Анализ практики социально-правового обеспечения государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.10.2014

Статья просмотрена: 5965 раз

Библиографическое описание:

Корнилова, С. В. Анализ практики социально-правового обеспечения государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации / С. В. Корнилова, Д. А. Смирнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 275-282. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12893/ (дата обращения: 18.12.2024).

В рамках реализации государственных гарантий гражданских служащих государственными органами субъектов Российской Федерации, рассматриваются меры и механизмы социально-правового обеспечения этой категории.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственный орган, социально-правовое обеспечение, государственные гарантии.

В современном российском обществе государственная служба является социально-экономическим институтом с ярко выраженными особенностями и особым видом трудовой деятельности, требующая специального регулирования, так как связана с особой миссией и повышенной ответственностью государственных служащих.

Одним из первых официальных документов в формировании правового фундамента государственной службы стал Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года, утвердивший Положение о федеральной государственной службе, которым нормативно закреплялись основные принципы формирования государственной службы.

Данный указ в истории остался актом рамочного характера, но, «сыграл роль довольно сильного организационного толчка для сосредоточения усилий в целях скорейшего решения чрезвычайно актуальной и сложной социальной проблемы — создания в России качественно нового государственного устройства, свободного от партократизма и тоталитаризма» [13. с.5].

В начале XXI века в Российской Федерации сформировались конституционные основы государственной службы как важнейшего механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.

Однако состояние государственной службы Российской Федерации характеризовалось наличием ряда проблем, среди которых было несоответствие социального и правового положения государственного служащего, степени возлагаемой на него ответственности и уровню законодательных ограничений, существующих на государственной службе.

Значительную роль в реформировании государственной службы как приоритетного направления в области государственного строительства сыграл Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который законодательно закрепил, что система государственной службы Российской Федерации включает в себя три вида государственной службы:

1.     гражданскую;

2.     военную;

3.     правоохранительную.

Военная и правоохранительная службы являются видами федеральной государственной службы и находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации [4].

Каждый вид государственной службы имеет свое правовое оформление, характеризуется специальным правовым статусом, который устанавливается соответствующими нормативными актами.

Государственная гражданская служба как вид представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, а также лиц, замещающих государственные должности, как Российской Федерации, так и ее субъектов/ [5]

Повышение уровня социальной защищенности государственных служащих, совершенствование системы государственных гарантий, создание современной системы материального и нематериального стимулирования труда государственных служащих, оптимизация порядка оплаты труда на государственной службе являются необходимыми условиями успешного развития системы государственной службы, эффективного достижения поставленных перед нею целей. [20]

Социальное обеспечение государственных гражданских служащих осуществляется на основе нормативных актов, среди которых определяющее значение имеют:

-               Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, заложившая основы государственного социального страхования, гарантирующая социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; [1]

-               Трудовой кодекс Российской Федерации, закрепивший обязанность работодателя, осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, а также возмещать вред, причинённый работникам, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, компенсировать моральный ущерб; [3]

-               Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

-               Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», в соответствии с которым обеспечение по страхованию осуществляется:

· в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемой в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счёт средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· в виде страховых выплат (единовременной страховой выплаты застрахованному, либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячных страховых выплат застрахованному, либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти). [6]

· в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

-               Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», в соответствии с которым обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения и представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и т. д. [7]

-               Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации;

-               Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в том числе федеральные государственные гражданские служащие, а также члены их семей;

-               Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законодательно правовые основы социальной защиты государственных служащих впервые были закреплены в Федеральном законе от 31 июля 1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» в соответствии, с которым государственному служащему на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации гарантировалось:

-        надлежащие материально-технические условия работы;

-        денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов РФ;

-        ежегодный оплачиваемый отпуск;

-        медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию;

-        переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;

-        обязательность получения согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы. За исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

-        пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

-        обязательное государственное страхование на случай причинения вреда имуществу в связи с исполнением госслужащим должностных обязанностей;

-        защита госслужащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом. [19 c.405]

Этот закон, ныне утративший силу, устанавливал особый характер правового режима государственных служащих по сравнению со служащими государственных учреждений и определил тенденцию усиления различий между государственно-правовым и частно-правовым режимом.

