В статье рассмотрены особенности формирования и развития общественного сектора экономики в трансформационной экономике Республики Таджикистан. Обосновывается роль и значение государства как главного агента этого сектора, необходимость активизации государственного сектора в переходной экономике республики. Анализируется динамика и структура государственного бюджета республики, доходы и расходы бюджета страны, и их удельный вес в ВВП.
Ключевые слова: общественный сектор, общественные благи, государства и государственные расходы, бюджет, налоги, социально-значимые блага, валовой внутренний продукт и т. д.
В условиях трансформации социально-экономической жизни общества Республики Таджикистан, ориентированной на становление и развитие новой экономической системы — социально-ориентированной рыночной экономики, возрастает значение и роль общественного сектора экономики. В основе деятельности этого сектора, направленной на решение социально-значимых вопросов общества лежит принцип взаимодействия рынка и государства. Отношения между различными агентами или участниками общественного сектора складываются в процессе производства, предоставления, распределения и потребления общественных благ. Государство, здесь выступает главным агентом этого сектора и его ресурсы, доходы и расходы должны как можно точнее соответствовать предъявляемым населением потребностям в конкретных общественных благах. Государство участвует в общественной жизни, с одной стороны, с помощью ресурсов которых он владеет, и существует в стране, а с другой стороны распределяет доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором — об их потоке [4]. Следует отметить, что такого рода двойная характеристика экономического потенциала присуща любому субъекту хозяйства. Потому что с точки зрения теорий факториального дохода, доля хозяйственных субъектов частного сектора в совокупном факторов производства или запасе ресурсов страны, как правило, примерно равна доле их дохода в национальном доходе. Таким образом, поток ресурсов (доход) в определенном смысле порождается их факторами или запасом (физическим или человеческим капиталом) и в эффективно функционирующей рыночной экономике распределяется в соответствии с факторными вкладами. В этой системе экономических отношений особенность государства состоит, в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение доходов.[1] Этим преимуществом государства (как агента рыночной экономики) в отношении своих партнеров не располагают никакие другие участники рыночного обмена [5]. Эти теоретические положения в странах с развитой рыночной экономикой давно стало предпосылкой существования консенсуса в отношении того, что перераспределению подлежат скорее доходы, чем факторы производства, которые должны находиться, в основном, в распоряжении частного сектора.
Таким образом, во всех странах мира, и в Республике Таджикистан в частности, ресурсы государства, направленные на развитие экономики общественного сектора, формируются за счет законного изъятия части доходов физических и юридических лиц (прежде всего, посредством налога и системы налогообложения), в результате которого формируется государственный бюджет. Согласно статье 1. Закона Республики Таджикистан «О государственных финансах Республики Таджикистан» «государственный бюджет — основной фонд денежных средств, форм образования и расходования денежных средств республиканских органов управления, местных исполнительных органов государственной власти, органов самоуправления поселков и сел и целевых бюджетных фондов Республики Таджикистан». Доходы республиканского бюджета состоят из налоговых и неналоговых доходов, грантов, а также из безвозмездных перечислений. В структуре доходной части государственного бюджета Республики Таджикистан основным источником являются налоговые поступления. Их удельный вес за период с 2011г. по 2011г. составляет в среднем около 75,7, а неналоговые доходы 24,2 %. При этом следует отметить, что для данного периода было характерно уменьшение удельного веса налоговых доходов:. уменьшилось от 91,9 % в 2001 г. до 65,9 % в 2011 г., т. е. на 26 %., а неналоговые доходы, доходы от капитала и гранты соответственно имеют тенденцию роста. Результаты сопоставления объема доходов государственного бюджета Республики Таджикистан и объема ВВП показали в свою очередь, что, несмотря на существующие колебания (обусловленные разными причинами, в том числе увеличением ВВП или его уменьшением), доля доходов бюджета в ВВП в период с 2001–2006 гг. составлял в среднем 16,9 %, а начиная с 2007 г стал высокой и составляет в среднем более 30 %. (см. таблица 1.)
Таблица 1
Динамика и структура доходов государственного бюджета Республики Таджикистан за 2001–2011гг.
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
ВВП |
2563,8 |
3375,3 |
4761,4 |
6167,2 |
7206,6 |
9335,2 |
12804,4 |
17706,9 |
20628,5 |
24707,1 |
30069,3 |
Доходы государственного бюджета, млн. сомони |
382,2 |
566,9 |
824,3 |
1104,3 |
1433,2 |
1836,3 |
3765,7 |
5231,4 |
5951,7 |
7024,3 |
8937,8 |
В % к ВВП |
14,9 |
16,8 |
17,3 |
17,9 |
19,8 |
19,6 |
29,4 |
29,5 |
33,6 |
28,4 |
29,7 |
Налоговое поступление, млн. сомони. |
351,3 |
496,5 |
712,6 |
933,3 |
1192,5 |
1567,4 |
2288,6 |
3298,2 |
3659,1 |
4443,8 |
3272,0 |
В % |
91,9 |
87,6 |
86,4 |
84,5 |
83,2 |
85,4 |
60,8 |
63,0 |
61,5 |
63,3 |
65,9 |
Источник: Финансы Таджикистана, статистический ежегодник, 2012, С 42–50.
Расходы государственного бюджета, обычно характеризуют степень размера общественного сектора экономики. Следовательно, в экономической литературе масштаб или размер этого сектора оценивается путем оценки удельного веса расходов государственного бюджета в объеме внутреннего валового продукта (ВВП). Расчет такого показателя, конечно удобен в связи с простотой сбора информации и расчета конечного показателя, а также возможность их сопоставления с различными странами. Однако, этот показатель, на наш взгляд, только косвенно характеризует роль государства в экономике, его способностью аккумулировать и распределять финансовые ресурсы.
