В статье представлен анализ проблемы ориентация системы профессионального образования на повышение качества трудоустройства выпускников. Процесс трудоустройства выпускников вуза представлен как алгоритм последовательной и непрерывной образовательной деятельности Университетского учебного комплекса Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
Ключевые слова: система профессионального образования, повышение качества, непрерывность, преемственность, трудоустройство выпускников, Университетский учебный комплекс.
Наиболее приемлемым способом, позволяющим студентам реально оценить свою профессиональную пригодность и возможность работы по получаемой специальности в будущем, являются учебные и производственные практики.
В связи с этим, обучение в Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства строится на трех основных блоках [1]:
1) Оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки студента в течение всего срока обучения. Образование не должно сводиться к изучению ограниченного набора алгоритмов поведения в определенных производственных ситуациях, однако не должно быть и чисто теоретическим. Это связано с тем, что знания, особенно прикладного характера, быстро устаревают. Следовательно, при оказании образовательных услуг должен действовать принцип: чем больше допустимый срок подготовки, тем больше должен быть удельный вес мало меняющихся, медленно устаревающих элементов образования, то есть выше должен быть уровень фундаментальности образования. Узконаправленное на практическую деятельность «актуальное» образование в перспективе неэкономично.
Главная особенность профессионального обучения состоит в том, что оно направлено на формирование специальных компетенций или качеств, а не на общее развитие обучающихся. При обучении в вузе Ассоциации используются методы обучения, развивающие конкретные умения и навыки. Увеличено количество игровых элементов, творческих заданий, ситуаций, которые могут возникнуть на практике. Это все осуществляется путем внедрения в учебный процесс методов активного обучения таких, как деловые игры, кейс-стади и т. п. Они не только важны, но и интересны. Именно игра приближает студенческую аудиторию к реальным условиям профессиональной деятельности, позволяет почувствовать особенности своей будущей профессии; опробовать себя в состоянии обыгрываемого персонажа, найти наилучшие подходы к решению тех или иных, в том числе организаторских, проблем. Деловая игра способствует воспитанию руководителя, формированию деловых и лидерских качеств личности.
Целью современных студентов является получение не просто образования, а качественного образования, которое оценивается по некоторым критериям подготовки специалистов. Наиболее важный из них — высокая квалификация преподавателей, которые должны уметь вызвать и поддержать интерес студентов к своему предмету и занятиям, в рациональном темпе излагать материал, разъяснять сложные места, приводить практические примеры и, главное, ориентировать студентов на использование изучаемого материала в профессиональной сфере [2].
Одним из главных критериев качественной подготовки специалистов является компьютерное обеспечение учебного процесса [3, 4]. Во всех учебных заведениях, входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс» обновлена компьютерная база, большое внимание уделяется применению мультимедийных компьютерных технологий обучения. Будущим специалистам гарантировано обучение на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы, вхождение образовательного учреждения в глобальную сеть Интернет, что обеспечивает как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.
В настоящее время с помощью компьютера можно производить и оценку знаний у студентов (например, при помощи компьютерного тестирования). Для контроля знаний и умений рекомендуется применять рейтинговую систему. Новым в оценке качества подготовки выпускников учреждения профессионального образования является не только «отслеживание» уровня, характера подготовки, особенности профессиональной деятельности, требований к выпускнику, но и выявление степени их влияния на каждом этапе контроля. Учреждениям профессионального образования это позволит в итоге эффективно управлять качеством подготовки будущих рабочих и специалистов, сделать их конкурентоспособными на рынке труда [5].
Систему профессионального образования рекомендуется ориентировать на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
2) Предоставление студенту возможности проходить регулярные учебные и производственные практики на предприятии, подобранном в соответствии с потребностями и особенностями студента. Это позволяет студенту овладеть необходимыми профессиональными навыками, научиться решать реальные производственные задачи. Практикуемое большинством студентов совмещение учебы и работы (обычно не по специальности) не может обеспечить преемственность теоретической подготовки в вузе, и практической деятельности, осуществляемой студентом во время подобной работы.
3) Трудоустройство выпускника после завершения обучения. Работа по трудоустройству выпускников должна начинаться еще до завершения обучения в вузе и включать в себя не только предоставление информации о рынке труда, наличии вакансий, ознакомление с моделями рабочих мест, но и разработку профессиональной и служебной карьеры, проведение разнообразных тренингов, способствующих эффективному трудоустройству и безболезненной адаптации в новой должности. При этом трудоустройство выпускников не обязательно подразумевает работу в определенной должности на базовых предприятиях образовательного учреждения, главное — помочь выпускнику найти место работы в соответствии с его запросами. Рекомендуется организовывать программы само продвижения студентов на рынке труда с использованием современных информационных технологий (резюме). Возможна также подготовка карты потребностей предприятий и организаций в выпускниках той или иной специальности.
