В статье раскрыты подходы к понимаю сущности эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования, характеристики качества дополнительного образования детей, показатели и критерии оценки эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования детей.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, эффективность управления развитием учреждения дополнительного образования детей, качество дополнительного образования детей, показатели оценки эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования детей, критерии оценки эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования детей.
При планировании развития деятельности современного учреждения дополнительного образования детей сложнейшей задачей сегодня выступает определение критериальной модели оценки результативности, эффективности развития учреждения.
В современной научной литературе встречаются различные подходы к определению эффективности управления. В настоящее время понятие эффективность управления включает несколько аспектов:
- выяснение того, действительно ли возник результат управления, а не результат действия других механизмов управляемого объекта.
- поиск источника результата управления, который можно активнее и шире использовать в последующих управленческих циклах.
- установление взаимосвязи между целями, задачами, представлениями и моделями, заложенными в управленческих решениях и реально полученными результатами управления [2, 6, 9].
В работе[3] эффективность управления рассматривается через управленческие результаты, и выделяются социально-экономический, социально-психологический, социально-организационный, производственный результаты.
В работе [4] выделяются внутренняя и внешняя эффективность управления. Для обеспечения внутренней эффективности управления учитываются три группы факторов: использование ресурсов, получение результата, соответствующего движению к цели, фактор времени. К внешним факторам, влияющим на эффективность, можно отнести инвестиционный климат, методологию, определяющую научный подход к управлению, информационную поддержку, социальную инфраструктуру.
В работе [7] отмечается, что эффективность управления отражает, прежде всего, степень достижения поставленных управлением целей. Она связывает эффективность с такими понятиями, как действенность, результативность, производительность.
В работе [5] эффективность рассматривается через несколько взаимосвязанных компонентов: целевая, социально-психологическая, непосредственная, опосредованная, потенциальная эффективность. При этом целевая эффективность связана с характеристиками потенциальных возможностей образовательной системы и соответствием этим возможностям поставленных целей. Социально-педагогическая эффективность представляет собой характеристику уровня развития нравственных качеств учеников, морально-психологического климата в учебном заведении. Непосредственная эффективность — это эффективность в данный момент времени, когда реализуется образовательная ситуация, опосредованная эффективность — интегративный результат, достигнутый за определенный промежуток времени и растянутый по времени, а потенциальная эффективность — это растянутый еще больше по времени, зависящий от множества субъективных и объективных факторов результат, который далеко уходит в будущее.
В исследовании [8] выделены образовательная, социально-педагогическая, экономическая эффективность.
Образовательная эффективность на уровне детей выражена следующими показателями: глубина и системность знаний детей по различным предметам и направлениям деятельности; способность детей применить комплексные знания на практике; повышение уровня общего развития и воспитанности детей, их способность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут и др. На уровне педагогов образовательная эффективность может выражаться в повышении уровня квалификации педагогических работников системы образования за счет более широкого профессионального общения, на уровне родителей — в приобретении знаний о своем ребенке, способов взаимодействия с ним, знаний о вариантах проведения совместного досуга и других показателях. На уровне образовательных учреждений и муниципальной системы образования образовательная эффективность процессов интеграции может выражаться в расширении спектра образовательных областей, обеспечении преемственности образовательных планов и программ разных учреждений создании целостного образовательного пространства муниципального округа.
Социально-педагогическая эффективность может быть представлена в таких показателях, как способность детей самостоятельно выстраивать свои жизненные планы, самоопределяться, самосовершенствоваться; повышение уровня ответственности детей за свое благополучие; повышение авторитета детей, занимающихся в разных образовательных учреждениях, и других показателях.
Экономическая эффективность — это способность системы получить как можно больше из достаточно ограниченных ресурсов; мера затрат на достижение поставленной цели; способность системы (не только экономической) в процессе ее функционирования производить экономический эффект (потенциальный и фактический).
Кроме того, эффективность управления развитием учреждения дополнительного образования связана с понятием качества образования. В работе [6] качество образования рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
В исследовании [10] рассматривается качество дополнительного образования через совокупность характеристик, отличающих его от других типов образования. Становление качества дополнительного образования детей и его развитие осуществляется через саморазвитие содержания образования, образовательных процессов, способов деятельности, характера взаимодействия и сотрудничества, жизнедеятельности учреждений, индивидуального образования и результата, педагогических коллективов, организационной деятельности структур управления. К основным характеристикам качества дополнительного образования детей можно отнести:
- оно определяется не совокупностью отдельных свойств образовательного процесса, его организации, структуры, обеспечения или результативности, а их целостностью, системностью;
- это особый тип образования, или специфическая, относительно самостоятельная подсистема в общей системе образования детей;
- это совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворять потребности каждого ребенка, детей, их родителей, общества, то есть заказчиков на этот тип образования, и поэтому оно обладает проектной природой и может прогнозироваться;
- оно обеспечивает развитие способности личности (педагога и ребенка) строить свою индивидуальную траекторию развития;
- оно зависит от эффективности системы управления им.
Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы его организации, систему обеспечения деятельности. Таким образом, качество дополнительного образования детей можно рассматривать с позиции двух понятий: качество процесса и качество результата.
Качество процесса также можно рассмотреть через комплекс и взаимосвязь следующих понятий:
- качество целей — они должны отвечать запросам к системе дополнительного образования со стороны основных заказчиков;
- качество содержания — может быть обеспечено тогда, когда оно соответствует целям, современным требованиям к дополнительному образованию;
- качество технологий (методов) организации — должно обеспечивать соответствие целям, содержанию, современным требованиям;
- качество обеспечения (методического, материально-технического, психологического т. д.) — достигается тогда, когда оно соответствует целям, содержанию, технологиям и т. д.
Результат рассматривается как продукт процесса. Поэтому можно сказать, что результат будет качественным, если он соответствует поставленным целям, при этом адекватно целям должны быть подобраны содержание, формы организации деятельности, необходимое обеспечение. [1]
Для изучения эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования детей необходимо выбрать критерии эффективности.
При разработке системы критериев должны учитываться особенности развития системы дополнительного образования в целом, особенности деятельности учреждения дополнительного образования детей как особого типа образовательного учреждения, а также особенности управления им.
В исследовании [4] выделены показатели оценки управления учреждением дополнительного образования детей, а именно:
- продуктивность, которая чаще выражается в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство;
- удовлетворенность, которая понимается как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний человека и возможностями для его осуществления.
В исследовании [7] при оценке эффективности систем управления развитием учреждения дополнительного образования детей выделяются две группы критериев оценки продуктивности учреждения:
- Критерии соответствия достижимых результатов установленным целям деятельности.Здесь возникает особое требование к цели деятельности учреждения. Она должна обладать характеристиками, позволяющими отслеживать ее реализацию, то есть быть конкретной, достижимой, измеримой и т. д.
- Критерии соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию, организации и результатам: чтобы пройти от цели к результату, нужно обеспечить необходимое и адекватное цели содержание и формы организации. Поэтому одним из аспектов мониторинга будет отслеживание изменений в содержании и формах, методах, способах организации на предмет их соответствия требованиям к реализации цели или достижимости результата.
В работе [10] выделены критерии оценки эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования детей:
- критерии процесса: целесообразность — соответствие целей социальному заказу, целостность — качество интеграции внутри системы управления, вариативность — расширение возможности выбора разнообразных вариантов и уровней деятельности учреждения, структурированность — разнообразие форм и структур, гибкость и адаптивность деятельности учреждения.
- критерии результата: результативность — многбоуровневость, многообразие, интегрированность результатов, удовлетворенность субъектов деятельности и управления — детей, родителей, педагогов, управленцев, системность деятельности учреждения.
Таким образом, очевидно, что отмеченные показатели эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования детей должны быть положены в основания педагогического проектирования оценки качества развития учреждения, а также диагностических материалов этой оценки. Только при целенаправленном выделении параметрических показателей оценки эффективности развития учреждения дополнительного образования детей возможно обеспечить объективность контроля качества деятельности учреждения.
Литература:
1. Гузева, Г. И. Управление процессом модернизации в системе дополнительного образования детей: дис. к. п. н.: 13.00.01: Волгоград, 2002.
2. Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: дис. д. п. н.: 13.00.01 Ярославль, 2006.
3. Кеспиков, В. Н. Теория и практика целеполагающей деятельности руководителя образования: Монография. — Челябинск, 1998.
4. Кокорева, Н. В. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей: дис. к. п. н.: 13.00.01: Саранск, 2004.
5. Попов, В В. Организационно-педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в учреждении дополнительного образования детей: дис. к. п. н.: 13.00.01: Оренбург, 2003.
6. Поташник, М.М., Моисеев, A. M. Диссертации по управлению образованием: Состояние проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования.- М., 1998.
7. Саранов, A.M., Гузева, Г. И. Модернизация системы дополнительного образования детей: Монография. — Волгоград, 2002.
8. Турик, Л. А. Образовательное пространство учреждения дополнительного образования детей как среда личностного развития обучающегося: дис. к. п. н.: 13.00.01: Ростов н/Д, 2004.
9. Фомина, А. Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель: Учебно-методическое пособие. Ч. 1,2. — М., 1996. — Ч. 1 с. 70–82 с.
10. Яковлев, Д. Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей. — М.: Айрис-пресс, 2004.