Передовые технологические процессы извлечения лома из железобетонных сооружений в отдаленных районах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 24.09.2014

Статья просмотрена: 1829 раз

Библиографическое описание:

Кириченко, А. С. Передовые технологические процессы извлечения лома из железобетонных сооружений в отдаленных районах / А. С. Кириченко, А. В. Букин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 74-78. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12728/ (дата обращения: 16.11.2024).

Рассмотрены технологии и оборудование для утилизации и переработки железобетонных конструкций с извлечением лома черных металлов и получением товарной бетонной фракции. Отмечены технологические процессы, ориентированные на работу в отдаленных районах. Даны конструктивные особенности и преимущества данного специализированного оборудования, факторы, определяющие экономическую эффективность его использования.

Ключевые слова: утилизация железобетона, переработка лома, технологическое оборудование, экономические преимущества.

В России в 1995–2007 годах происходил массовый вывод из эксплуатации низко эффективных мощностей предприятий и техники, еще советской постройки, что позволило России войти в число ведущих мировых экспортеров лома.

Так в 2005 году Россия заняла 1ое место в мире по экспорту лома черных металлов -12,6 млн т, из которого 10,8 млн т. было отгружено морем [1]. В преддверии дефолта 2008 года российский экспорт лома несколько снизился и составил 7,91 млн т (2009г.), из которых 4,82 млн т — морской экспорт [2]. На фоне стремительного роста мирового производства стали и высоко спроса на стальной лом и высоких цен Россия вновь вернулась в тройку ведущих мировых экспортеров лома.

Глобальный экономический кризис привел к сокращению потребности в ломе и падению цен на мировых и региональных рынках, что сделало ломозаготовку в отдаленных районах страны экономически не выгодной. В кризисный для отрасли 2009 год экспорт лома снизился до 3,7 млн тонн (морем 2,67 млн т) [3]. Кроме того, в последние годы на лом сдаются в основном металлоконструкции, машины и оборудование уже производства России, первых лет работы в условиях рынка, когда видимое потребление стали в стране существенно сократилось [4]. Эта тенденция проявляется и других республиках СНГ.

Сбор лома в целом в странах СНГ в 2013 году упал на 7 %, а его экспорт за пределы СНГ снизился на 8 %. до 4,9–5 млн  тонн. Существенное уменьшение сбора и потребления лома за 2012–2013 г.г. отмечено на Украине — на 27 и 24 % соответственно. В России по итогам 2013 г показатели сбора лома снизились на 11–12 %, потребление на 4 % (к 2012г.).

В тоже время по прогнозу производство стали в России к 2020 г. вырастет на 13 % (в том числе на 25 % — конвертерной и на 47 % — электростали) [4]. Потребность в ломе при таком прогнозе по экспертным оценкам вырастет до 28 млн т, или на 35 %, по сравнению с относительно благополучным докризисным 2007 годом, что приведет к определенному дефициту лома и необходимости задействовать дополнительные вторичные ресурсы [5,6].

В кризисных условиях мировой и отечественной экономики экспорт лома для многих предприятий отрасли заготовки и переработки вторичных металлов является основным источником пополнения валютных средств и инвестирования в новое оборудование. По данным ГТК РФ экспорт лома и отходов черных металлов России сократился в 2013 году до 3,75 млн  тонн (против 4,3 млн т в 2012 году) [7, 8].

За последнее годы в структуре ломообразования произошли некоторые изменения — снизилась доля оборотного лома (около 20 % в объемах образования и потребления лома) из-за совершенствования процессов непрерывной разливки стали [9, 10]. Проявляется тенденция роста образования нового лома, около 15 % всего ломообразования, преимущественно за счет транспортного и строительного лома [11, 12, 13].

За последние десять лет доля машиностроения как генератора лома сократилась с 48 % до 35 %, доля строительства выросла с 28 до 38 %. Строительный лом и лом транспортных средств — две позиции в структуре ломообразования, по которым имеет место неуклонного роста абсолютных объемов и доли в общем объеме ломозаготовки в стране.

Генеральным направлением в увеличении ломосбора и роста степени рециклинга черных и цветных металлов является использование новых технологий и высокопроизводительного оборудования [14,15]. А также внедрение передового зарубежного опыта [16].