Под гарантиями на государственной службе понимаются различного рода денежные возмещения дополнительных затрат и ограничений, возникающих в связи с выполнением служащими служебных заданий. Государственные гарантии прежде предъявляются гражданскому служащему при прохождении службы. Компенсируя трудности государственной службы, они как бы уравновешивают её правовой режим, предоставляя гражданским служащим определённые льготы и преимущества по сравнению с другими категориями работников. [20]

Основной целью государственных гарантий гражданских служащих является обеспечение их социальной и правовой защищённости.

Государственные гарантии государственных служащих выполняют следующие функции:

-        повышение мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей;

-        укрепление стабильности профессионального состава кадров гражданской службы;

-        компенсация ограничений, установленных для служащих действующим законодательством. [20

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих августа жизнь и здоровье государственного служащего подлежали обязательному государственному страхованию за счёт средств соответствующего государственного бюджета, выделяемых каждому государственному органу в порядке, установленном законодательством. [8]

Следующий этап активизации совершенствования правового регулирования государственных гарантий государственных гражданских служащих был связан с утверждением Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 Пр-1496 «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», где одним из основных принципов была названа социальная и правовая защищенность государственного служащего за счет установления соответствующих государственных социальных гарантий.

Концепция предлагала в качестве компенсации законодательных ограничений на государственной службе, а также тягот и лишений, связанных с ее прохождением в отдельных видах государственной службы, государственным служащим предоставить соответствующие этим видам государственные социальные гарантии. Соответственно, государственным служащим должно обеспечиваться единство основных государственных социальных гарантий независимо от уровня и вида государственной службы.

Дополнительные государственные социальные и иные гарантии государственным служащим должны устанавливаться с учетом особенностей вида государственной службы.

Кроме этого, государственным служащим должны гарантироваться надлежащие условия для исполнения должностных (служебных) обязанностей: право на профессиональный рост, отдых, страхование жизни и здоровья, специальное медицинское страхование и обеспечение (помощь), защита государственных служащих и членов их семей, имущества от противоправных посягательств в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей, обеспечение в необходимых случаях жильем или компенсация соответствующих расходов.

Ключевым практическим последствием Концепции стала утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 Федеральная целевая программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)», целями которой стали:

-        кардинальное повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;

-        создание целостной системы государственной службы с учётом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации [9].

С принятием Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливался особый статус регулирования государственных гарантий на гражданской службе.

Во-первых, перечень гарантий, предоставляемых государственным служащим в связи с исполнением ими профессиональной служебной деятельности, дифференцировался по видам государственной службы.

Во-вторых, основные гарантии устанавливались федеральными законами и предоставлялись всем гражданским служащим.

В-третьих, дополнительные гарантии устанавливаются правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в случае возникновения определённых условий.

Такой подход обеспечивал равные условия прохождения гражданской службы, независимо от её уровня и вида, а также создавал необходимые предпосылки для дифференциации мероприятий по социальной защите гражданских служащих с учётом характера, особенностей, эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности, процессов развития гражданской службы и иных условий. [12 c.336]

Для обеспечения правовой и социальной защищённости гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, гражданским служащим гарантируется:

1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы; Данный демократический принцип, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека ещё в 1948 г. подтвердил норму Трудового кодекса Российской Федерации.

В настоящее время остаются не реализованными как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации нормы Федерального закона о государственной гражданской службе в части установления особого порядка оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Например, в Приволжском федеральном округе разработан план мероприятий по реформированию и развитию системы государственной гражданской службы, в соответствии с которым в Республике Мордовия осуществляется реализация «пилотного» направления «Внедрение показателей результативности гражданских служащих». Принят указ главы Республики Мордовия от 30 апреля 2010 г. № 77-УГ «О проведении эксперимента в рамках реализации программы Республики Мордовия «Развитие государственной гражданской службы Республики Мордовия».

2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объёме получение денежного содержания.

