В статье представлен анализ проблемы взаимообусловленности процессов трудоустройства и специализации подготовки обучающихся в условиях профилизации образовательной среды. Процесс трудоустройства выпускников вуза представлен как алгоритм последовательной и непрерывной образовательной деятельности Университетского учебного комплекса Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
Ключевые слова: взаимообусловленность процессов, трудоустройство, специализация подготовки обучающихся, профилизация образовательной среды, Университетский учебный комплекс.
Актуальность рассмотрения представленной проблемы связана с существующими социально-экономическими условиями, диктующими необходимость соотнесения специализации и трудоустройства обучающихся [1].
В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС), где с самых ранних этапов обучения (детский сад, начальная школа) начинается процесс профилизации образования, момент поступления в вуз — осознанный, обоснованный, внутренне мотивированный выбор абитуриента и, соответственно, на момент окончания вуза выпускается полноценный, квалифицированный специалист, мотивированный на получение работы по полученному профилю. Процесс трудоустройства по изучаемому профилю в ПГУАС представляет собой отработанный алгоритм действий: от составления резюме на первых курсах обучения, пассивной и активной практики до оказания реальных взаимовыгодных услуг предприятиям и организациям города и области (составление архитектурных и дизайнерских проектов, расчет строительной сметы, работа в автосалонах и станциях технического обслуживания, функция помощника бухгалтера и т. д.).
В аналогичных вузах строительной направленности, не реализующих принципы профилизации обучения или реализующих в недостаточной степени, не прослеживается прямой зависимости между специализацией будущего специалиста и трудоустройством выпускника. В подобных вузах можно отметить более низкий уровень трудоустройства выпускников, чем в ПГУАС, что можно объяснить отсутствием приоритета принципов профилизации в образовательном процессе.
Одной из наиболее актуальных педагогических проблем является проблема трудоустройства выпускников высших профессиональных заведений. Использование принципа профилизации образовательной среды в деятельности администраций учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс» (УУК) позволяет снизить уровень безработицы среди выпускников вуза, в частности среди специалистов, выпускаемых Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства. Зная общее количество учащихся по определенному профилю в специализированных классах учреждений общего образования УУК, можно реально определить планируемое количество абитуриентов по каждому направлению подготовки в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства. Последовательная совместная работа представителей администрации учебных заведений разных ступеней, входящих в состав учебного комплекса ПГУАС, решает данную проблему на двух уровнях:
- с одной стороны, способствует быстрому включению выпускника в профессиональную деятельность, тем самым, снизив сроки адаптации начинающего специалиста к профессии и сняв психологический барьер перед поиском работы;
- с другой стороны, обеспечивает производство высококвалифицированными специалистами, владеющими профессиональными знаниями не только теоретически, но и обладающими практическими умениями и навыками.
В традиционной системе обучения в результате ведомственной раздробленности учебные учреждения разного уровня изолированы друг от друга, что делает практически невозможным плановый расчет количества поступающих в учреждения профессионального образования разного профиля. Отсутствие планового расчета контингента учащихся профессиональных учебных заведений в традиционной системе образования создает дополнительные проблемы при трудоустройстве выпускников. Эта проблема по сути дела практически перекладывается на плечи молодых специалистов.
В системе непрерывной профильной практической подготовки студентов ПГУАС особую роль играют работодатели. Для них готовятся сборники профессиональных резюме, они приглашаются на защиту заказанных ими дипломных проектов, им в период практик направляются рекламные письма, с ними заключаются договора о сотрудничестве. Трудоустройство выпускников вуза по ряду направлений подготовки осуществляется на основе прямых контактов между учебным заведением и заказчиком, то есть по принципу рынка труда.
Применение принципа профилизации образовательной среды в управлении учебными заведениями отличает Ассоциацию «Университетский учебный комплекс» от традиционных учебных заведений. Сопоставив деятельность администрации Ассоциации УУК и администрации традиционных учебных заведений на разных этапах в плане прогнозирования количества набора учащихся, можно отметить следующие отличительные черты (табл. 1).
