Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка. Речевое развитие младших школьников — одна из основных остро стоящих проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи. Так главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников — формирование орфографической грамотности, является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Выработка устойчивых орфографических навыков требует систематических упражнений. При этом следует помнить о том, какие упражнения более эффективны. Мы считаем, что в целях выработки орфографических навыков полезны все виды упражнений: и списывание, и самодиктант, и диктант «Проверь себя», и комментированное письмо, и многие другие.
Какие бы виды письменной работы не выполнили учащиеся, учащиеся должны работать рассуждая, т. е. комментируя написание.
Предлагаем виды работ из собственного опыта.
Например, даётся задание на употребление буквы ь знак на конце существительных. Списать текст, дописывая вместо точек, где это надо ь знак. (Дремлет чуткий камыш… Путники заехали в неведомую глуш…)
Учитель комментирует, проговаривая слова, которые написаны полностью, останавливается на словах, где надо дописать ь знак (или не надо):
Камыш — это существительное, камыш — он — существительное мужского рода, существительные мужского рода пишутся без ь знака на конце после шипящих.
Во втором предложении подобным образом комментирует написание слова глушь.
Подражая учителю, учащиеся комментируют написание слов ночь, шалаш, плащ и другие. (Стояла глубокая ночь. Сторож устроил хороший шалаш.)
Работая над развитием орфографической зоркости, надо приучать детей к тому, чтобы они объясняли сами себе мысленно, молча. При проверке (На нём был новый плащ.) Учитель спрашивает: «Как ты объяснял себе написание слова –плащ?»
Ученики рассказывают, какие мыслительные операции они при этом совершали. (Что? Плащ - это существительное; плащ — он –мужского рода; существительные мужского рода пишутся без ь знака после шипящих на конце).
Большое значение при обучению грамотному письму придаётся самопроверке работ учащихся. Очень полезно, когда учащиеся проверяют работы друг друга.
На уроке «Изменение имён существительных по числам» учащиеся под диктовку пишут текст:
С восходом солнца просыпаются одуванчики. Радостно улыбаясь, широко раскрывают они свои золотые лепестки. В солнечный день золотою кажется поляна, на которой цветут одуванчики. (Соколов-Микитов.)
а). По окончанию работы учащиеся проверяют написанное друг у друга и докладывают учителю об ошибках, найденных у товарищей, объясняя правильное написание.
б). Затем ученики объясняют написание слов- Солнца, радостно, золотые, цветут.
в). Найти имена существительные, определить род и число.
Часто на уроке используется выборочное списывание. На доске написан текст.
Золотое солнце осветило лесную поляну. Едва его яркий луч коснулся верхушек деревьев, весь лес ожил, засвистел, запел. В лесной речке живут различные рыбы.
Выписать из текста слова с безударными гласными в корне. Определить, какими частями речи являются эти слова.
Следующий вид работы по развитию орфографической зоркости списывание с заданием вставить пропущенную букву.
Расположились на пол…не. В р…ке, которая прот…кала рядом, мы решили искупаться. Б…р…га её отрывисто спускаются к в…де.
Найти имена существительные, определить их род.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Объясни значение пословиц.
1) Здра... ствуй, воин — п... бедитель, мой т... варищ, друг и брат!(С.Михалков) 2) Где смелость, там ип... беда.3) Рукой п... бедишь одного, головой — тысячи. 4) Бить врага до п... беды завещали нам деды. 5) Майский праз... ник — День П... беды отмечает вся страна. Надевают наши деды боевые ордена.(Г.Белозеров)
Следует отметить и такой вид работы, как нахождение и исправление ошибок.
У Даши 2 ошибок. Найди их. На какие группы ты их можешь разделить?
Повстречать, зоморозить, дорисовать, апустеть, запасать, напомнить, подлитеть, проходить, паучить, отпилить, добижать, облететь.
Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность.
Ученика предлагается прочитать стихотворение, вставить нужные сочетания букв. Запомните стихотворение. Запишите стихотворение по памяти.
Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки.
Разгадывание кроссвордов.
1. |
О |
В |
О |
Щ |
И |
||
2. |
К |
И |
Н |
О |
|||
3. |
В |
Е |
Т |
Е |
Р |
||
4. |
К |
О |
Н |
Ь |
К |
И |
|
5. |
К |
Л |
А |
С |
С |
||
6. |
Р |
И |
С |
У |
Н |
О |
К |
7. |
З |
А |
В |
Т |
Р |
А |
|
8. |
К |
О |
С |
М |
О |
С |
Разгадай кроссворд.
1. То, что растёт на огороде.
2. То, что можно посмотреть на экране.
3. Бывает очень сильный, иногда дует в лицо.
4. Очень пригодится тебе на катке.
5. Место для учебных занятий.
6. То, получается. Когда ты рисуешь.
7. День, идущий после «сегодня».
8. Туда первым полетел Юрий Гагарин.
Составь предложения по схемам. Запиши предложения:
а) (кто?) (что делает?) (какой?) (что?) (где?)
б) (какой?) (кто?) и (какая?) (кто?) (что делали?) (что?)
в) (какие?) (что?) (что сделают?)
Тема «Предложение»:
Составь предложение из слов. Запиши. Помни о правилах записи предложений!
а) осен(н)ий, круж(и, ы)т, лист(ь)я, ветер, опавшие
б) медленно, по, тучи, п(о, а)лзут, серому, небу
в) урок, в, чтения, кла(с, сс)е, нач(а, я)лся, нашем
Прочитай текст и определи границы предложений.
Запиши текст. Помни о правилах записи предложений!
Звенит будильник я открываю глаза за окном яркое солнечное утро на разные голоса распевают птицы легкий ветерок гуляет по комнате у меня с утра очень хорошее настроение!
Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А,О,И,Е,Я, Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З -С
Учитель называет слова. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
Выписать слова на тему. Обычно такое задание применяется при изучении словарных слов.
Подобные задания учат детей внимательно относиться к слову, вырабатывает умение видеть в слове изучаемую орфограмму, отличать её от других. А это необходимое условие грамотного письма.
Литература:
- Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся// Русский язык в школе. — 1973.
- Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. — Волгоград: Учитель, 1996.
- Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников// Начальная школа.
- Русский язык. Рабочая тетрадь.А. М. Зеленина, Т. Е. 3. класс
- Русский язык. Рабочая тетрадь. Кузнецова М.И.