Оплата труда гражданских служащих в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона о государственной гражданской службе и соответствующими актами, принятыми на уровне субъекта.

Так, в Приволжском федеральном округе помимо обязательных элементов денежного содержания в субъектах ПФО имеется практика установления:

-       ежемесячных компенсационных выплат за специальный режим работы, сложность и напряженность работы;

В Республике Татарстан, где указанная выплата производится в обязательном порядке, в том числе государственным служащим, в служебные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование.

-        ежемесячной надбавки к должностному окладу за ученую степень;

Такая практика сложилась в Пермском крае.

Средний размер денежного содержания гражданских служащих субъектов Российской Федерации составляет 23,8 тыс. руб. и превышает средний размер оплаты труда в отраслях экономики региона примерно на 9,9 тыс. руб.

Наибольший размер денежного содержания установлен в Самарской области –

34,9 тыс. руб., Нижегородской и Оренбургской областях — по 31,7 тыс. руб. Необходимо отметить, что в указанных субъектах размер средней заработной платы по отраслям экономики превышает 14 тыс. руб., тогда как средний размер заработной платы в Приволжском федеральном округе 13,9 тыс. руб.

Наименьший размер среднего денежного содержания зафиксирован в Чувашской Республике и Республике Мордовия 17,6 тыс. руб. и 18,3 тыс. руб. соответственно, где также наименьший размер средней заработной платы в отраслях экономики 12,1 тыс. руб. и 11 тыс. руб. соответственно. [14]

3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

Время, в течение которого гражданский служащий свободен от исполнения обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению, называется временем отдыха, которое различается по видам следующим образом:

-       перерывы в течение рабочего дня;

-       ежедневный отдых;

-       выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

-       нерабочие праздничные дни;

-       отпуска.

В соответствии с нормами Трудового кодекса гражданским служащим предоставляются перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, а также нерабочие праздничные дни.

Отпуск гражданского служащего субъектов ПФО имеет свои особенности и состоит из:

-        основного оплачиваемого отпуска (30–35 календарных дней в зависимости от замещаемой должности);

-        дополнительных оплачиваемых отпусков.

Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются:

-        за выслугу лет (исчисляются из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, но не более 10 календарных дней);

-        за ненормированный рабочий день (не менее 3-х календарных дней);

-        в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы (не менее 7 календарных дней).

В указанных субъектах обычно ненормированный служебный день компенсируется предоставлением дополнительных дней отпуска.

Однако норма об оплате труда за исполнение должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени как сверхурочной работы, не нашла широкого применения.

Вместе с этим по решению представителя нанимателя предусматривается предоставление отпуска без сохранения денежного содержания по письменному заявлению гражданского служащего, по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. [14]

5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет.

Медицинское обеспечение гражданских служащих состоит из следующих элементов:

-        медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет,

-        ежегодная диспансеризация;

-        санаторно-курортное обслуживание. [4]

Первые две гарантии предусмотрены Федеральным законом о государственной гражданской службе и реализуются в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499–1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации».

Добровольное медицинское страхование, котороеобеспечивает гражданским служащим получение дополнительных медицинских и иных услуг, сверх установленных программами предусмотрено в Самарской области, где из областного бюджета выделено 42,6 млн. руб. и Ямало-Ненецком автономном округе.

В Нижегородской области на дополнительное медицинское обслуживание гражданских служащих, в том числе на оказание высокотехнологичной помощи в 2013–2014 гг. выделено около 60 млн. руб.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 984 н субъекты Российской Федерации должны предусмотреть финансирование мероприятий по диспансеризации, а государственные органы утвердить графики ее прохождения.

Целью диспансеризации является определение рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению гражданской службы, сохранение и укрепление физического и психического здоровья гражданского служащего.

Так в Республике Марий Эл и Нижегородской области приняты все необходимые нормативные правовые акты и проведена диспансеризация в полном объеме.

Правовое обеспечение государственной гарантии по санаторно-курортному обслуживанию осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно и осуществляется путем:

-        предоставления путевки в лечебно-оздоровительное учреждение;

-        либо компенсации стоимости приобретенной путевки на санаторно-курортное лечение.