Таблица 1
Сопоставительная характеристика деятельности учебных заведений по прогнозированию набора учащихся
Ступень обучения |
Администрация традиционного учебного заведения |
Администрация Ассоциации «Университетский учебный комплекс» |
Дошкольное обучение |
Прием всех желающих дошкольников определен в основном близостью проживания |
Прием детей определен интересом к определенной сфере деятельности (на элементарном уровне) |
Общеобразовательные учреждения |
Прием обучающихся независимо от профильного деления в старших классах и планов обучающихся относительно дальнейшего обучения или начала профессиональной деятельности |
Прием обучающихся с учетом выбора сферы будущей профессиональной деятельности. Администрация ориентируется на количество мест конкретного направления подготовки в вузе |
Учреждения профессионального образования |
Администрация принимает обучающихся с учетом количества мест. В случае контрактного обучения — набор практически не ограничен |
Администрация ориентирована на количество требуемых выпускников определенного направления благодаря взаимодействию с предприятиями и организациями |
В Ассоциации «Университетский учебный комплекс» осуществляется непрерывный контроль за качеством практической подготовки обучающихся, учитывающий реальное трудоустройство выпускников, запросы предприятий на трудоустройство выпускников, реальную работу студентов в коммерческих, экономических, производственных структурах, результаты социологических опросов студентов и преподавателей, оценки содержания и динамики изменений профессиональных резюме студентов в течение всего периода их обучения в вузе [2]. Данный принцип базируется на контроле от поступления в учебное заведение Ассоциации до трудоустройства. В течение всего этого периода обучающийся находится в поле зрения дирекции Университетского учебного комплекса, преподавателей, руководства шефствующих организаций и предприятий.
Главными потребителями выпускников ПГУАС являются предприятия и организации строительного комплекса Пензенской области, поэтому в данной работе, помимо анализа обучения на всех ступенях системы образования, важно дать оценку состояния строительного комплекса региона на современном этапе.
Другой важной причиной, объясняющей необходимость анализа строительного комплекса, является положение дел в данной отрасли. Если раньше строительство выполняло лишь роль дополняющего фактора к основному инвестиционному направлению — сохранению, реновации и реконструкции основных фондов и объектов инфраструктуры, то на сегодняшний день строительство играет одну из ведущих и определяющих ролей в политике региона.
Темпы, пропорции, эффективность экономического и социального развития в значительной степени связаны с эффективной деятельностью строительного комплекса, выполняющего совместно с машиностроением функцию возобновления и расширения основных фондов. Особенно возросла роль строительного комплекса в условиях проводимой реформы (строительство как одна из приоритетных программ развития Пензенского региона) и структурной перестройки народного хозяйства. Одним из первых строительный комплекс создал структуру управления, адекватную рыночным отношениям. В настоящее время он представляет собой совокупность подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, стройиндустрии, механизации и транспорта, проектных, научно-исследовательских, инжиниринговых и лизинговых фирм и других формирований [3].
На сегодня строительный комплекс Пензенского региона, как и на всей территории РФ, представлен рынком жилья, объектами социально-культурной сферы и промышленным строительством, реконструкцией и техническим перевооружением. Наблюдается постоянная и значительная потребность в продукции строительства, и в особенности со стороны социальной сферы. Это одно из объективных условий, обеспечивающих возможность ускоренного перевода строительного комплекса в рыночные отношения. Преобразование необходимо начать с оценки перспективы возможностей инвестиционно-строительного сектора, в основу которой закладывается концепция устойчивого развития комплекса. Она предполагает изменение темпов роста объемов строительного производства с одновременным качественным преобразованием характера, структуры и научно-технического уровня создаваемой строительной продукции, для создания которой потребуются высококвалифицированные бакалавры и магистры, выпускаемые Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства.
Уровень развития строительного сектора страны является одним из мотивирующих факторов в выборе и получении профессии по данному профилю, поскольку оценка перспектив работы по выбранному направлению подготовки представляет собой оценку выпускниками того, насколько реальна возможность работы по выбранной профессии после окончания обучения. Профессиональная деятельность определяется как процесс применения сформированных компетенций на практике.
Работа по выбранной профессии и успешная карьера является реализацией главной цели обучения. Только достижение данной цели гарантирует удовлетворение потребителя от полученной образовательной услуги. На реализацию данного принципа направлена деятельность Ассоциации «Университетский учебный комплекс»: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства предоставляет студенту возможность оценить перспективы его работы по выбранному направлению подготовки уже в процессе обучения.
Литература:
1. Каргина, Е. М. Теоретико-методологические основы профилизации педагогического процесса в техническом вузе: монография / Е. М. Каргина. ‒ Москва, 2007. ‒ 127 с.
2. Каргина, Е. М. Реализация принципа непрерывности профильного образования в аспекте функционирования Ассоциации «Университетский учебный комплекс» / Е. М. Каргина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2009. — № 3. — С. 132–137.
3. Амалиев, Т. И. О многомерности подходов и оценки состояния строительного комплекса России / Т. И. Амалиев // Экономика строительства. — 1997. — № 2. — С.18–36.