Интегративный подход к психологии материнства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 01.10.2014

Статья просмотрена: 320 раз

Библиографическое описание:

Басанова, Е. Е. Интегративный подход к психологии материнства / Е. Е. Басанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 382-384. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12792/ (дата обращения: 19.12.2024).

В статье представлены результаты исследования особенностей структур интегральной индивидуальности матерей, находящихся на разных этапах развития материнской сферы: молодых матерей и беременных женщин.

Ключевые слова: материнство, редукционистский подход, интегративный подход, теория интегральной индивидуальности.

Психология материнства — одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и не разработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине.

Необходимость изучения психологии материнства и подготовки специалистов в этой области обусловлена также бурным развитием такой отрасли психологической практики, как психологическая помощь матери и ребенку (коррекция развития ребенка и материнско-детского взаимодействия), включая младенчество и пренатальный период. К сожалению, в нашей стране активно развивающийся социальный запрос на такого рода психологические услуги сталкивается с полным отсутствием теоретического, методического и организационного обеспечения.

В психологической литературе материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины [4, 5]. Материнство как обеспечение условий для развития ребенка рассматривается в контексте материнско-детского взаимодействия. Основное внимание уделяется материнским качествам и характеристикам материнского поведения, а также их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические основы, влияющие на формирование личности ребенка.

Анализ литературы показал, что период беременности и после родов наиболее важный для становления материнской сферы и вместе с тем самый уязвимый для психики женщины [3, 4, 5]. Молодая женщина за относительно короткий срок трижды меняет свой социальный и биологический статус. В её организме происходят мощные гормональные перестройки, довольно быстро меняется архитектоника тела, по-новому распределяются режим дня, физические и психические нагрузки. В то же время в молодой семье перестраиваются отношения между супругами, женщина ищет новые пути взаимодействия с мужем, к тому же с рождением ребенка в семье происходит распределение ролей. Все эти процессы ведут к эмоциональным «сбоям» в психике молодой женщины. Подобный «сбой» может происходить на любом этапе материнства.

Послеродовой период является, возможно, еще более сложным для женщины, нежели период беременности. Несмотря на то, что в течение двух месяцев после родов у женщины полностью восстанавливаются генеративные органы и, с точки зрения медицины, она считается здоровой, то в психологической практике считается, что психическая адаптация женщины к материнству в среднем длится в течение восемнадцати месяцев.

От психологического здоровья женщины в период беременности и после родов зависит и будущее психическое здоровье ребенка. Поэтому необходимо изучение особенностей индивидуальности молодых матерей, чтобы вовремя оказать психологическую помощь тем, кто в ней нуждается.

В современной психологической науки сложились два основных подхода к исследованию индивидуальности человека: редукционистский и интегративный [1]. Редукционистский подход рассматривает индивидуальность с точки зрения одномерного пространства, поэлементно, изучая лишь одну её сторону. Интегративный подход изучает индивидуальность в совокупности всех имеющихся свойств, взаимовлияющих и взаимообогащающих друг друга. Ярким примером интегративного подхода является теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина [2].

Целью исследования является изучение особенностей индивидуальности молодых матерей в зависимости от этапа развития материнской сферы, а именно в период беременности и после рождения ребенка (эмпирический материал был собран Демченко И. Н.). Исследование осуществлялось с позиции теории интегральной индивидуальности.

Для реализации поставленной цели использовались следующие диагностические методики:

1.         Психодинамический уровень интегральной индивидуальности молодых матерей исследовался с помощью проективной методики «Я и мой ребенок» Г. Г. Филипповой и теста на измерение уровня тревожности Тейлора.

2.         Личностный уровень интегральной индивидуальности молодых матерей диагностировался с помощью проективной методики «Фигуры» Г. Г. Филипповой и теста «Удовлетворенность браком» Алешиной Ю. Е., Гозмана Л. Я., Дубовской Е. М.

3.         Социально-психологический уровень интегральной индивидуальности исследовался с применением методики «Hand-test» Вагнера.

Полученный эмпирический материал был обработан с помощью факторного анализа Терстоуна. В результате статистической обработки получились две факторные матрицы свойств интегральной индивидуальности беременных женщин и молодых матерей.