Ранее стальной лом из ЖБИ в нашей стране не извлекался. Однако в последние годы, в связи с массовым сносом блочных домов первых массовых серий в крупных городах России начала внедряться технология переработки ЖБИ, по которой производится разборка зданий, сооружений; вывоз образовавшихся строительных отходов и строительного мусора на переработку, с целью выделения бетонной фракции, пригодной для использования в дорожном строительстве, стального лома и остатка строительного мусора, подлежащего захоронению. Для этого применяются стационарные комплексы, обеспечивающие дробление ЖБИ до фракций требуемых размеров и выделение железных включений [17]. Такие комплексы экономически оправданы при гарантированном и стабильном объеме переработки исходного сырья и при небольших расстояниях перевозок.

В тоже время в стране происходит накопление отслуживших свой срок сооружений и зданий из железобетона, которые территориально отдаленны от крупных городов, где организована переработка ЖБИ. В последние годы в передовых зарубежных странах был разработан комплекс оборудования для рециклинга ЖБИ в отдаленных районах и возвращения образующихся материалов во вторичный оборот. Этот комплекс состоит из экскаватора и комплекта навесного оборудования, в который входят:

Механические ножницы по бетону и арматуре являются основным инструментом для демонтажа железобетонных конструкций. Производительность-до 12–16 циклов в минуту. Резка выполняется в пределах вылета стрелы экскаватора (с гидравлическим приводом). В центре ножниц встроены стальные лезвия, что позволяет резать трубы и арматуру (Рис.1).

Рис. 1. Универсальные ножницы

Рис. 2. Ножницы для металла

Механические ножницы для резки стали и для ломозаготовки предназначены для обработки лома стальных сварных балок, швеллеров, уголков, они производят до 12–14 циклов в минуту (Рис.2). Лезвия легко заменяются и переустанавливаются благодаря специальной системе быстрого съема. Смонтированные на конце стрелы ножницы выполняют резку в любой позиции в пределах вылета стрелы. Наиболее эффективны при ломозаготовке и утилизации стальных ферм, мостов, мачт, павильонов. Применяются как для стальных, так и алюминиевых конструкций.

Широкозахватные ножницы для резки арматуры на прутки — обеспечивают дробление арматуры на куски (длиной обычно от 60–150 мм) с целью увеличения удельной плотности лома до значений, соответствующих маркам товарного лома [18]. Они имеют механический привод. Ширина захвата (типовых конструкций) 570–610 мм (Рис.3).

Рис. 3. Измельчитель арматуры

Рис. 4. Измельчитель бетона

Измельчитель бетона — навесное оборудование на стрелу, дробит бетонные балки, плиты, перекрытия на щебень фракции 6–12 см, используемый в дорожном строительстве (Рис.4.). Для демонтажа особо прочных монолитных железобетонных конструкций в состав оборудования включают и навесной гидравлический молот (Рис.5).

Рис. 5. Гидравлический молот

Рис. 6. Грейфер для лома

Гидравлический полноповоротный грейфер для лома предназначен для погрузки (Рис.6).

Экскаватор с комплектом сменного оборудования всегда готов к изменению характера работ — от сноса бетонных зданий и сооружений, до разделки на лом стальных конструкций, судов и прочее. При сезонных спадах в объемах работ, неблагоприятной конъюнктуре цен на лом, экскаватор можно перевести и на землеройные работы ковшом. Ковш также используется при отгрузке строительного мусора. Это обеспечивает высокую загрузку техники в течение и ее окупаемость, снижает инвестиционные риски.

Данная технология требует минимума техники. Современные конструкции экскаватора и сменного оборудования позволяют осуществлять замену навесного оборудования одним экскаваторщиком без тяжелого ручного труда. Часть оборудования экскаваторщик заменяет не выходя из кабины. Смена более сложного оборудования требует операций по отключению/подключению системы гидравлики. Для вывоза фракций измельченного бетона и мусора целесообразен большегрузными самосвалами, а при местных перевозках по бездорожью — составами из трактора и прицепа-самосвала [19].

По этой технологии отделение арматуры, стальных балок и др. металла выполняет стрелой экскаваторщик при работе универсальными ножницами. Некоторые остатки не извлеченного металла дробятся и попадают в товарную смесь для дорожного покрытия. Они не оказывают отрицательного воздействия и даже улучшают прочностные характеристики покрытия, и тем самым также вовлекаются во вторичный полезный оборот.

