В статье описаны особенности развития креативности на уроках русского языка в начальной школе.
Ключевые слова: творчество, задания.
В педагогике под креативностью чаще всего понимают такие различные способности, как изобретательность, оригинальность, фантазия, интуиция, способность решения проблем и т. д. Подчеркивается многогранность данной способности. «Креативность — потенциальная склонность к разностороннему мышлению, чувствованию и действию».
Необходимым условием организации творчества является ассертивность (от лат. assertorius — утвердительный) — способность делать все по–своему. Ассертивность означает своеобразие самовыражения личности в противоположность манипулированию ею. Таким образом, эвристическое обучение опирается, по крайней мере, на три интегративных способности учащегося: креативную, когнитивную и оргдеятельностную. В совокупности они обеспечивают создание учеником такой образовательной продукции, которая носит характер комплексного общеобразовательного результата, а не отдельных его элементов. Под эвристическими способностями с данной точки зрения мы будем понимать комплексные возможности учащегося в совершении деятельностей и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов [2,c.58].
В то же время эффективная творческая самореализация ученика обусловлена степенью развития отдельных его эвристических качеств, которые обеспечивают творчество необходимым «инструментарием». В работах психологов достаточно подробно исследованы такие эвристические качества, как воображение, фантазия, интуиция.
Становления прочных орфографических умений и навыков учащихся невозможно достигнуть путем выполнения только чисто орфографических (правилоориентированных) упражнений. Орфографический навык складывается в процессе творческого письма (М. М. Разумовская). Именно через творческие упражнения идет закрепление умении и навыков и дальнейшее их совершенствование на основе различных видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения, письма.
С помощью творческих упражнений развиваются умения создавать собственные высказывания, правильно строить свою речь в соответствии с нормами и стилями литературного языка. В ходе их выполнения школьники учатся самостоятельно пользоваться изученным языковым материалом при создании свободного письменного вы сказывайся.
Диктанты творческого характера: зрительный, предупредительный, диктат — по памяти, творческий, свободный, восстановленный диктант, диктант по аналогии, диктант с одновременным языковым и информационно–смысловым анализом текста.
Перед проведением традиционного зрительного диктанта ученики в течение ограниченного учителем времени (примерно 7–10 минут) знакомятся с текстом диктанта, читают его про себя, анализируют трудные для них написания или пытаются запомнить графический облик слова. Затем учитель диктует текст, а по окончании работы ученики сами сверяют запись текста с оригиналом. Важно, чтобы учащиеся умели видеть собственные ошибки и реально оценивали уровень своей фактической грамотности. Оценки за традиционный зрительный диктант, как правило, в журнал не выставляются.
Задания творческого характера — это задания, прежде всего предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся. Такие задания направлены на развитие операциональной стороны интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности [3,c.87].
Характерной чертой творческих заданий является наличие в них не какого–либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует от младшего школьника смекалки, сообразительности, т. е. нестандартного творческого мышления.
Очень часто наши коллеги — учителя начальных классов — сетуют на то, что развивать индивидуальные способности учащихся, создавать благоприятные условия для их всестороннего развития, для воспитания творческой личности в рамках урока трудно, поэтому педагоги стремятся ввести у себя в школе специальные занятия (как правило, за счет факультативных занятий и часов по выбору) по развитию творческих способностей, которые способствовали бы решению этих задач.
Я глубоко убеждена в том, что формировать и активно развивать творческие задатки детей учителю вполне по силам в рамках урока.
Предлагаемые авторами учебники и учебные пособия способствуют, на наш взгляд, развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают у них взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Выполнение заданий, которые подбирает учитель в содружестве с авторами учебников, требует от учеников не только и не столько хорошего знания программного материала, сколько умения делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять законы и закономерности, уметь фантазировать [1,c.36].
Очень важен для учителя и тот факт, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку: главное, чтобы ученики думали, творили, мыслили, искали пути решения и чтобы у них появился интерес к учебной деятельности.
Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка нам помогают творческие формы проверки усвоения фактического материала — например, кроссворды.
По мнению Л. И. Полесской и С. А. Тихомировой, кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста. Важно отметить, пишут авторы, что педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, которые составлены на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами. В рамках рассматриваемой проблемы в кроссвордах могут быть зашифрованы слова на какое–либо правило, изученное детьми и отрабатываемое на уроке повторения.