Рассмотрим факторную матрицу свойств интегральной индивидуальности беременных женщин (табл. 1).

Согласно табл. 1, в структуре интегральной индивидуальности беременных женщин выявлены два значимых фактора.

Таблица 1

Факторные структуры интегральной индивидуальности беременных женщин

Уровни ИИ

Фактор 1

Фактор 2

Ортогональные связи

Облические связи

ПДУ

5,0

-

14

-

ЛУ

3,13

3,13

СПУ

1,39

4,16

Фактор 1 можно считать психодинамическим, поскольку по средней величине насыщенности каждого уровня значимыми факторными весами, психодинамический уровень интегральной индивидуальности является лидирующим (5,0) по сравнению с личностным уровнем (3,13) и социально-психологическим (1,39).

Фактор 2 в группе беременных женщин является частичным, в него включены только личностный и социально-психологический уровни интегральной индивидуальности. Фактор 2 можно считать социально-психологическим, поскольку именно социально-психологический уровень интегральной индивидуальности наиболее насыщен факторными весами (4,16) по сравнению с личностным уровнем (3,13).

Два выделенных фактора в структуре интегральной индивидуальности беременных женщин являются ортогональными, т. е. независимыми и однозначными, так как не наблюдаются свойства, включенные в оба фактора.

Рассмотрим факторную матрицу свойств интегральной индивидуальности молодых матерей (табл. 2).

Согласно таблице 2, в структуре интегральной индивидуальности молодых матерей выявлены два значимых фактора.

Таблица 2

Факторные структуры интегральной индивидуальности молодых матерей

Уровни ИИ

Фактор 1

Фактор 2

Ортогональные связи

Облические связи

ПДУ

2,5

1,25

9

2

ЛУ

3,13

3,13

СПУ

2,77

2,77

Фактор 1 — полный, он представлен всеми тремя исследуемыми уровнями интегральной индивидуальности. Фактор 1 можно назвать личностным, поскольку личностный уровень наиболее насыщен факторными весами (3,13), нежели социально-психологический и психодинамический уровни (2,77 и 2,5 соответственно).

Фактор 2 также является полным, в него включены показатели всех трех исследуемых уровней интегральной индивидуальности. Фактору 2 присвоим название «личностный», поскольку по критерию насыщенности значимыми факторными весами личностный уровень интегральной индивидуальности молодых матерей преобладает (3,13) над социально-психологическим уровнем (2,77) и психодинамическим уровнем (1,25).

Выделенные факторы в структуре интегральной индивидуальности молодых матерей являются частично облическими, т. е. взаимодействуют между собой, поскольку два свойства социально-психологического уровня «страх» и «активная безличность» включены в оба фактора.

Итак, в результате качественного и количественного анализа, были выявлены существенные различия в структурах интегральной индивидуальности беременных женщин и молодых матерей.

Полученный материал позволил сформулировать следующие выводы:

1.         В факторной структуре беременных женщин выявлены два фактора, причем один фактор — полный, второй фактор — частичный, факторы являются ортогональными. В то же время в факторной структуре молодых матерей выявлены также два фактора, но оба фактора полные, в них включены свойства всех трех исследуемых уровней интегральной индивидуальности. Факторы являются частично облическими.

Следовательно, структуры интегральной индивидуальности молодых матерей более развиты и гармоничны, нежели структуры беременных женщин. Возможно, это связано с большей идентификацией себя как матери и удовлетворенностью материнством.

2.         В факторной структуре беременных женщин наибольшей приспособительной ролью обладают психодинамический уровень и социально-психологический уровень. В факторной структуре молодых женщин доминирует личностный уровень интегральной индивидуальности.

Беременные женщины в большей степени сосредотачивают внимание на динамику своего психического состояния, которое оказывает существенное влияние на удовлетворенность женщины своей новой ролью. Также беременные женщины более ориентированы на взаимодействие с окружающими, нуждаются в их оценке и поддержке.

В структуре интегральной индивидуальности молодых матерей наблюдается иная картина. Существенное влияние на удовлетворенность молодой матери своей ролью оказывают личностные свойства, в частности психологическая готовностью к материнству и удовлетворенность взаимоотношениями с супругом.

