Современный технический университет — этого крупный образовательный кластер, образовательно-научный центр, направленный на создание современной качественной образовательной среды, развитие научной инновационной деятельности, создание благоприятной эколого-социальной среды и формирование экологической культуры каждого преподавателя, научного сотрудника и обучающегося.
Воспитание и формирование у студентов высокой экологической культуры, нравственных идеалов является образовательным и социальнокультурным вектором развития технического университета.
С другой — экологическая образовательная среда в современном техническом вузе — комплекс мер и мероприятий, направленных на организацию учебно-воспитательного процесса с точки зрения экологии среды, выработка стратегии создания экологически здорового образа жизни всем участникам образовательного процесса, получения экологических знаний, формирования экологического сознания. Экологическая образовательная среда охватывает не только учебно-воспитательный процесс в техническом вузе, но и занятия спортом, питание, медицинское обслуживание, общение в ходе активного взаимодействия со студентами, преподавателями, администрацией вуза.
Мероприятия по созданию экологической образовательной среды предусматривают пересмотр первичных методов преподавания экологии с позиции «человек-профессия», «природа-жизнь», разработку новых образовательных технологий, более природосообразных и экологических.
Создание экологической образовательной среды в современном техническом вузе требует согласования в преподавании различных учебных дисциплин, введения в них соответствующих разделов, необходимых для понимания экологических проблем, и организацию учебно-воспитательного процесса в комплексе «образования — обучения — воспитания».
Образование в техническом вузе — результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, норм поведения, необходимых условий развития студента, его интеллекта, творчества, нравственности, подготовки к жизни и труду. Основные пути образования — обучение в вузе и самообразование.
Воспитание — процесс систематизированного и целенаправленного воздействия на духовные функции развития личности студента в целях его готовности к подготовке профессионалов в обществе и деятельности.
Обучение — основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно систематизированный. Осуществляемый процесс овладения знаниями, навыками и умениями, коммуникациями, нормами поведения студенческой молодёжи под руководством администрации, профессорско-преподавательского состава.
Таким образом, образование, воспитание и обучение тесно между собой взаимосвязаны и составляют основу экологической образовательной среды («три кита»).
С точки зрения образования требуется согласование в преподавании различных учебных дисциплин, введения в них соответствующих разделов, необходимых для понимания экологической проблемы, основанных на принципе междисциплинарности. Экологические знания должны включаться практически во все рабочие учебные программы дисциплин, от гуманитарных до профессиональных.
Необходимо в рамках обучения по всем дисциплинам получать необходимые экологические знания об улучшении и сохранении образовательной среды обучающихся. Преподавателям вуза необходимо проникнуть в сущность проблем взаимосвязи, взаимодействия экологии и среды обитания человека, увидеть их социальную основу, конкретно представить, какими средствами и способами решать задачи воспитании ответственного отношения студентов к экологии образовательной среды., способность воплощать знания в практику, умение сотрудничать друг с другом, поднимать уровень экологической культуры человека и общества в целом, совершенствовать морально-нравственный аспект студента преподавателя.
Экологическое образование, обучение и воспитание, непрерывное всестороннее формирование на их основе экологической образовательной среды представляют условие и путь к экологизации отношений общества и природы, отражают необходимость и потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения.
В период экологического кризиса формирование экологической образовательной среды приобретает особый социальный смысл. Экологическая образовательная среда современного технического вуза призвана формировать у студентов общественного экологическое мировоззрение, сознание, комплекс научных знаний по охране окружающей среды.
Содержание экологической образовательной среды в современном техническом вузе включает следующие элементы:
1) Благоприятные условия в стране, регионе, вузе, обеспечивает престиж высшего технического образования;
2) Приоритетный характер экологической подготовки студентов связанный не только с изучением экологических дисциплин, но и выделением часов в общем учебном времени на изучение элективных, альтернативных курсов по специальным дисциплинам с включением рефератов, семинаров, проектированием моделей экологических проблем и рисков, связанных с профессиональной деятельностью;
3) Высокий уровень преподавания экологических, инженерно-технических дисциплин, их нацеленность в первую очередь на расширение экологического кругозора, развитие экологического мышления, развитие готовности будущих инженеров решать профессиональные задачи как в стандартной, так в нетипичной, экстремальной экологической ситуации;
4) Особая роль самостоятельной работе студентов в учебном процессе, нацеленной на создание индивидуальной экологической образовательной среды личности студента, развитие его эколого-познавательной деятельности, мышления;
5) Акцент в учебном процессе на овладение систематизированными навыками ведения научно-исследовательской работы прогнозирования результатов принимаемых экологических решений;
6) Тесное взаимодействие в учебной практике экологических, общенаучных, гуманитарных и специальных знаний (написание студентами курсовых и дипломных работ с экологическими разделами, проведение научно-практических конференций, симпозиумов, деловых игр по методологическим вопросам научно-технического прогресса и вопросом экологической безопасности.
7) Чётко выраженная воспитательная роль экологической образовательной среды, обеспечение системного и целостного воздействия лекций и практических занятий на духовное и физическое развитие студентов, их способность анализировать, прогнозировать, влиять на настроение людей, развитие умений вести дискуссию, отстаивать своё мнение, точку зрения, экологическую культуру отношений к природе и тд.
8) Значимая роль внеаудиторной работы со студентами, индивидуальной работы, нацеленной на обеспечение здорового нравственно-психологического климата;
9) Экологический характер учебно-материальной базы, … от учебных аудиторий, лабораторий до экологии помещений для самостоятельной работы читальных залов, библиотек, столовых, мест отдыха, спортзалов.
10) Экологическое решение проблем медобслуживания, оздоровления, питания, обеспечения занятий физкультуры и спорта;
11) Важнейшим элементом создания экологической образовательной среды является система мер по привлечению к занятиям физкультуры и спорта.
Элементы содержания экологической образовательной среды в современном техническом вузе тесно взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на аксиологический, социокультурный и когнитивный аспекты экологических знаний студентов.
Аксиологический аспект экологических знаний в образовательной среде вуза рассматривается с точки зрения здоровьесберегающих, культурносообразных, профессиональных компонентов, направленный на комплексный подход к формированию экологической образовательной среды, на пересмотр образовательной среды.
Социокультурный аспект экологических знаний направлен на желание улучшить образовательную среду с точки зрения экологии.
Когнитивный аспект направлен на проектирование (создание) целостной экологической образовательной среды на основе междисциплинарности, системности, процессуальности.
Таким образом создание экологической образовательной среды в современном техническом вузе позволит повысить не только качество профессиональной подготовки студентов, но и эффективность развития современного технического вуза.
Литература:
1. Сафронова О. В. Проблема внедрения экологических знаний в современном образовательном процессе педагогического вуза //Вестник ТТПУ, 2005 № 2 С. 127–132
2. Сластёнин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие http:// www.sprinter.ru/books/331078.html
3. Кириллова В. В. Аксиологический аспект высшего профессионального образования / www.zanud.ru/docs/inde [-1041805.html