кир решил идти в поход на массагетов и захотел жениться на Тамириде. Но отряд массагетов — треть всего их войска — напал на войско Кира и перебил его. Но персы вернулись, многих убили, коварным путем Кир взял в плен сына Тамириды. Царица, узнав о случившемся, послала к Киру своего вестника со словами: «Не хвались совершенным, о кровожадный Кир, ты не в открытой битве победил моего сына, а одолел его коварным напитком. Теперь прими мой добрый совет: отдай мне моего сына и вернись без ущерба в свою землю. Если же ты не сделаешь, то я клянусь солнцем — господином массагетов, что я тебя, ненасытного, напою кровью». Кир не обратил никакого внимания на эти слова. Сын же Тамириды, юноша Спаргапиз, очнувшись от вина и поняв случившееся, стал просить Кира освободить его от оков. Когда просьба была исполнена, и руки развязали, он убил себя. Тамирида, узнав, что Кир не послушался ее совета, собрала все свои силы и двинулась на него [3, С.31]. Победили массагеты, погиб и сам Кир. Когда нашли тело Кира, она, Тамирида, погрузила его голову в мех. «Ты — сказала царица массагетов — меня, живую и победившую тебя в битве, погубил, отняв у меня коварством сына, я же тебя, как поклялась, насытила кровью» [4, С.32].
Из этого рассказа видно, что наши предки были честными, отважными людьми, не боялись коварного, злого врага. Попав в плен, сын Тамириды Спарангиз от стыда убил себя. Это тоже героический акт, и в нем утверждается, по выражению А. А. Волкогонова, традиция героического самопожертвования, как крайний довод победы [5, С.150].
История человечества свидетельствует о существовании различных идей и идеологий, служивших или добру или тирании, просвещению или мракобесию. Уроки истории свидетельствуют о том, что герои, патриоты и нравственные идеалы нужны обществу для того, чтобы люди ощущали свое единство, сплоченность как социум, народ, нация, чтобы каждый мог определить свое место и мог реализовать свой творческий потенциал. В образе героев, патриотов, нравственных идеалов общество видит свое будущее, свое социально–духовное развитие, перспективу, поэтому каждое общество создает своих героев, патриотов и идеалы.
Еще один поучительный рассказ древнегреческого историка Полиена. Конюх Сирак (Ширак), узнав о намерении персидского царя Дария, напасть на его страну, отрезал у себя нос и уши и пришел к Дарию с жалобой, что, будто бы изувечили его цари саков. Дарий поверил словам Сирака. Сирак предложил наказать саков, а для этого предложил идти по кратчайшей дороге. Дарий и его войско пустились вместе с Сираком в семидневный, губительный поход. Когда персы узнали, что их обманули, Сирак гордо сказал: «Я выиграл битву, ибо для отвращения бедствия от саков, моих земляков, переморил персов жаждою и голодом» [6, С.35].
В формировании героических традиций узбекского народа огромную роль сыграли Амир Темур, Бабур, Абдуллахан II, Мухаммад Рахимхан (Феруз) и другие правители, полководцы и мыслители.
Характеризуя подвиги и героические традиции А. Темура, Президент И. А. Каримов отмечает: «Не поддается счету число великих личностей, которые прославились своими человеческими качествами и общественной деятельностью, и этим вошли в историю нашего народа, стали гордостью нации. Но есть одна величайшая личность, занимающая самое высокое место в прошлом, в настоящем и будущем нашей Родины, сияющая, подобно солнцу среди звезд, это величайшая личность — хазрат Сахибкиран Амир Темур». «Амир Темур — наша слава, наша гордость. Амир Темур — символ вождя нашего народа, олицетворение нашей духовной мощи» [7, С.161].