3.         Структуры молодых матерей различаются кардинальным образом, в зависимости от этапа развития материнской сферы. И при психологической работе с беременными женщинами и молодыми матерями необходимо учитывать это положение.

Литература:

1.                  Белоус, В. В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности /В. В. Белоус. — Пятигорск, 2004.

2.                  Мерлин, В. С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды /В. С. Мерлин / Под ред. Е. А. Климова. — Москва-Воронеж, 1996.

3.                  Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. — 2000. — № 5.- С. 18–27.

4.                  Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства /Р. В. Овчарова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

5.                  Филиппова, Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): интегральная индивидуальность, интегральная индивидуальность молодых матерей, интегральная индивидуальность беременных женщин, личностный уровень, социально-психологический уровень, психодинамический уровень, материнская сфера, период беременности, факторная матрица свойств, этап развития.


Ключевые слова

материнство, редукционистский подход, интегративный подход, теория интегральной индивидуальности., теория интегральной индивидуальности

Похожие статьи

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Сущность эстетического воспитания

В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Особенности формирования компетенций молодого специалиста с позиции теории капиталов: методологический аспект

В статье представлен методологический анализ формирования социальных и профессиональных компетенций молодого специалиста. Опираясь на положения теории капиталов П.Бурдье, Г.Беккера, Дж.Минсера, М.Фридмана, Т.Шульца, К.Маркса определено, что формирова...

Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях

В статье представлен теоретический анализ гендерной проблематики в психологии.

Применение модели информационного метаболизма для успешной реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся

Статья посвящена выделенным на основе базиса Юнга аспектам информационного метаболизма и важности применения знаний об оных для реализации индивидуального подхода к школьникам. В ней тезисно описана имеющаяся информация о нюансах аспектоники каждого ...

Методологические проблемы исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения

Статья посвящена анализу методологических оснований исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения, а именно, рассмотрению положений философского направления инвайронментализма и средового подх...

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...

О старости как последнем этапе онтогенеза

В статье представлен сравнительный анализ взглядов зарубежных и отечественных психологов на старость как последний этап онтогенетического развития, подробно рассмотрена теория стадий возрастного развития Э. Эриксона, проанализированы психологические ...

Роль и место исследовательской деятельности в юриспруденции

В статье рассмотрена роль исследовательской деятельности в юриспруденции, а именно рассмотрены четыре подхода, описывающие необходимость исследования современных проблем юриспруденции, которые заключаются в техногенности современного права, комплексн...

Похожие статьи

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Сущность эстетического воспитания

В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Особенности формирования компетенций молодого специалиста с позиции теории капиталов: методологический аспект

В статье представлен методологический анализ формирования социальных и профессиональных компетенций молодого специалиста. Опираясь на положения теории капиталов П.Бурдье, Г.Беккера, Дж.Минсера, М.Фридмана, Т.Шульца, К.Маркса определено, что формирова...

Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях

В статье представлен теоретический анализ гендерной проблематики в психологии.

Применение модели информационного метаболизма для успешной реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся

Статья посвящена выделенным на основе базиса Юнга аспектам информационного метаболизма и важности применения знаний об оных для реализации индивидуального подхода к школьникам. В ней тезисно описана имеющаяся информация о нюансах аспектоники каждого ...

Методологические проблемы исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения

Статья посвящена анализу методологических оснований исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения, а именно, рассмотрению положений философского направления инвайронментализма и средового подх...

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...

О старости как последнем этапе онтогенеза

В статье представлен сравнительный анализ взглядов зарубежных и отечественных психологов на старость как последний этап онтогенетического развития, подробно рассмотрена теория стадий возрастного развития Э. Эриксона, проанализированы психологические ...

Роль и место исследовательской деятельности в юриспруденции

В статье рассмотрена роль исследовательской деятельности в юриспруденции, а именно рассмотрены четыре подхода, описывающие необходимость исследования современных проблем юриспруденции, которые заключаются в техногенности современного права, комплексн...

Задать вопрос