При увеличенном объеме работ по сносу в зарубежной практике также применяют модифицированную схему, в которой работают 2 экскаватора- один все время меняет навесное оборудование, другой экскаватор-разрушитель постоянно работает с более производительной поворотной головкой универсальных ножниц, которая при монтаже требует больше времени на наладку (Рис.7).

Рис.7. Полноповоротные универсальные ножницы.

Экскаваторы-разрушители имеют высокую стрелу для разборки многоэтажных зданий и, обычно, телескопическую систему подъема кабины для улучшения обзора, а в наиболее производительных механизмах на конце стрелы устанавливают еще и видеокамеру, передающую изображение на дисплей экскаваторщику. На объекты с еще большим объемом работ по сносу целесообразно перемещать мобильный дробильно-сортировочный комплекс с магнитным сепаратором. Вначале экскаватор осуществляет разборку здания.Через мобильный комплекс пропускается весь объем раздробленного сырья, с извлечением магнитной сепарацией до 95 % железного лома. По завершении работ комплекс перемещают на соседнюю площадку, а экскаваторы переходят к отгрузке на транспорт лома, бетонных фракции и отправке строительного мусора. За рубежом для перевозок шире используют крупнотоннажные контейнеры с открытым верхом [20, 21]. В странах Западной Европы при доставке лома они экономически более эффективны [22,23].

В свое время активное развитие технологии переработки ЖБИ дала правительственная программа ФРГ по ликвидации блочных зданий и различных железобетонных объектов на территории бывших воинских частей Группы советских войск в Германии. Были полностью рекультивированы значительные территории военных полигонов и воинских частей, демонтированы и переработаны сборно-железобетонные здания казарм, складов, гаражей, а также железобетонных сооружений оборонительного характера.

Для этой технологии характерно в основном местное использование производимой — щебеночной фракции для улучшения состояния покрытия местных дорог, грузовых дворов предприятий, складских площадей, токов сельхозпроизводителей и прочее. В зарубежной практике демонтаж отдаленных конструкций из ЖБИ рассматривается как экологическая услуга, развитие которой стимулируется и субсидируется государством. Заказчиком услуги выступает организация, куда поступает бетонная фракция. Организация — производитель работ получает доход: от продажи товарного лома; от продажи товарной фракции бетонного щебня третьим лицам: от государства, в рамках экологической программы за объем выполненных работ по сносу конструкций из ЖБИ, и от основного заказчика — за объем работ по улучшению дорожного полотна. Технология заслуживает более широкого применения в отечественной практике и в работе ломоперерабатывающих специализированных предприятий.

Литература:

1.         Кириченко С. А., Кириченко А. С. Экспорт лома и макроэкономические тенденции // Вторичные металлы. 2008. № 1. С.44–50.

2.         Кириченко С. А. Перевозка лома через морские порты России // Вторичные металлы. 2009. № 2. С.12–13.

3.         Кириченко С. А., Кириченко А. С.Упущенные возможности при морском экспорте лома // Вторичные металлы. 2009. № 6. С. 21.

4.         Уточкин Ю. И., Семин А. Е. Электросталеплавильное производство в России должно преодолеть тридцатилетнее отставание // Электрометаллургия. 2004. № 6. С. 2.

5.         Чижиков А. Г., Черноусов П. И., Чижикова И. И. Сырьевая безопасность предприятий черной металлургии РФ // Вторичные металлы. 2010. № 5. С. 32.

6.         Чижиков А. Г., Семин А. Е., Черноусов П. И. Среднесрочный прогноз ситуации на рынке черных металлов // Вторичные металлы. 2011. № 6. С.29–30.

7.         Сипаро К. А., Ермолов В. М., Кириченко И. С. Экспорт лома черных металлов. Перевалка лома через российские порты // Вторичные металлы. 2014. № 3. С. 36–39.

8.         Сипаро К. А. Перевалка российских внешнеторговых грузов в отечественных и зарубежных портах // Интегрированная логистика. 2014. № 3. С. 20–23.

9.         Сёмин А. Е., Смирнов Н. А.От лома до качественной стали // Электрометаллургия. 2008. № 5. С. 44–46.

10.     Кириченко А. С., Сипаро К. А., Букин А. В. Экспорт черного лома и проблемы обеспечения морских перевозок // Вторичные металлы. 2014. № 5. С. 20 -23.

11.     Серегин А. Н., Кириченко А. С. Авторециклинг в московском регионе// Вторичные металлы. 2013. № 5. С. 41–44.

