К проблеме экологии музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 30.09.2014

Статья просмотрена: 2242 раза

Библиографическое описание:

Митина, Н. А. К проблеме экологии музыки / Н. А. Митина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12826/ (дата обращения: 19.12.2024).

Современный этап экологического образования связан с естественно-научной картиной мира, отличительной особенностью которой является ее эволюционность. Эволюция происходит во всех областях материального мира: в неживой и живой природе, в социальном обществе. Экологическое образование способствует социализации обучаемых, ориентации в системе категорий экологической этики, воспитанию экологической ответственности в целях обеспечения экологического качества жизни.

Различные аспекты экологического образования и культурно-нравственного воспитания рассматривают в своих исследованиях А. А. Абдуллина, И. В. Абдрашитова, Л. А. Ахметова, Е. И. Веселова, М. Г. Габитов, И. Ю. Павлова, Г. Ф. Хамзина, З. А. Хусаинов и др. Разработке теоретико-методологических основ экологии культуры посвящено значительное количество работ. Этой проблемой занимались К. М. Петров, Ю. П. Ожегов, Е. В. Холодилова, Б. Н. Бессонов, Д. С. Лихачев, И. А. Воедилова, Д. Бакирова, А. А. Григорьев и др. Экологическая культура в образовании исследована в работах О. Н. Бутаковой, Л. П. Симоновой, Е. А. Тузовой, Т. В. Поповой и др. По мнению исследователей, человека, наделенного экологической культурой, отличает умение достичь гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром.

Проблема экологии занимает значительное место также в трудах по музыкальной педагогике, музыковедению и музыкальной психологии. Так, работы З. Я. Можейко посвящены теоретическим и практическим проблемам экологии традиционного народно-музыкального творчества; Л. Мельникас всесторонне исследовал проблему экологии музыкальной культуры; взаимосвязь музыки и экологии рассматривается в работах Е. Назайкинского,Ю. Евсюковой; музыку как психо-экологический фактор современности изучает психолог М. В. Леви.

Термин «экология» (от греч. oikos –жилище, дом и logos — слово, учение) более 100 лет назад ввел в научный обиход немецкий биолог Эрнст Геккель. В его трактовке экология — «это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с окружающей средой» [1, с. 9].

Экология — это наука, которая позволяет выявить и проанализировать основные природные взаимосвязи и законы, учитывающиеся в природоохранной деятельности предприятий и государства. Она учит, как человеку вписаться в окружающую его среду и сочетать свои потребности с ее возможностями [2]. По определению одного из крупнейших современных экологов Ю. Одума, «экология — это междисциплинарная область знания, наука об устройстве многоуровневых систем в природе, обществе, их взаимосвязи» [3].

Слово «экология» в последние годы стало общеупотребительным, и приобрело множественность значений. Долгие годы экология оставалась узкой отраслевой биологической наукой. Однако, в последние десятилетия проблема экологии становится предметом изучения в ракурсе различных наук. С точки зрения биологов, экология — это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Для географов экология — это наука об изменениях экосистем Земли в ходе естественной эволюции и в результате деятельности человечества. Для экономистов, социологов, маркетологов, архитекторов экология — это наука об естественной и искусственной среде обитания человека. Для химиков, физиков и специалистов технических дисциплин экология — это наука, изучающая воздействие человека на природу. Так, сложилось несколько относительно автономно развивающихся направлений экологических исследований, своеобразие каждого из которых определялось наличием у него специфического объекта изучения.

В 21-м веке под термином «экология» стали понимать некоторую величину, обозначающую качественное состояние изучаемого объекта. В связи с этим стали употребительны следующие словосочетания: экология отношений, экология души, экология сознания, экология быта, экологический продукт, экология звука. По мнению К. М. Петрова, «полноценное экологическое образование должно включать не только научные знания, но и искусство, которое несет огромный эстетический потенциал, воплощая идеалы нравственного отношения к природе и человеку» [4, с.148].

М. В. Леви считает, что любое произведение искусства воздействует на человека, прежде всего, психологически. Экологическим же фактором то или иное искусство становится тогда, когда достаточно широкомасштабно представительствует в той среде, в которой осуществляется человеческая жизнедеятельность, и в силу этого значимо влияет на состояние и поведение людей [5].

Среди других видов искусства наибольшими возможностями в формировании экологической культуры принадлежит музыке. Музыка является священным из всех искусств, потому что фактически то, о чем искусство живописи не может говорить ясно, поэзия объясняет словами. Но то, что даже поэт находит трудным для выражения в поэзии, выражается в музыке. Обладая способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души, музыка вызывает восхищение и трепет перед красотой и вечностью природы. «Музыка при нынешних возможностях звуковоспроизведения давно является психо-экологическим фактором» [5, с.22].

Экологический подход к музыке Марии Анны Харлей направлен на контекстуализацию музыки как звука и соотношению музыкального звукового материала к другим звуковым реальностям органического мира. Автор говорит о том, что музыкальная экология специализируется на связи музыки с жизнью нашей планеты и признает подражательные имитационные элементы природного звукового пространства. При этом исследователь делает акцент на связи между природой и культурой, как противоположными, но позволяющими друг другу находится во взаимоотношениях [6]. К основным принципам музыкальной экологии М. А. Харлей относит: акцент на целостное восприятие и сонорный подход к изучению музыки; использование тройного экологического принципа: разнообразия, сложности, симбиоза (взаимосвязь с пользой для всех); фокусирование на отношениях между музыкой и окружающей средой: в исполнении, видах источников звука, композиционной схеме (размещение музыкантов и слушателей) и др. В работе Харлей исследуются акустические явления звука, его существование, возникновение, взаимодействие в области культуры. Музыка по ее теории развивается из-за трансформации акустической среды, вызванной социальными и природными факторами [6].