Таблица 4
Динамика и структура расходов государственного бюджета Республики Таджикистан
2001 |
2005 |
2011 |
2011г. к 2001г. раз |
||||
Млн. Сомони |
В % |
Млн. сомони |
В % |
Млн. Сомони |
В % |
||
Расходы госбюджета |
379,7 |
100,0 |
1402,7 |
100,0 |
8562,0 |
100,0 |
22,5 раз |
В % к ВВП |
14,8 |
- |
19,5 |
- |
28,5 |
- |
1,9 |
в том числе: |
|||||||
в сектор государственной власти и управления |
59,1 |
15,5 |
204,3 |
14,6 |
691,8 |
8,1 |
11, 7 |
в социальную сферу |
170,8 |
44,9 |
457,5 |
32,6 |
4199,7 |
49,0 |
24,6 |
в экономическую сферу |
55,,9 |
14,7 |
167,1 |
11,9 |
2597,6 |
30,4 |
46,4 |
Рассчитан по: Финансы Таджикистана, статистический ежегодник, 2012, С. 16–39.
Как свидетельствуют данные таблицы 2. объем расходов государственного бюджета за анализируемый период увеличился более чем в 22 раза. Удельный вес объема расходов государственного бюджета в ВВП возрос от 14,6 % в 2000 г. до 28,5 % в 2011 г. В 2011 г около 60 % расходная часть бюджета республики направлялась в социальную сферу (образование, здравоохранение, физическая культура и тд.), увеличилось, также удельный вес расходов в экономическую сферу от 14,7 % в 2001г. до 30,4 % в 2011 г. Однако, расходы, связанные с государственным управлением, имеют тенденцию снижения.
Следует отметить, что в переходном периоде развитие и рост активности государства и расширение его функций происходит не только в общественном секторе, но и на всей экономической системе общества. Как показывает обобщение пройденного этапа переходного периода в республике, для начального этапа был характерен спад национального производства. В связи с этим, необходимость обеспечения макроэкономической стабилизации и потребность в активной социальной и структурной политике были высокими. Следовательно, удельный вес общественного сектора в переходной экономике были довольно значителен, и рост активности государства наблюдался почти во всех странах СНГ. Среди ученых-экономистов постсоветских стран относительно проявления тенденции роста удельного веса объема госрасходов в ВВП, в переходной экономике, существуют противоречивые взгляды, Так например, «правые настаивают на том, что роль государства все еще слишком велика и должна быть уменьшена (Илларионов, Пивоварова, 2002)» [2]. Левые, наоборот настраивают на его рост. Среди 30 переходных экономик только в нескольких государствах не произошло резкого снижения доли госрасходов в ВВП в 90-е годы — в Эстонии, во Вьетнаме и странах Центральной Европы (Венгрии, Польше, Словакии, Словении, Чехии); менее резко, чем в других странах, снизилась доля госрасходов в ВВП в Узбекистане и Беларуси. Нетрудно заметить, что все перечисленные страны обнаруживают и самую благоприятную динамику ВВП [2]. С развитием экономики может возникнут тенденция к постепенному снижению удельного веса общественного сектора, но прежде всего не за счет простого сокращения его масштабов, а за счет опережающего развития частного сектора, повышения его эффективности.
Но, следует отметить, что теперь, активный рост государства как ведущего института рассматривается как исторически-естественный процесс. Идея представителя исторической школы А. Вагнера, выступавшего за неуклонный рост экономической активности государства и обосновавшего объективно закономерный характер этого роста, известного как закона о возрастающей государственной активности [3]. Это означает, что темпы прироста государственных расходов опережают темпы экономического роста. Закон А. Вагнера является частным случаем закона У. Р. Эшби. Согласно кибернетическому закону, или закона необходимого разнообразия У. Р. Эшби, «сложность (разнообразие) управляющей подсистемы должна быть не меньше, чем сложность (разнообразие) управляемой подсистемы» [1].
Таким образом, в переходный период республики общественный сектор формируется, по сути, заново. Следовательно, для его формирования и развития роль государства очень велика. В республике наблюдаются положительные тенденции развития общественного сектора экономики, как например, усиление его роли в экономике, повышение эффективности использования национального имущества. Но, и наблюдаются, также отсутствие четких механизмов повышение качества использования имеющихся ресурсов. Например, многие контролируемые государством ресурсы, (земли, не находящиеся в сельскохозяйственном обороте, охраняемые природные и культурные ценности нации и др.), не получают надлежащей экономической оценки в качестве потенциальных или реальных факторов производства, которые могли бы приносить поток ресурсов (доходы). Расходы государства, предоставляемые им на нерыночной основе, подчас остаются в тени или становятся непрозрачными.
Литература:
1. Балацский Е. В.,.Конишев В. А. Российская модель государственного сектора экономики, М. «Экономика», 2005 //с. 55. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/181135
2. Полтерович В. М., Попов В. В. Дискуссии о размерах госрасходов в переходный период. Центр ситуационного анализа и прогнозирования ЦЭМИ РАН // http://data.cemi.rssi.ru/GRAF/center/methodology/critics/3.htm
3. Мирсаидов А. Б. Роль государства в формирование и развитие общественного сектора экономики, //Экономика Таджикистан, № 2, 2013, с.34
4. Сирот С. Л. Общественный сектор в условиях трансформации экономики, автореферат.на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Written by funansust
5. Якобсон Л. И. “Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов”. — М.: “Аспект Пресс”, 1996. С.6.
6. Финансы Таджикистана, статистический ежегодник, 2012, С 42–50.
[1] Поэтому доля общественного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале стране..