12.     Чижиков А. Г., Семин А. Е., Чижикова И. И. Автомобильный лом в структуре металлофонда России и технические решения по его утилизации // Электрометаллургия. 2010. № 4. С. 31–36.

13.     Ратнов А. С., Черноусов П. И. Использование строительного металлолома // Вторичные металлы. 2012. № 2. С. 47–50.

14.     Юсфин Ю. С., Черноусов П. И. Утилизация вторичных материальных ресурсов // Металлург. 1998. № 2. С. 30.

15.     Серегин А. Н., Ермолов В. М., Степанян А. С., Арсентьев В. А. Технологии и оборудование для утилизации металлосодержащих отходов // Вторичные металлы. 2009. № 5. С. 48–51.

16.     Кириченко В. Н. Ломоперерабатывающие предприятия Европы // Рынок вторичных металлов. 2003. № 6. С.38–40.

17.     Кириченко А. С. Лом из железобетона // Вторичные металлы. 2010. № 1. С.46–47.

18.     Супрун В. Н., Семин А. Е. Плавление лома и предъявляемые к нему требования // Рынок вторичных металлов. 2007. № 2. С.24–26.

19.     Кириченко В. Н. Спецтехника для перевозки лома// Рынок вторичных металлов. 2007. № 1. С. 68–68.

20.     Гагарский Э. А., Кириченко С. А., Кириченко А. С. Развитие контейнерных перевозок лома // Бюллетень транспортной информации. 2009. № 2. С. 18–21.

21.     Гагарский Э. А., Кириченко С. А., Кириченко А. С. Развитие перевозок насыпных и навалочных грузов в универсальных контейнерах // Бюллетень транспортной информации. 2010. № 4. С. 14–18.

22.     Гагарский Э. А., Кириченко С. А. Перевозка металлолома в крупнотоннажных контейнерах // Морские порты России. 2010. № 8. С. 68–70.

23.     Гагарский Э. А., Кириченко С. А., Трихунков М. Ф.Тенденции развития контейнерных транспортно-технологических систем на современном этапе // Бюллетень транспортной информации. 2011. № 2. С. 3–7.

Основные термины (генерируются автоматически): Вторичные металлы, экспорт лома, лома черных металлов, мировых экспортеров лома, товарного лома, и потребления лома, Экспорт лома, конструкций с извлечением лома, экспорту лома черных, российский экспорт лома, переработка лома, процессы извлечения лома, лома и отходов черных, экономики экспорт лома, г показатели сбора лома, лома и остатка строительного, доля оборотного лома, лома в целом в странах, сбора и потребления лома, генератора лома.


Ключевые слова

технологическое оборудование, утилизация железобетона, переработка лома, экономические преимущества., экономические преимущества

Похожие статьи

Системный анализ технологии получения повидла из вторичного сырья соковых производств

Проведен системных анализ технологии получения сахаросодержащих продуктов из вторичного сырья соковых производств. На основе комплексного анализа определены пути интенсификации производства и улучшения организации протекающих процессов. Составлен мат...

Перспективы промышленного производства геополимерных вяжущих на основе отходов горнодобывающей промышленности

Рассмотрены преимущества технологии геополимерных материалов. Приведен анализ проблем, не позволяющих наладить промышленное производство и широкое использование этих материалов в строительстве. Предложены пути решения этих проблем.

Повышение качества овощной продукции при механизированной уборке в контейнеры

Рассмотрены проблемы и перспективы совершенствования машинных технологий уборки овощей. Приведены результаты исследований технологических процессов уборки и транспортировки овощей в контейнерах с оценкой их влияния на качество получаемой продукции.

Особенности ресурсосбережения в газовой промышленности

В данной статье рассмотрены особенности ресурсосбережения в газовой промышленности. Представлены научные и проектные наработки по этому направлению. Проведен анализ средних расходов компаний РФ на энергоресурсы в 2019 году. Определена функциональная ...

Особенность коррозионной стойкости сварных соединений при проведении экспертизы промышленной безопасности технологического оборудования нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Часть 2

В данной работе произведен дальнейший анализ коррозионной стойкости сварных соединений и рассмотрены четвертая и пятая группы сварных соединений подверженных коррозионным разрушениям, которые необходимо учитывать при проведении экспертизы промышленно...

