В сфере образования Российской Федерации проходит внедрение проекта управляющих советов как ядра общественного управления в общеобразовательных учреждениях.
В рамках реализации национального проекта, Российским государственным социальным университетом в 2012 году были проведены курсы повышения квалификации «Государственно-общественное управление в образовательных учреждениях» для работников общеобразовательных учреждений и родителей учащихся, как действующих членов управляющих советов школ.
Среди участников курсов было проведено пилотажное исследование «Эффективность функционирования органов государственно-общественного управления — управленческих советов в российских школах», методом анкетирования, которое позволило выявить основные проблемы, с которыми столкнулись члены управляющих советов за кратковременный срок своей работы. Обработка эмпирических данных была произведена с помощью статистической программы SPSS.
О программе исследования: объект исследования — управляющие советы РФ (Москвы), предмет — эффективность функционирования органов государственно-общественного управления — управленческих советов в российских школах.
Основная цель проводимого исследования — дать оценку эффективности работы органов государственно-общественного управления в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Задачами необходимыми для достижения поставленной цели являлись: определить проблемные вопросы, которыми должен заниматься управляющий совет; описать полномочия и статус управляющих советов; представить структурную модель управляющего совета; выявить компетентность и инициативность членов управляющего совета.
Из 400 участников курсов в анкетировании приняло участие 119 респондентов — около 30 % от общей совокупности, что отвечает репрезентативности исследования, и позволяет сделать выводы на основании полученных данных.
Анализируя полученные данные, оказалось, что основную часть управляющего совета составляют родители и педагогический состав. Основа совета это женщины-педагоги 82 %, возрастная составляющая 50 % от 36–45 лет, 30 % — 45 и старше. 88 % участников имеют высшее образование. Так же, необходимо отметить, что родители учащихся — это квалифицированные юристы, бухгалтера, управленцы, что подчеркивает профессионализм работы управляющих советов (Рис.1).
Рис.1
Обратимся к поставленной цели исследования и задачам ее реализующих. Первое и самое значимое — определить вопросы, которые должен решать управляющий совет.
Согласно полученным данным, совет должен заниматься организацией учебных программ, учебного процесса, финансированием, хозяйственной деятельностью, стратегией развития образовательного учреждения, управлением на уровне администрации (Рис.2). Часть респондентов воздержалась от ответа 24 % на вопрос о деятельности управляющих советов, так как не существует единого «предписания» для работы советов. На основании полученных данных можем выявить одну из значимых проблем в работе управляющих советов — это отсутствие правовой базы.
Рис. 2
О будущей работе управляющего совета: участники исследования уверены, что орган сможет влиять на работу школ 71 %, так как имеет преимущества перед прошлыми «родительскими комитетами» в том, что имеют больше полномочий в принятие решений 30 %, больше ответственности и приближенность к администрации 30 % (Рис.3).
Рис. 3
Говоря о структурной модели управляющего совета, по мнению большинства респондентов, управляющий совет — это совещательный орган. Но одновременно в нем должно быть распределение обязанностей, а основные стратегические вопросы по развитию школы, должные решаться коллегиально. Более того для принятия решений орган должен иметь формальную власть в нормативно-правовых документах 29 %, что снова касается вопроса правовой базы.
Большой блок вопросов был посвящен структуре управляющего органа, компетентности членов управляющих советов и степени включенности их в работу. Численный состав совета, по мнению респондентов, должен зависеть от образовательного учреждения — 29 %. Совет должен состоять из 15 и более человек, считает больше половины опрошенных 35 % и 24 %.
Для большинства членов состоящих в управляющем совете, орган управления — это способ влияния на жизнь школы и на образование в России в целом 47 % (Рис.4).
Рис. 4
Основные качества необходимые членам управляющего совета для качественной работы, по мнению респондентов — компетентность, ответственность, объективность, инициативность, трудолюбие, независимость 6 % (Рис.5).
Рис.5
Но, несмотря на важность и значимость проекта внедрения органа управляющий совет в школы, члены совета не готовы определить, сколько времени они способны уделять работе в органе. А для некоторых — это и вовсе формальность (Рис.6).
Рис.6
Итак, проведенное пилотажное исследование дает нам некоторые представления о первых результатах работы управляющих советов и действующих членах совета.
Одна из проблем, на которую необходимо обратить внимание — нежелание большинства вступать в ряды членов управляющего совета, желающих повысить качество образования автономно и в стране в целом. Члены совета не понимают, чем должен заниматься орган, его структуру, а самое главное, где прописаны права и обязанности управляющего органа.
Полученные данные подтверждают актуальность диссертационной проблемы и необходимости разрабатывать и внедрять технологии, позволяющие повысить эффективность деятельности работы государственно-общественных органов управления.
Литература:
1. Шимутина Е. Н. Руководство для членов школьных Управляющих советов/С. Г. Косарецкий, А. М. Моисеев, А. А. Седельников, Е. Н. Шимутина; под ред. А. А. Пинского. — М.: Вердана, 2008;
2. Шимутина Е. Н.. Управляющие советы: замыслы, результаты, перспективы/Е. Н. Шимутина//Тенденции развития образования: 20 лет реформ, что дальше?: материалы VI Международной научно-практической конференции. — М.: Университетская книга, 2009.