Основой для изучения проблем собственно музыкальной экологии послужила статья Е. Назайкинского «Экология и музыка». При ее осмыслении исследователь определяет три сферы взаимодействия музыки и экологии: 1) музыка как шум, как загрязнение окружающей среды; 2) сфера художественных и эстетических норм и идеалов, где требование чистоты прямо связано с экологией и нравственностью; 3) внутренний духовный мир человека как поле экологического воздействия художественного, психологического, социального, биологического» [7, с.5].

Размышляя о музыке, как о шуме, Е. Назайкинский выделяет несколько специфических проблем. Одна из них — проблема, связанная с большой силой звучания музыки в некоторых бытовых ситуациях, когда очень громкая музыка мешает, создает некоторые неудобства для людей, находящихся в сфере ее воздействия; другая — когда звучащая музыка оказывается неуместной, нежелаемой в той или иной обстановке (звучащей не в то время и не в том месте), а также не отвечающей вкусам людей, которые вынуждены ее слушать [7]. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культуры.

Общеизвестно, что музыка воздействует на сознание человека, она является символическим выражением духовных и социально-психологических тенденций своего времени. На основе индивидуального и общественного опыта в виде мнений, знаний, концепций и т. п. формируется экологическое сознание, которое создает свои ценности, отражающие двойственность человека как субъекта, противопоставляющего себя природе, и как субъекта, являющегося неразрывной частью этой природы.

Качественный уровень личного духовного развития каждого человека находит отражение в категории «экология души». Причем уровень образования и воспитания является начальным этапом формирования духовной экологии, т. е. духовной чистоты. «Растет то, что мы выращиваем в душе, — таков вечный закон природы» (Гете И. В.). Музыка выступает при этом как носитель духовных ценностей.

Е. Назайкинский отмечает, что состояние внутреннего мира человека есть не только следствие, но и одна из коренных причин экологических изменений среды [7, с.10]. По этому поводу Д. С. Лихачев считает, что экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим [8]. Совокупность духовных ценностей в области музыки в их многообразном проявлении, а также деятельность людей по созданию и потреблению музыкальных ценностей определяет музыкальную культуру общества [9].

Л. Мельникас, рассматривая экологию музыкальной культуры, трактует ее в двух значениях: как научная дисциплина, изучающая возможности сохранения, восстановления и позитивного преобразования окружающей культурной средой и как процесс взаимосвязи человека и его культурного окружения [10]. Аккумулируя и транслируя духовные ценности, музыкальная культура влияет на развитие всей духовной культуры социума. Высокохудожественные образы музыкального искусства, вобрав в себя исторические знания, религию, философские и научные идеи, обобщив многовековой опыт жизни человечества, обладают такой магической убедительностью, что заслуженно считаются совершенным инструментом «ваяния» души. Известно, что уровнем музыкальной культуры измеряется сила духа нации, ее будущее.

Музыкальную культуру Джефф Тодд Titon рассматривает как экологическую систему, находящуюся в динамическом равновесии, имеющую свои идеи, социальную организацию, репертуар, развитие [11]. По этому поводу представляется важным мнение Ю. Евсюковой, которая считает, что культурный синтез, осуществляемый в контексте музыкальной экологии, сыграет важную роль в движении к гармоничному равновесию различных звуковых полей музыки [12].

В современном музыкознании музыкальная экология является малоизученной. Осмысление ее проблематики выявило, что экология музыки как одно из направлений науки, взаимосвязано с исследованиями по экологической философии, педагогике и психологии; социальной экологии, экологической культуре, этнопедагогике, экологии образования.

Резюмируя вышеизложенное, хотим отметить, что музыкальная экология позволит решить проблемы сосуществования и развития музыкальных культур различных этносов, способствует гармоничному взаимодействию музыки и природы, воспитанию личности в гармонии с природой в динамическом равновесии. «Послушай — музыка вокруг, она во всем, в самой природе, и для бесчисленных мелодий, она сама рождает звук» (Ивенсен).

Литература:

1.      Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2000. — 280 с.

2.      Крепша Н.В Экология. Общая, социальная, прикладная: учебное пособие /Н. В. Крепша. — Томск: ТПУ, 2006. — 149с.

3.      Одум Ю. Экология в 2-х томах. Т.1. Перевод с англ.- М.: Мир, 1986.- 328с.

4.      Петров К. М. Экология и культура: Учебное пособие СПб: Изд-во С-Петер. уни-та,- 2000, 358с.

5.      Леви М. В. Музыка как психо-экологический фактор современности — М., 2002.

6.      Maria Anna Harley.Notes On Music Ecology: As A New Research Paradigm file:///Users/garywf/Desktop/WFAE %20PROJECT/WFAE %20New/library/readings/notesonmusic.html

7.      Назайкинский Е. Экология и музыка //Музыкальная академия. — 1995. — № 1. — С. 8–18.

8.      Лихачев Д. С. Экология культуры. http://hram-puchkovo.me-ga.ru/articles/98/

9.      Шафеев Р. Н. Музыкальная культура как система: автореф. дисс... канд. философских наук. — 24.00.01.- Казань, 2007.- 25 с.

10.  Мельникас Л. Экология музыкальной культуры.- М., 2000.- 324с.

11.  Titon, Jeff T. Music and Sustainability: An Ecological Viewpoint. The World of Music. //Ecology, Economy, and Music.- 2013. http://sustainablemusic.blogspot. com.au/

12.  Евсюкова Ю. Экология музыки как актуальная проблема современного музыкознания // Проблемы музыкальной науки,- 2012. С.26–31.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, музыкальная экология, музыкальная культура, экология, окружающая среда, экологическая культура, природа, проблема экологии, экологическое образование, динамическое равновесие.


Задать вопрос