Подход к техническому диагностированию корпусного оборудования из двухслойных сталей

В данной статье рассмотрен алгоритм и некоторые технологические варианты сварки двухслойных сталей. Рассмотрены зоны сварного соединения с точки зрения наиболее вероятного образования дефектов и вследствие этого подход к техническому диагностированию...

Подсистема анализа и визуализации в составе автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей на ОАО «Волтайр-Пром»

В статье рассматриваются вопросы снижения уровня брака в шинной промышленности, за счет внедрения подсистемы анализа и визуализации в состав автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей. Показана архите...

Природные материалы для очистки сточных вод от нефтепродуктов

Рассмотрена возможность использования природных материалов органической природы в качестве сорбентов для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. Приведены результаты экспериментальных исследований сорбционной емкости и удерживающей способности,...

Совершенствование строительства монолитных зданий с применением технологии мокрого фасада

В данной научной статье описание технологии мокрого фасада, а также его основные конструктивные составляющие элементы, кратко рассмотрены основные этапы монтажа установки. Далее, проанализированы основные преимущества и недостатки данной технологии, ...

Комплекс геолого-технологических исследований скважин месторождения Кумколь

Рассмотрены особенности проведения геолого-технологических исследований и газового каротажа при бурении скважин на нефть и газ месторождения Кумколь. Предлагаются пути устранения или уменьшения воздействия негативных факторов, влияющих на информативн...

Похожие статьи

Системный анализ технологии получения повидла из вторичного сырья соковых производств

Проведен системных анализ технологии получения сахаросодержащих продуктов из вторичного сырья соковых производств. На основе комплексного анализа определены пути интенсификации производства и улучшения организации протекающих процессов. Составлен мат...

Перспективы промышленного производства геополимерных вяжущих на основе отходов горнодобывающей промышленности

Рассмотрены преимущества технологии геополимерных материалов. Приведен анализ проблем, не позволяющих наладить промышленное производство и широкое использование этих материалов в строительстве. Предложены пути решения этих проблем.

Повышение качества овощной продукции при механизированной уборке в контейнеры

Рассмотрены проблемы и перспективы совершенствования машинных технологий уборки овощей. Приведены результаты исследований технологических процессов уборки и транспортировки овощей в контейнерах с оценкой их влияния на качество получаемой продукции.

Особенности ресурсосбережения в газовой промышленности

В данной статье рассмотрены особенности ресурсосбережения в газовой промышленности. Представлены научные и проектные наработки по этому направлению. Проведен анализ средних расходов компаний РФ на энергоресурсы в 2019 году. Определена функциональная ...

Особенность коррозионной стойкости сварных соединений при проведении экспертизы промышленной безопасности технологического оборудования нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Часть 2

В данной работе произведен дальнейший анализ коррозионной стойкости сварных соединений и рассмотрены четвертая и пятая группы сварных соединений подверженных коррозионным разрушениям, которые необходимо учитывать при проведении экспертизы промышленно...

Подход к техническому диагностированию корпусного оборудования из двухслойных сталей

В данной статье рассмотрен алгоритм и некоторые технологические варианты сварки двухслойных сталей. Рассмотрены зоны сварного соединения с точки зрения наиболее вероятного образования дефектов и вследствие этого подход к техническому диагностированию...

Подсистема анализа и визуализации в составе автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей на ОАО «Волтайр-Пром»

В статье рассматриваются вопросы снижения уровня брака в шинной промышленности, за счет внедрения подсистемы анализа и визуализации в состав автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей. Показана архите...

Природные материалы для очистки сточных вод от нефтепродуктов

Рассмотрена возможность использования природных материалов органической природы в качестве сорбентов для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. Приведены результаты экспериментальных исследований сорбционной емкости и удерживающей способности,...

Совершенствование строительства монолитных зданий с применением технологии мокрого фасада

В данной научной статье описание технологии мокрого фасада, а также его основные конструктивные составляющие элементы, кратко рассмотрены основные этапы монтажа установки. Далее, проанализированы основные преимущества и недостатки данной технологии, ...

Комплекс геолого-технологических исследований скважин месторождения Кумколь

Рассмотрены особенности проведения геолого-технологических исследований и газового каротажа при бурении скважин на нефть и газ месторождения Кумколь. Предлагаются пути устранения или уменьшения воздействия негативных факторов, влияющих на информативн...

Задать вопрос