Автомобильная промышленность Германии в начале XXI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.10.2014

Статья просмотрена: 5753 раза

Библиографическое описание:

Терехов, П. Д. Автомобильная промышленность Германии в начале XXI века / П. Д. Терехов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12818/ (дата обращения: 18.12.2024).

В условиях усиления процессов глобализации и регионализации экономической жизни, современный этап мирового развития характеризуется значительно возросшей ролью транснациональных корпораций (ТНК). Одним из основных показателей экспансии ТНК являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ). В настоящее время на долю ТНК приходится до 90 % мирового вывоза капитала в форме прямых иностранных инвестиций [1,2].

Германия имеет одну из самых сильных экономик мира. На ее территории сосредоточена значительная часть, а именно — 6115 «материнских» ТНК (всего в мире по последней переписи ТНК на 2008 год было зарегистрировано 82053 ТНК) [3].

В структуре промышленного производства Германии особую роль играют четыре экспортоориентированные отрасли, одна из которых — автомобилестроение. Автомобильная промышленность, с одной стороны, — это и крупный потребитель материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а с другой — один из основных производителей промышленной продукции. Успех автомобилестроительных ТНК во многом сегодня зависит от использования инноваций в конструкционно-технологическом процессе и от выверенного расширения «географии» производства с учетом региональных особенностей. Автомобилестроительные заводы непосредственно завязаны на производство конструкционных материалов, необходимых для изготовления автомобиля и на возможности рынка сбыта, особенно в случае с Германии, когда это важная экспортная отрасль страны [4].

Именно автомобилестроение играет особую роль в транснационализации германского бизнеса. За период 1989–2010 гг. доля автомобильной промышленности в общем объеме прямых иностранных инвестиций Германии выросла с 8 % до 12 %, а в общем объеме промышленных инвестиций — с 14 % в 1991г. до 43 % в 2011г. [5,6,7]. Из почти 300 млрд. евро накопленных к 2011 г. за рубежом во вторичном секторе экономике германских ПИИ 129,7 млрд. приходится на автомобилестроение. Из них чуть менее половины германская автомобильная промышленность вложила в европейские страны (главным образом в Бельгию, Швецию, Великобританию, Чехию и Венгрию), 46 млрд. евро в страны Северной и Южной Америки (80 % из них приходится на долю США), 17 млрд. евро в азиатские страны (65 % на долю Китая) [6].

Крупнейшим германским инвестором в автомобильную промышленность зарубежных стран является концерн Фольксваген, а основной производственной базой для него становится Китай. Компания планирует к 2018 г. увеличить свои производственные мощности в этой стране до 4 млн. автомобилей в год, при этом планируется открыть семь новых предприятий, что потребует привлечения огромных инвестиций в экономику Китая. Концерн, как известно, ориентируется на производство бюджетных моделей, в отличие от других германских производителей. На автомобильную промышленность приходится более четверти всех германских ПИИ, размещенных в Китае. На фоне других азиатских стран этот показатель резко выделяется. В автомобильную отрасль остальных стран Азии идет 13 % всех ПИИ ФРГ. По масштабам германских инвестиций в автомобилестроение также выделяются Швеция, Словакия, Испания, Чехия, Венгрия, Мексика, США [6,8].

Еще в 70-е годы среди развивающихся стран одним из лидеров по объему прямых иностранных инвестиций в автомобильную промышленность являлась Бразилия (в 1953 г. здесь открылось первое предприятие концерна Фольксваген, а в 20 лет спустя Бразилия была крупнейшим производителем автомобилей среди всех развивающихся стран) [11,12]. Очевидно, что в настоящее время интересы германских автомобильных ТНК сместились из Латинской Америки в направлении быстро развивающихся стран Восточной Азии.

За последние 50 лет ежегодные объемы производства легковых автомобилей на территории Германии выросли с 1,8 млн. до 5,5 млн. штук. Лидером по производству является Фольксваген Групп, на долю которого приходится 45 % производства внутри страны [13,14].

Рис. 1. Производство легковых автомобилей в Германии, млн. штук. Составлено: [13]

Германия является лидером по производству и продажам автомобилей в Европе (в мире Германия занимает третье место по производству и четвертое по продажам). На ее долю приходится более 30 % всех легковых автомобилей, собранных в Европе, и более 20 % зарегистрированных автомобилей на европейском рынке. В Германии также располагается наибольшее количество автопромышленных предприятий в Европе — 43, что составляет более половины от числа всех предприятий в Западной Европе [15]. Германия обладает удачным географическим расположением — в центре Европы, рядом с крупнейшими рынками потребления ее продукции.

Германская автомобильная промышленность произвела в 2013 году почти 14 миллионов легковых автомобилей (как на территории страны, так и за ее пределами), это эквивалентно пятой части от мирового значения. На территории самой же Германии было произведено 5,4 млн. легковых автомобилей и более 300 тысяч грузовиков [13]. При этом прирост производства за последние годы на зарубежных филиалах германских автомобильных концернов наблюдается значительно больший, нежели на домашних предприятиях, как в стоимостном выражении, так и в количественном.

Автомобильная промышленность — крупнейшая отрасль немецкой индустрии по совокупному обороту. Более 20 % оборота в промышленном секторе ФРГ приходится на автомобильный сектор, составляя рекордное значение — более 360 млрд. евро. Автомобильная отрасль также является одной из крупнейших работодателей в Германии, 756 тысяч занятых в 2013 в автомобильной промышленности [15].

Германские автомобилестроительные концерны выделяются огромными расходами на НИОКР, более трети всех расходов автомобильных концернов приходится на долю германского автопроизводителей. Достигнув цифры в 18 млрд. евро затрат на НИОКР, автомобильный сектор является самым инновационным сектором и экономики самой Германии [15]. Расходы на НИОКР автомобильными корпорациями составляют треть всех затрат на НИОКР немецкой промышленностью.