Захриддин Мухаммад Бабур — правнук Мираншаха, третьего сына Амира Темура, сел на трон в 11 летнем возрасте и управлял страной. Вступление молодого Бабура в политическую жизнь совпало с тяжелейшим периодом в истории правления династии Темуридов, когда экономическая, общественно-политическая и военная разруха в стране достигла своего пика. Шла жестокая борьба за власть, в конце концов, она перешла в руки Мухаммада Шейбанихана. Бабур, оставив Маверанахр, основал в Индии государство Бабуридов, которое просуществовало 332 года (1526–1858). Бабур был не только великим государственным деятелем, крупным полководцем, предводителем, но и поэтом, мыслителем, композитором и историком. Он в своих стихах воспевал свою малую родину — Ферганскую долину, искренне любил ее природу, людей, традиции, призывал воспитывать молодежь в духе патриотизма и героизма.
Решением правительства Республики Узбекистан в 1993 году был широко отпразднован 510 — летний юбилей Бабура. В Андижане в его честь был построен мавзолей, поставлен памятник и возведен Национальный парк, названный именем Бабура, при котором организован музей «Бабур и мировая литература». Почти во всех городах Узбекистана есть улицы имени Бабура.
Одним из героических личностей в истории Узбекской государственности был Абдуллахан II (1534–1598). В 1556 году ему удалось принять бухарский трон. Как свидетельствуют историки, вся жизнь и годы правления Абдуллахана II прошли в завоевательных походах. Он к своему государству присоединил Балх (1574г), Самарканд (1578г), Ташкент и Фергану (1583г), Бадахшан (1584г), Хорезм (1595г). Позже территория его государства расширилась на юге от Герата до Мешхеда, на севере — от Аральского моря и Каспия до Иссык-Куля и таким образом Бухарское ханство превратилось в централизованное государство. По мнению историков: «Высшего уровня своего развития узбекская государственность достигла при одном из ярких представителей династии Абдуллахана II» [8, С.20].
Мухаммад Рахимхан Феруз был правителем Хивинского ханства. Он активно стремился укрепить свое государство, подчинил туркменские племена. Во времена Мухаммад Рахимхана ханство было объединено центральной властью и таким образом установлена стабильность в стране. Помимо политической деятельности Мухаммад Рахимхан занимался поэзией, историей, сочинял прекрасные стихи, которые до сих пор исполняются певцами, акынами. В этих стихах и мухаммесах воспеваются любовь, добродетель, дружба, искренние чувства не только к возлюбленной, а также к родине, семье, родителям и детям. Его стихи и мухаммесы составляют более десяти томов и в настоящее время издаются Издательством литературы и искусства им. Г. Гуляма. Это дань великому художнику и поклонение его таланту.
В последние двадцать лет о жизни и деятельности народных героев пишут книги, собирают архивные материалы для музеев, художники, воодушевляясь героическими подвигами, смелостью и их отважностью создают фильмы, картины. В настоящее время необходимо создать галерею народных героев, борцов, отдавших свою жизнь за независимость родины, ради будущего страны, Туркестанского края. Герои должны быть в центре всей духовно-просветительной и культурно-воспитательной работы, так как служат образцами для патриотического воспитания молодежи.
Героические традиции узбекского народа наиболее ярко проявлялись в движении джадидов. Термин «джадид» в переводе с арабского означает «новый». Джадиды выдвигали идею создания новых систем образования и через науки путём просвещения, и воспитание стремились улучшить жизнь народа. На первом этапе движение занималось вопросами просвещения, на втором этапе — политическими. Движение джадидов распространилось по территории Туркестана, Ташкента, Бухары и Хивы. Основу движения составляли выходцы из мелких чиновников, ремесленников, торговцев, учителей, которые активно пропагандировали идею новой школы по образцам русской, издавали газеты и книги, вели просветительскую работу. Например, под редакцией И. Абидова издается «Чирокчи» («Прогресс»), Мунаввар Кары — «Хуршид», А. Авлони — «Шуҳрат», А. Бектемирова — «Азия», также джадидами издавались газеты «Самарканд», «Голос Туркестана», «Голос Ферганы», «Народное знамя», «Совет», «Великий Туркестан», «Туран», «Свобода», «Страница Ферганы» и журнал» «Ойна» («Зеркало»). Они, подчеркивая важность, изучение религиозных наук, изучения ислама, исламского права, норм шариата, вместе с тем выступали сторонниками совместного обучения девочек и мальчиков. Это было коренным преобразованием традиционного образования и воспитания. Так родилась, а потом укрепилась, как традиция, обучение детей независимо от их пола, социального происхождения, светской науки, создание новометодных школ.
