В статье рассмотрены основные формы государственно-частного партнерства, предложены базовые модели государственно-частного партнерства в здравоохранении.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство в здравоохранении, модель государственно-частного партнерства, контрактная форма государственно-частного партнерства.
В мировой практике различают две формы партнерства: институциональная и контрактная. Институциональная форма предполагает создание совместных предприятий с участием государства и бизнеса [1,с. 1]. В здравоохранении данная форма может быть реализована следующими путями.
1. Создание новой медицинской организации с совместным участием государства и бизнеса.
2. Создание некоммерческой организации в сфере здравоохранения
3. Создание управляющей компании для реализации и управления проектами в сфере здравоохранения
4. Передача частной компании доли государственной медицинской организации (в том числе частичная приватизация). Например, может быть передан родильный дом являющийся частью медсанчасти, находящейся в собственности государства. Данный вариант не имеет в настоящее время соответствующего нормативно-правового обеспечения.
Контрактная форма стратегического партнерства предполагает заключение контракта на выполнение определенных функций относительно объекта здравоохранения.
Классификация контрактных форм в здравоохранении:
В зависимости от того, кто является плательщиком предоставляемых медицинских услуг по контракту:
- Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, особенность которой заключается в том, что государство (или муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником медицинской организации, передает частному партнеру выполнение в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. За услуги, предоставляемые концессионером, платит пользователь [2].
- Частная финансовая инициатива — контракты по государственным услугам и работам, финансируемые частным сектором, охватывают те же элементы, но по практическим соображениям оплачиваются не потребителями, а государством [1, c.2].
В Российской практике частную финансовую инициативу не выделяют в отдельно, а рассматривают в рамках концессии.
В зависимости от наличия прав передачи объекта контракта частному партнеру:
- с правом передачи медицинской организации;
- без права передачи медицинской организации.
В зависимости от передаваемых функций частному партнеру:
- проектирование медицинской организации
- строительство медицинской организации
- реконструкция медицинской организации
- обслуживание инфраструктуры медицинской организацией
- управление медицинской организацией
- финансирование.
Контрактные формы квази государственно-частное партнерство
- договор на оказание медицинских услуг частными организациями;
- договор о сотрудничестве;
- договор на выполнение вспомогательных функций медицинской организации (аутсорсинг).
На основании анализа моделей государственно-частного партнерства в соответствии с международной классификацией для здравоохранения в России предлагается использовать следующие базовые модели государственно-частного партнерства контрактной формы.
Модель № 1. Данная модель в здравоохранении предполагает, что частный партнер осуществляет работы по реконструкции государственной медицинской организации, а после завершения работ получает право эксплуатировать и обслуживать инфраструктуру данной организации в течение определенного срока, по истечении которого медицинская организация передается государству. Срок, в течение которого медицинская организация находится в обслуживании у частного партнера, должен быть достаточным для того, чтобы окупить вложенные средства. Реконструкция осуществляется за счет средств частного партнера. В связи с тем, что реконструкция и обслуживание медицинской организации требует значительных финансовых затрат, окупаемость в большей степени зависит от размера платежей за реконструкцию и обслуживание. Государству выгодна данная модель в том случае, если отсутствует достаточно средств для самостоятельной реконструкции медицинской организации. Реконструкция медицинской организации при этом должно решить актуальные проблемы в здравоохранении региона.
Модель № 2. Наиболее перспективная модель для сферы здравоохранения. Для данной модели характерно все тоже, что и для модели № 1. Главное отличие в том, что в данной модели частный партнер получает право оказывать медицинские услуги и взимать плату за их оказание, тогда как при модели № 1 это право оставалось у государства. По истечении определенного периода времени, установленного в договоре, медицинская организация также передается государству. Реализация данной модели чаще всего предполагает долевое участие государства и бизнеса в финансировании. При этом на начальном этапе частный партнер осуществляет 100 % вложений, а после возведения медицинской организации и начале ее эксплуатации государство возмещает часть первоначальных затрат частями на протяжении нескольких лет (доля возмещаемых инвестиций и срок устанавливается в договоре). Как и при модели № 1 создание медицинской организации должно решать актуальные проблемы в здравоохранении региона за счет возможности оказания дефицитных медицинских услуг. Таким образом, решается проблема с оказанием определенного вида медицинской помощи, а плата осуществляется не единовременно, а частями на протяжении определенного времени, установленного в договоре.