Работа с кроссвордами не потребует от учителя каких–то особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их нужно решать, вы будете постепенно предоставлять ребятам все большую самостоятельность, и результаты не заставят себя долго ждать: дети очень быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности, и, как следствие, ребята сами начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке.
Отличительной особенностью кроссвордов является и то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников.
Относительную трудность при использовании кроссвордов, по мнению учителей, представляет его вычерчивание. Здесь может быть несколько вариантов решения проблемы:
- Можно предварительно начертить кроссворд на доске, а текстовое пояснение учитель читает устно.
- Возможен показ проекции кроссворда через эпидиаскоп или кодоскоп.
- При индивидуальном применении эффективным будет использование многоразового трафарета с прорезями вместо букв, который накладывается на лист бумаги. Изготовление трафарета можно поручить родителям или шефам — учащимся старших классов.
Среди основных приемов развития творческих способностей я выделила следующие:
- написание сочинений, изложений;
- игры на уроках «Лингвистические угадайки», «Третий лишний», «Расшифруй аббревиатуру» и др.;
- творческие словари, копилки интересных текстов, ребусы, кроссворды;
- творческие задания на дом;
- написание сказок, басен, стихов по первой строчке и по заглавным буквам;
- задания по каждой теме: составить кластер, схему, алгоритм, таблицу, запоминалку по теме (на уроке, если позволяет время, или на дом).
Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал.
При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.
Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания «Объясни», «Докажи».
Большое место в преподавании русского языка и литературы занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность.
Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.
После изучения по литературе темы «Стихотворные рифмы» использую работу с опорными словами, предлагаю детям игру «Буриме». По последним словам в строке попробовать восстановить стихотворение. Эта работа очень увлекает детей.
Например, пишу на доске следующие слова:
Океану, матрос, обезьяну, привез, тоскуя, напролет, такую, поет, юге, кустах, подруги, хвостах, бананы, моей, обезьяне, друзей.
Игра «Я начну, а ты продолжи». Даю начальные строки стихотворения, а дети продолжают. Например, «Ты ее увидишь, и забьется сердце.».. или «Окно выходит в белые деревья».. (Е.Евтушенко).
После изучения темы «Пословицы и поговорки» даю задание детям написать сочинение–миниатюру «Объясни смысл пословицы».
Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Изучив сказки и басни, предлагаю учащимся написать свои сказки и басни. Больше всего детям нравится сочинять волшебные сказки. А после того, как ребята усвоят, что такое басня, что такое мораль басни, предлагаю сочинить басни (говорю, что можно в прозе, как у Эзопа), а можно стихами как у Жана де Лафонтена или И.Крылова.
Мне близки слова Сухомлинского, который сказал: «Через сказку, басню, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка».
Я убедилась, что составление сказок, басен благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, развивает их наблюдательность и любознательность.
Задание. Угадайте слово по его значению: Оптический прибор — игрушка в виде трубки; состоит внутри из трех продольных, сложенных под углом зеркал; при поворачивании трубки разноцветные стеклышки или камешки, находящиеся между зеркалами, образуют в них путем отражения красивые симметричные узоры, быстро меняющиеся но мере поворачивания трубки.
Калейдоскоп — восходит к греческим словам, означающим «красивый» + «вид»+ «смотрю». Учащиеся рассматривают узоры и калейдоскопе.
Задание. Расскажите своему соседу по парте, что вы видите, какой цвет преобладает в вашем узоре, нравится ли вам увиденный узор, какое настроение он создает и почему. Как при изменении формы узора меняется его цвет?
Затем некоторое время отводится неречевой творческой деятельности:
— Составьте свой узор при помощи цветных геометрических фигур. Завершает урок письменная творческая работа: учащиеся должны описать увиденный узор.
Литература:
1. Пранцова Г. В. Обучение школьников драматическому типу словесного художественного творчества на основе фантастического вымысла.// Русский язык в школе. 2001 № 5. –С.15
2. Астахов А. И. Воспитание творчеством. М., 1996. — 305 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2002. — 290 с.
4. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М..2004. — 269 с.
5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М., 2001.– 290 с.