Основополагающие принципы данных трех блоков применяются не только на завершающем этапе обучения в вузе, но и на более ранних ступенях обучения в Ассоциации «Университетский учебный комплекс», о чем свидетельствует динамика трудоустройства выпускников 9 и 11 классов школ, гимназий и лицеев, входящих в состав комплекса.
Данные трудоустройства показывают, что после окончания 9 классов большинство выпускников предпочитает поступать в 10 класс и с каждым годом это количество растет (71,9 % в 2012 г. и 79,4 % в 2013 г.) Если говорить о поступлении в профессиональные учебные заведения, то большей популярностью пользуются учреждения НПО (16 % поступивших в 2012 г. против 14 % в 2013 г. поступивших в учреждения в СПО).
Динамика трудоустройства выпускников 11 классов свидетельствует о том, что все больше выпускников стремится поступить в вузы. Об этом говорит увеличение количества поступающих и поступивших (51 % в 2012 г. против 64 % в 2013 г.) Второе, по популярности, место занимают учреждения СПО: после окончания 11 классов сюда в 2013 г. поступило 25 %, что по сравнению с 2012 г. на 1,5 % больше. В учреждения НПО стремится поступить лишь одна восьмая часть всех выпускников.
В Ассоциации «Университетский учебный комплекс» выстроена четкая система, с помощью которой отслеживалось трудоустройство выпускников 9 и 11 классов учебных заведений, входящих в состав комплекса. Такой системой является система интегративной преемственности образования [6], реализуемая на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства Ассоциацией «Университетский учебный комплекс».
Одной из проблем, решаемой в рамках данной системы является выявление потребности региона в специалистах строительного профиля. В современной России, в том числе и в Пензенской области, система обязательного распределения после окончания вуза отсутствует. Но практика прошедших после ее отмены лет показывает, что оставлять без внимания процесс трудоустройства выпускников невыгодно ни одной из трех заинтересованных в решении проблемы сторон: молодым специалистам, вузу и работодателю.
Молодым специалистам приходится самостоятельно искать места для трудоустройства. Наблюдается рост конкуренции среди специалистов, а также общее сокращение числа рабочих мест в связи с кризисным состоянием экономики страны. Кроме того, трудности с трудоустройством на работу усугубляются отсутствием у выпускников необходимой информации о предприятиях-работодателях. В то же время предприятия, зачастую ослабленные и снизившие свою производительность, не знают о молодых, подготовленных на современном уровне специалистах, способных своими знаниями и трудом поднять производительность и вывести их из кризиса.
Областная служба занятости населения, задачей которой является организация связи между предприятиями и специалистами, не может полностью обеспечить трудоустройство выпускников вузов. Областная служба занятости занимается трудоустройством всего населения, не выделяя молодых специалистов [7].
Рынок труда специалистов с высшим образованием имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при организации работы по трудоустройству. Так, например, в регионе растет число студентов, но это увеличение при общем падении производства не может не сказаться на их востребованности. В отличие от рынка труда в целом, рынку молодых специалистов присущи противоречия между:
- социальными и профессиональными ориентациями молодежи и потребностями предприятий;
- задачей подготовки вузами молодых специалистов в соответствии с требованиями заказчиков и существующей системой вузовского образования;
- преобладанием теоретической подготовки выпускников и отсутствием необходимых навыков практического использования полученных знаний;
- жизненными и профессиональными притязаниями выпускников и реальными возможностями их осуществления.
В условиях рынка молодой человек должен иметь свободу выбора в соответствии со своими возможностями и желаниями, но ему нужна квалифицированная помощь заинтересованных в его востребованности людей.
Литература:
1. Каргина, Е. М. Профилизация региональной образовательной среды в аспекте функционирования Университетского учебного комплекса / Е. М. Каргина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2007. — № 8. — С. 178–183.
2. Каргина, Е. М. Формирование готовности участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 4. — С. 108–111.
3. Баженов, Р. И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2014. — № 3 (93). — С. 174–175.
4. Баженов, Р. И. О методике преподавания дисциплины «Управление проектами информационных систем» // Современные научные исследования и инновации. — 2014. –№ 3 (35). — С. 55.
5. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А. П. Егоршина. — Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 624 с. — С.26.
6. Каргина, Е. М. Реализация принципа преемственности в профильной образовательной деятельности Ассоциации «Университетский учебный комплекс» / Е. М. Каргина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2008. — № 9. — С. 86–89.
7. Вражнова, М. Служба по трудоустройству в техническом вузе / М. Вражнова // Высшее образование в России. –1999. — № 6. — С.16.