Важным условием является невозможность создания данной организации без участия частного партнера. Даже если государство может вложить необходимые средства в реконструкцию данной медицинской организации — решение о реализации модели № 2 следует принять, если очевидны преимущества частного партнера в уровне знаний, как профессиональных, так и управленческих, а также оперативности действий. Реконструируемая медицинская организация чаще всего оказывает услуги за наличный расчет, по программам добровольного медицинского страхования, а также могут участвовать в системе оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию (далее — ОМС). Частный партнер будет заинтересован в данной модели, если она обеспечит необходимую отдачу за вложенный капитал. Но кроме этого частный партнер получает право оказания медицинских услуг. За оказание платных медицинских услуг — платит государства, за оказание услуг в системе ОМС — платит государство. Соотношение ОМС и платных услуг во многом зависит от доли возмещения государством первоначальных вложений на реконструкцию.
Модель № 2а. Данная модель является разновидностью модели № 2. Отличительная особенность заключается в том, что частный партнер оказывает только платные медицинские услуги и не участвует в системе ОМС, при этом за право пользования медицинской организацией частный партнер платит государству арендную плату. Данная модель реализуется в форме частной финансовой инициативы.
Модель № 3. Данная модель применительно к здравоохранению предполагает, что государство строит медицинскую организацию за свой счет, а затем передает ее в доверительное управление частного партнеру, с правом выкупа. Актуальность данной модели может возникнуть в том случае, если государство способно возвести медицинскую организацию для решения проблем в сфере здравоохранения с наименьшими затратами, в необходимые сроки, но при этом не может обеспечить эффективное управление организацией и оказание медицинских услуг высокого качества. Выбор государством данной модели может быть обусловлен отсутствием инвестора на начальном этапе, но при этом необходимостью решения данного вопроса в короткие сроки, а также невозможностью обеспечить эксплуатацию медицинской организации и оказание услуг без участия частного партнера. Частный партнер будет заинтересован в данной модели, если она обеспечит требуемую эффективность. Услуги оказываются как системе ОМС, так и за наличный расчет. За услуги ОМС платит государство.
Модель № 3а Данная модель во многом повторяет модель № 3. Отличие заключается в том, что частный партнер не оказывает медицинские услуги, а осуществляет только обслуживание инфраструктуры медицинской организации. Модель 3 и 3а могут применяться и в отношении уже введенных в эксплуатацию медицинских организаций, находящихся в хорошем состоянии и не требующих реконструкции.
Модель № 4. Данная модель предполагает строительство (либо выполнение части строительных работ) медицинской организации частным партнером в соответствии с заданием государства, по завершении строительства медицинская организация передается государственному партнеру и передается частному партнеру на определенный срок в пользование без права владения. Частный партнер осуществляет работы по обслуживанию инфраструктуры медицинской организации, но не может оказывать медицинские услуги. За обслуживание частный партнер получает от государства плату. Государству выгодна данная модель в том случае, если отсутствует достаточно средств для самостоятельного строительства медицинской организации.
Модель № 5. Данная модель предполагает, как и модель № 4 строительство медицинской организации частным партнером в соответствии с заданием государства, по завершении строительства медицинская организация передается государственному партнер. В отличие от модели № 4 частный партнер получает право оказания медицинских услуг и управления медицинской организацией. Для частного партнера данная модель является выгодной, если прибыль, получаемая от оказания услуг покрывает затраты и обеспечивает требуемый уровень рентабельности инвестиций с учетом рисков. За оказание платных медицинских услуг — платит государства, за оказание услуг в системе ОМС — платит государство. Соотношение ОМС и платных услуг во многом зависит от доли возмещения государством первоначальных вложений на строительство медицинской организации.
Модель № 6. Данная модель предполагает, что государство привлекает частного партнера только для финансирования строительства или реконструкции медицинской организации. Частный партнер заинтересован в получении возврата денежных средств с учетом процентов.
Для каждой модели необходимым условием является установление показателей для мониторинга и контроля за действиями частного партнера.
1. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства / Европейская экономическая комиссия; Организация Объединенных Наций. — Нью-Йорк — Женева: ООН, 2008; 114 с.
2. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ.