В статье рассматриваются подходы к изучению социальной роли спорта в специфических условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Особое положение в материале уделяется спортивной деятельности детей в учреждениях дополнительного образования детей.
Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), спортивная деятельность, социализация.
Спортивная деятельность является первостепенным, социально значимым феноменом, который проникает на все уровни современного социума, при этом оказывает многообразное воздействие на все основные сферы жизнедеятельности общества. Спорт оказывает влияние на этнические и национальные отношения, социальную и деловую жизнь, общественные формации, является законодателем моды, формирует этические ценности, оказывает всестороннее воздействие на образ жизни человека. Лучшим подтверждением этого могут служить слова спортсмена Александра Волкова: "...спорт сегодня — это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая «погремушка», которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный «клей», который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни тем паче политикам. Когда играет «Динамо» (Киев), на стадионе и у телевизора в едином порыве объединяются все — и верующие, и неверующие, и центристы, и радикалы («Известия», 04.02.1993). Невероятно, но феномен спорта и спортивной деятельности изначально обладает сильнейшей объединяющей, т. е. социализирующей способностью. Именно поэтому во многих государствах давно рассматривают спорт и спортивную деятельность как истинно национальное увлечение, действие способное объединить общество под лозунгом единой национальной идеи, наполнить своеобразной, позитивной идеологией, «заразить» людей стремлением к успеху, к победе.
В США, например, еще в 60-е годы, после выхода в свет книги Р. Бойла «Спорт — зеркало американской жизни», спорт, став национальным увлечением, был объявлен моделью самого американского общества. Американский философ М. Новак подчеркивал: «Пренебречь спортом означало бы упустить одно из важных национальных достояний!" («Америка», январь 1981, с. 49). Однако в начале XXI века в мире найдется не так уж много государств, руководители которых действительно понимают роль и значение спорта в современном обществе. В качестве примера позитивного отношения к спорту можно привести американское государство [2, с. 47].
Начиная со второй половины прошлого столетия спортивная деятельность в западных странах является «второй религией», в которую уверовали большинство жителей. Население начинает более бережно относится к состоянию своего здоровья, понимая, что это — самый важный капитал, от качества которого в жизни зависит многое: карьера, личное счастье, светлое будущее. Главную роль в продвижении здорового образа жизни и популяризации спорта и спортивной деятельности сыграли средства массовой информации.
Анализ развития спорта и спортивной деятельности в западных странах мира показывает, что активная позиция населения по отношению к спорту формируется как следствие хорошей пропаганды средств массовой информации. Именно от них, и в первую очередь от телевидения, зависит популяризация видов спорта, а занятия физкультурно-спортивной деятельностью рассматриваются как неотъемлемая часть культуры жизнедеятельности.
Различные социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, доказывают, что спортивная деятельность формирует первоначальное представление человека о жизни и мире. Именно в спортивной борьбе наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.
Эффект процесса социализации человека посредством спортивной деятельности зависит от соотношения ценности спорта с ценностями общества и личности, особенно это проявляется на примере малых городов и ЗАТО.
Многочисленные теоретики и практики спорта, ученые-социологи и социальные педагоги сходятся в том, что спорт аккумулирует в себе основные ценности современного общества. Благодаря занятиям спортом и в процессе созерцания спортивных соревнований общепризнанные общественные ценности усваиваются индивидом, как личностные.
Однако, говоря о положительных моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т. д. Поэтому все чаще возникает вопрос: «Гуманен ли современный спорт, что необходимо сделать, чтобы сохранить этот феномен для благородных целей развития личности и общества?". По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт [2, с. 24].
Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) обладают явно выраженной спецификой, сохраняют значительный научно-технический, интеллектуальный, оборонный потенциал; при соответствующих условиях ЗАТО могут стать полюсами инновационного и экономического и культурного развития для прилегающих территорий. Тем не менее, не смотря на многочисленные усилия со стороны федеральных и региональных властей, будущее ЗАТО все еще достаточно неопределенно [5, с.4].
Территории неравнозначны по многим признакам их классификации и закрытые территории имеют ряд существенных отличий. Так, в условиях закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) согласно ФЗ от 14.07.92 г. № 3297–1-ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях» действуют определенные ограничения, которыми невозможно пренебрегать. В этих условиях вопрос развития образовательной среды учреждения дополнительного образования приобретает особое значение и возникает необходимость выявления, систематизации и изучения существенных особенностей с целью эффективного решения задач создания благоприятных условий для жизнедеятельности на данной территории [6, с.3].
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности подростков и молодежи не только больших городов, но и ЗАТО. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок. Придя в спортивную секцию детско-юношеской спортивной школы, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив — это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходя щую позицию. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны — ровесники, а с другой — родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов [1, с. 118].
Мотивация, побуждающая человека заниматься спортом, обусловлена потребностями, определяющимися удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней. Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру [3, с. 54]. Непосредственные мотивы спортивной деятельности потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы; потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. Опосредованные мотивы спортивной деятельности стремление стать сильным, здоровым; стремление через спортивную деятельность поlготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности [4, с. 65].
Спортсмен, как и любой другой человек, переживает несколько стадий социализации. В социологии, как правило, они связываются с отношением к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографически границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Нелегко согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса [1, с. 34].
Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка этой проблемы вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, и определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В достаточной степени сохраняется трудовой потенциал у лиц, которые составляют социальную группу пенсионеров. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия [1, с.37].
Классификацию стадий социализации спортсмена путем включения его в спортивную деятельность можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять этот принцип, то можно выделить следующие стадии социализации:
1. Включение субъекта в спортивную деятельность.
2. Занятия детско-юношеским спортом.
3. Переход из любительского в профессиональный спорт.
4. Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере.
Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности. В это время формируются интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного отношения к спортивной деятельности. Этот период очень важен для юного спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в другие города и страны, получение первых гонораров, спортивные победы позволяют спортсмену активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена [7].
Литература:
1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004
2. Захаров М. А. Социология спорта: учебно-методическое пособие. Смоленск СГАФКСТ., 2008
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — М. 2004
4. Леонтьев А. А. Психология общения. — М. 1997
5. Комаров А. Е. Управление развитием закрытого административно-территориального образования с использованием маркетингового механизма. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Екатеринбург. 2006
6. Мальгин В. Е. «Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования» Журнал «Молодой ученый» № 2 (61), февраль 2014 г.
7. Интернет-ресурс http://www.pandia.ru/text/78/056/99856.php