Наиболее видными деятелями-просветителями джадидизма были Махмудходжа Бехбуди, Абдирауф Фтрат, Содриддин Айни, Файзулла Ходжаев, Мукаввар Кары Абдурашидханов, Абдулла Авлони, Абдулхамид Чулпон, Исхакхан Ибрат, Абдукадир Шукури, Саидахмад Сиддики-Аджзи, Убайдуллахан Асадуллаходжаев, Хамза Хакимзаде Ниязи, Бабахан Салимов, Абиджан Махмудов, Полваннияз Хаджи Юсупов и другие. Джадиды создавали национально-политические партии и организации, выступали за независимость Туркестана. Ими были созданы политические организации «Шурои Исломия» («Исламский совет») и «Иттифоқ» («Союз»), «Центральный совет мусульман», провозглашается Туркестанская Автономия с центром в Коканде.
Джадиды были истинными патриотами не боялись выступать против мракобесия, угнетателей и несправедливости. Ф. Ходжаев и А. Фитрат 18 апреля 1917 года организовывали массовую демонстрацию против Бухарского эмира, который злоупотреблял своей властью и причинял много вреда населению, вел неподобающий образ жизни мусульманина — правителя. Ф. Ходжаев и в советское время всемерно защищал интересы узбекского народа, выступал поборником и пропагандистом суверенитета, грамотно разрабатывал национальные вопросы, за что и был убит как «враг народа» в 1937 году.
Среди героических традиций узбекского народа важное место занимает самоотверженность в труде, трудолюбие и воспитание детей — образцовыми людьми труда. Представители Узбекистана были награждены четырьмя орденами Ленина, более 120 узбекистанцам присвоили звание «Героя Социалистического Труда», более 2 тысяч узбекистанцев награждены различными орденами и медалями за большой вклад в развитие науки, техники, образования и культуры, присвоены почетные звания.
Следует вспомнить героический труд узбекского народа в годы Второй мировой войны, например строительство 246 — километрового Ферганского канала за считанные дни. Это был истинный героизм, всем приходилось делать руками, лопатой и кетменем. В построении Ферганского канала участвовало более 60 тысяч человек.
Героический подвиг нашего народа проявился в освоении Каршинской и Сырдарьинской степей, восстановление города Ташкента после землетрясения 26 апреля 1966г. Таких примеров можно привести множество.
Летопись Второй мировой войны содержит тысячи примеров отваги и беспредельного мужества узбекистанцев, беззаветной верности идеям гуманизма, торжества справедливости, дружбы и взаимопомощи. Более 300 воинов Узбекистана за героические подвиги удостоены высшей степени отличия «Героя Советского Союза». «Они были на фронте солдатами и офицерами, сержантами и генералами. Они были пехотинцами и танкистами, саперами и связистами, артиллеристами и кавалеристами. Они стояли насмерть на огневых рубежах, первыми переправлялись через реки и схватывались врукопашную с ненавистным врагом, подрывали последней гранатой себя и гитлеровцев, истекая кровью, обезвреживали фашистские мины, отважно сражались с немецкими стервятниками, истребляли грозные фашистские танки «тигры», поднимали в решающую атаку роты, полки, дивизии» [9, С.7].
. Поэтому «все равно они достойны бессмертия и подвиг каждого вечен. Всех их вела в бой священная ненависть к врагу, а сердца одинаково горели любовью к Родине. Все они равно не щадили себя и презирали смерть в одном высоком стремлении — искоренить фашизм и утвердить мир на Земле» [10, С.7].. Эти герои — бойцы продолжали героические традиции своего народа, и после войны, растили хлеб, воспитывали детей, воспевали добро, красоту и свою землю. Имя художника Самита Абдуллаева, педагога Мансура Абдулина, культработника Рози Азимова, пенсионера Садыка Алиназарова, агронома Халлака Аминова и Тохтасина Ахмедова, общественных деятелей Батыра Бабаева, Тохтасина Бабаева, Абдусаттара Ишанкулова и Гуляма Каримова знают и помнят не только в Узбекистане, а также за рубежом.