Глобальный спрос на автомобили со знаком качества «Сделано в Германии» остается по-прежнему сильным. Автомобильная отрасль Германии выделяется на фоне других крупных стран очень высокой экспортной квотой. Более 77 % выпущенных на территории Германии автомобилей пошли на экспорт в 2013 году, причем тенденция увеличения экспортной квоты идет непрерывно на протяжении многих лет. В 2013 году по абсолютному экспорту автомобилей (почти 4,2 млн. штук) Германия обошла Японию и Южную Корею, заняв первое место в мире [13,15,16].

Большинство немецких автомобилей экспортируются в другие европейские страны. За пределами Европы, США являются крупнейшим импортером немецкого производства автомобилей, за которыми следует Азия. Рисунок 2 иллюстрирует более подробно экспорт германских авто по регионам.

Рис. 2. Экспорт немецких автомобилей по регионам мира, 2013 год. Составлено: [13]

Наряду с рекордными показателями экспорта продукции германского автопрома, прослеживается еще одна новая тенденция — наращивание импорта своих же автомобилей из зарубежных филиалов. Так в 2013 году из почти 3 млн. проданных в Германии легковых автомобилей 2,1 млн. принадлежит германским автопроизводителям, из которых 1,3 млн произведено на территории Германии [13].

Разбивка экспорта германских автомобилей по сегментам показывает, что четверть экспорта приходится на премиум-сегмент автомобилей. Германия занимает почти три четверти мирового рынка продаж премиум-автомобилей. Спрос на премиум-класс транспортных средств является особенно высоким в Китае и США. Самые большие и наиболее эксклюзивные автомобили имеют большое преимущество на китайском рынке, так что Китай является наиболее важным рынком для ряда моделей германских автомобилей.

Германия является мировым центром по производству премиум-автомобилей, благодаря своему НИОКР, высококвалифицированным кадрам, инфраструктуре и богатому автомобильному наследию. Из всех премиум-брендов произведенных в мире, почти 80 % сошли с конвейеров немецких предприятий. Из всех произведенных премиум-автомобилей в мире, около двух третей были произведены в Европе (46 % из которых в Германии). Внутри Европы более 70 % этих авто сделаны в Германии (из которых 80 % это автомобили немецких предприятий).

Рис. 3. Производство премиум-автомобилей по странам в 2013 году, %. Составлено: [17]

Западноевропейский сектор производства легковых автомобилей преимущественно сфокусирован на премиум-сегмент. В результате чего масштаб и диапазон производства значительно расширяется. Германское производство автомобилей премиум-сегмента достигла общей доли 37 процентов западноевропейского производства легковых автомобилей и будет продолжать расти [15].

Германия — один из лидеров процесса «транснационализации» мировой экономики, который неразрывно связан с процессом развитием глобальных сетей ТНК и вывозом капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Позиции Германии в мировом автомобилестроении в последние годы усиливаются. В ближайшие годы крупнейший германский автомобильный концерн планирует выйти на первое место в мире по объемам производства автомобилей мире. Германские автомобилестроительные концерны успешно ведут свою зарубежную деятельность, тем самым способствуя повышению престижа Германии. Активно вкладывая средства в развитие своих зарубежных филиалов, фирмы способствует повышению конкурентоспособности германских компаний и всей национальной экономики в целом, что повышает ее устойчивость в условиях глобальной нестабильности, способствует привлечению в страну иностранного капитала.

Литература:

1.      География мирового хозяйства / Под ред. проф. Н. С. Мироненко. М.: Трэвэл Медиа Интернэшнл. М., 2012.

2.      Самусенко Д. Н. Транснациональные корпорации в современной географии мирового хозяйства // География в школе. 2012, № 2. С. 48–53

3.      World Investment Report, UN, 2009.

4.      Синцеров Л. М. Мировое развитие и автомобильная промышленность. //География. 1996 г., № 34

5.      World Investment Report, UN, 2013.

6.      www.bundesbank.de — официальный сайт федерального банка Германии

7.      Auslandsinvestitionen in der Industrie. Ergebnisse der DIHK-Umfrage bei den Industrie- und Handelskammer. Berlin. 2012.

8.      Ausländische Direktinvestitionen in Deutschland. BDI — Bundesverband der Deutschen Industrie e. V. Berlin. Mai 2013.

9.      Синцеров Л. М. Автомобилизация и мировое хозяйство // География в школе, 1991. № 4. С. 14–20.

10.  Синцеров Л. М., Трофимов Д. А. Сдвиг мировой автомобильной промышленности в развивающиеся страны // Известия РАН. Серия географическая. № 2. 2008. С. 43–50.

11.  Roesler Peter. Brennpenkt Lateinamerika // Institut fuer Iberoamerika-Kunde Hamburg. 30 September 2002. № 18.

12.  Кузнецов А. В. Мирохозяйственные связи германских компаний. М.: ИМЭМО РАН, 2004.

13.  www.vda.de — официальный сайт германского союза автомобилестроителей

14.  www.volkswagenag.com — официальный сайт концерна Фольксваген

15.  www.gtai.de — официальный сайт немецкого агентства внешнеэкономической деятельности и маркетинга

16.  www.oica.net — официальный сайт международной организации производителей автотранспортных средств

17.  www.rolandberger.com — официальный сайт германской консалтинговой компании

Основные термины (генерируются автоматически): автомобильная промышленность, автомобиль, германий, Европа, Китай, США, автомобильная отрасль, автомобильный сектор, германская автомобильная промышленность, особая роль.


Задать вопрос