Выборы мэра в крупных городах России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 28.09.2014

Статья просмотрена: 819 раз

Библиографическое описание:

Авдеев, И. М. Выборы мэра в крупных городах России / И. М. Авдеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 152-153. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12782/ (дата обращения: 19.12.2024).

Перед тем как непосредственно перейти к исследованию сущности выборов мэра в России, определим его правовой статус, а также рассмотрим историю данного вопроса.

Все города в России, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, являются муниципальными образованиями (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения и являются субъектами).

Мэр города — это высшее должностное лицо муниципального образования.

В разных регионах России должность высшего должностного лица муниципального образования называется по-разному: «глава города (района, поселка, села)», «мэр города (района)», «глава местного самоуправления» и т. д. Это определяется уставом муниципального образования.

Деятельность мэра города (главы муниципального образования) регулируется Федеральным законом РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.

В России должность мэра была введена в 1991 году и существует до настоящего времени. Вместе с тем процесс выборов мэра города в России постоянно видоизменяется, что вызывает массу противоречий и споров как среди политиков, так и среди простых граждан России.

Согласно конституции России, мэром города может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом. [1]

На данный момент в большинстве городов глава (мэр) города избирается депутатами представительных органов из своего состава. Политологи видят в этом прямую связь с отменой в 2004 году прямых выборов глав субъектов РФ. Когда в 2012 году прямые выборы глав субъектов РФ были возвращены, политологи заговорили о необходимости обязательного прямого избрания главы (мэра) города.

Так, 7 мая 2012 года Президент России Владимир Путин издал указ разработать законопроект об обязательной выборности главы муниципального образования. Такой проект был разработан и внесен правительством в Госдуму 31 августа 2012 года. Но никаких слушаний по нему проведено не было.

Напротив, 15 апреля 2014 года депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, создающий двухуровневую модель местного самоуправления в крупных городских округах.

Согласно данному законопроекту, в дополнении к пяти существующим видам муниципальных образований появятся еще два уровня: районный и городской. Райдумы избирают жители. Далее депутаты дум избирают из своего числа главу района и на конкурсе определяют районного сити-менеджера. [3]

Городская дума формируется из депутатов районных дум. Они избирают главу города из своего числа и на паритетных началах с губернатором входят в комиссию по назначению городского сити-менеджера. Реальная власть должна сосредоточиться именно в его руках. [4]

Таким образом, данный документ фактически предлагает отмену выборов мэров и депутатов крупных городов.

Причиной такого решения представители правящей партии Единая Россия называют неэффективность действующей системы выборов м’ра города, обусловленной рядом причин:

1)      слабое представительство на местном уровне;

2)      малое количество депутатов на жителей;

3)      французский и американский опыт непрямых выборов.

Кроме того, в числе доводов за реформу выборов м’ра единорос Каргинов, вспомнивший низкую явку на местных выборах, назвал «Люди устают от выборов, люди не хотят выборов, лучше, когда идут политические партии».

Вместе с тем, данная реформа выборов м’ра города вызвала серьезную критику со стороны оппозиции.

Так, Анатолий Грешников из «Справедливой России» указал на неэффективность института сити-менеджеров, регулярно снимаемых за воровство и неэффективность. «Это не просто вызовы народовластию, это похороны демократии, всей нашей партийной системы. Не лучше ли пойти по пути обеспечения МСУ хорошими налогами, акцизами, управлением экономики, а не тем, чтобы кроить систему выборов под одну партию», — говорит он. [4]

Кроме того, данная реформы вызывает ряд вопросов части ее правомерности, в первую очередь в части соответствия Европейской хартии местного самоуправления, где четко прописано верховенство прямой демократии, а не двухступенчатая система выборов.

Отметим, что данная реформа противоречит и непосредственно Конституции России, согласно которой «власть принадлежит народу». [1]

Кроме того, была проведена и параллель с событиями на Украине, так Дмитрий Гудков сказал: «К сожалению, в вашем законопроекте депутатам дается право отменить выборы, — разъяснял депутат. — Чем российские граждане хуже украинских? Мы от Украины требуем федерализации — прямые выборы мэров, губернаторов, а здесь отменяем».

Вышесказанное наглядно демонстрирует попытку правящей партии расширить сферу своего влияния и минимизировать риск победы оппозиционных кандидатов на выборах м’ра, как это произошло в Екатеринбурге (победил представитель партии «Гражданская плаnформа» Евгений Ройзман), в Петрозаводске (победила представитель «Яблока» Галина Ширшина) и в Новосибирске (победил коммунист Анатолий Локоть).

Кроме того, очередное сокращение выборных должностей в России может стать реакцией федеральных властей на резонансные конфликты между мэрами городов и руководителями регионов.

Очевидно, что к назначенным депутатами и губернаторами мэрам доверие людей будет меньше, чем к тем, кого они выбрали сами.

Показателен также тот факт, что «за» данный законопроект выступили 237 депутатов при необходимых 226.

Единственной перспективой сохранения действующей системы выборов мэра гражданами можно считать тот факт, что в законопроекте заложен принцип добровольности в создании внутригородских районов, и решение будет приниматься по желанию субъекта РФ с учетом местных особенностей.

Литература:

1.                  Конституция РФ от 12 декабря 1993 года в редакции от 21.07.2014 N 11-ФКЗ. [Электронный ресурс]: Доступ из Правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс»: Версия Проф.

2.                  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ в редакции от 21.07.2014 года. [Электронный ресурс]: Доступ из Правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс»: Версия Проф.

3.                  Законопроект № 469827–6 О внесении изменений в статью 26–3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

4.                  (в части уточнения общих принципов организации местного самоуправления). [Электронный ресурс]: Доступ из Правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс»: Версия Проф.

5.                  Дергачев В. // Люди не хотят выборов// Газета ру [Электронный ресурс]: Режим доступа — http://www.gazeta.ru/politics/2014/04/15_a_5994041.shtml Дата обращения: 08.08.2014

6.                  Рощина М.//За отмену выборов мэров проголосовала только «Единая Россия» // Коммерсант ру [Электронный ресурс]: Режим доступа — http://www.kommersant.ru/doc/2453383. Дата обращения: 08.08.2014

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, Россия, местное самоуправление, мэр города, высшее должностное лицо, Москва, Российская Федерация, Санкт-Петербург, Севастополь, Украина.


Задать вопрос