5 мая 1994 года Олий Мажлисом Республики Узбекистан было учреждено звание «Ўзбекистон Қахрамони» — «Герой Узбекистана». Этой высокой наградой Республики награждаются люди, особо отличившиеся в ратном труде, защите Родины, воспитании нового поколения, создании великих и оригинальных произведений. Среди первых, кто был удостоен, этой высокой награды были Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, рабочий Ташкентского авиационного завода им. В. П. Чкалов Э. Алимухамедов, бригадир из Ташлакского района Ферганской области К. Мамаджанов, начальник бригады экскаваторщиков металлургического комбината «Восток» А. Панин, оператор управления «Муборакгаз» Б. Рузиев и старший мастер акционерного общества «Зардуз» (Бухара) М. Темирова. В настоящее время «Героев Узбекистана» около семидесяти человек. Среди них есть люди разных профессий, от школьного учителя М. Исматовой и М. Мадалиевой и всем изветного писателя С. Ахмада и всеми любимого поэта и общественного деятеля Э. Вахидова.
Изучение жизни и деятельности этих людей показывает, что не сам собой приходит успех, общественное признание, слава. За ними стоит огромный труд, преодоление невзгод и трудностей, упорное стремление к намеченной цели, самоотверженность.
Героические традиции складываются из органического единства национальных, общечеловеческих ценностей и жизненной позиции, включающей в себя волевые элементы. Как показывает жизнь и деятельность героев, чтобы проявить самоотверженность, решительность и героизм мало иметь просто желание, интересы, осознание общественных потребностей. Героическое требует соблюдение национальных и общечеловеческих ценностей соответствие этим ценностям наличия волевых качеств. Сочетание этих факторов рождает национальных героев, чьи подвиги, жизнь и деятельность становятся символом народного героизма, патриотизма и стойкости духа.
Героические традиции проявляются в самоотверженном коллективном или общенародном труде, в выступлении против врагов, неприятелей, в построении нового общества. Узбекистан стремится построить демократическое правовое государство, что требует от людей жить и работать в условиях демократии и уважении прав и свобод личности. Для судьбы страны сегодня характерно то, что круг решаемых задач расширяется, появляется много новых проблем, требующих самоотверженности, активности и предприимчивости для построения нового, гражданского общества. Рыночная экономика и модернизация страны требуют постоянного поиска и духовно-нравственного подвига для укрепления независимости Узбекистана, для построения в нем демократического правового государства. В этом главный смысл продолжения тех героических традиций узбекского народа, опираясь на которые, можно обеспечить эволюционное развитие общества.
Литература:
1. Древние авторы о Средней Азии. — Ташкент: Госиздат науч. тех. и соц.-эконом. лит-ры Уз ССР, 1940. –С. 20.
2. Там же.
3. Древние авторы о Средней Азии. — Ташкент: Госиздат науч. тех. и соц.-эконом. лит-ры Уз ССР, 1940. –С. 31–32
4. Там же.
5. Волкогонов А. А. Феномен героизма. О героях и героическом. — М.: Политиздат, 1985. –С. 150.
6. Древние авторы о Средней Азии. — Ташкент: Госиздат науч-тех. и соц-экон. лит-ры Уз ССР, 1940. –С. 35.
7. Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому. Т.5. –Ташкент: Узбекистан, 1997. –С. 161.
8. История Узбекистана (XVI –середина XIX века). — Ташкент: Учитель, 2010. –С. 20.
9. Герои Советского Союза — узбекистанцы (сборник). — Ташкент: Узбекистан, 1984. –С. 7.
10. Там же.