В Пензенской области в 2009–2013г. наибольшее количество гражданских служащих воспользовалось указанной гарантией, где на одного гражданского служащего в среднем израсходовано около 25 тыс. руб.

В Самарской области на одного гражданского служащего израсходовано в среднем 75 тыс. руб., в Республиках: Мордовия — 31 тыс. руб, Башкортостан -14,2 тыс. руб., Марий Эл — 13,3 тыс. руб.

6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также во время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь;

С принятием второй части Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательное государственное страхование было определено в системе гражданско-правового регулирования.

Гражданский кодекс устанавливает обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определённых категорий.

Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета органам исполнительной власти и на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями либо на основании договоров страхования, заключаемых страховщиками и страхователями. [2]

7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Выплаты по обязательному государственному страхованию на уровне субъекта Российской Федерации предусмотрены только в Республике Мордовия, где из республиканского бюджета на страхование было потрачено 1437,3 тыс. руб. При этом, только 14 гражданских служащих воспользовались указанной гарантией.

8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками;

9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность, при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;

10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. [4]

В соответствии с этим положением государственным служащим гарантируется соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации, которым назначаются следующие виды пенсий: 1) пенсия за выслугу лет; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) социальная пенсия. Право на пенсионное обеспечение имеют также и члены семей, специальным видом для государственных гражданских служащих является пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии следующих условий: а) стаж государственной гражданской службы (выслуга лет) не менее 15 лет; б) замещение должности государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев; в) факт увольнения с должности государственной гражданской службы; г) увольнение со службы должно быть произведено по основаниям, установленным законодательством.

В зависимости от субъекта Российской Федерации размер месячного денежного содержания, исходя из которого, гражданскому служащему устанавливается пенсия за выслугу лет, не превышает от 1,8 до 3 должностных окладов по замещаемой перед увольнением должности гражданской службы.

Например, в Республике Марий Эл указанный размер не превышает 2,8 оклада денежного содержания (должностной оклад и оклад за классный чин), установленного гражданскому служащему, а размер пенсии не может быть ниже 2562 рублей и подлежит индексации с учетом уровня инфляции.

Наибольший средний размер пенсионного обеспечения гражданских служащих в Пермском крае и Нижегородской области — 14,6 и 13,1 тыс. руб.

Гражданскому служащему гарантируется государственное пенсионное обеспечение, которое определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Средний размер пенсии гражданского служащего по субъектам Российской Федерации — 10,8 тыс. руб., тогда как средний размер трудовой пенсии по старости — 6,9 тыс. руб. Соответственно, пенсия гражданского служащего превышает трудовую пенсию по старости примерно на 35,7 %.

Пенсионное обеспечение гражданских служащих в Самарской и Саратовской областях реализуется путем установления доплаты к трудовой пенсии по старости.

Необходимым условием для назначения пенсии за выслугу лет является стаж государственной гражданской службы, как правило, не менее 15 лет.

В соответствии с федеральным законом о государственной гражданской службе, устанавливающим не только основные, но и дополнительные гарантии гражданских служащих, к которым относятся:

1. Дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания, предоставляемое во всех субъектах Российской Федерации.

Наибольшее количество служащих, охваченных всеми формами дополнительного образований в процентном соотношении от общего количества гражданских служащих в соответствующем субъекте Российской Федерации в Пензенской области (20,6 %), в Республике Татарстан (19,4 %), в Кировской области (19,1 %).

2. Транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей. Выплата компенсации за использование личного транспорта в служебных целях производится только в Республике Татарстан и Нижегородской области (воспользовались 19 и 6 гражданских служащих соответственно).

3. Единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы. Необходимым условием получения указанной гарантии является нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Решение этого вопроса в субъектах Российской Федерации осуществляется различными способами:

-        предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения;

-        предоставление служебного жилого помещения;

-        получение жилого помещения по договору социального найма;

-        участие гражданского служащего в различных целевых программах;

-        компенсация расходов, связанных с поднаймом или арендой жилого помещения.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной выплаты в субъектах Российской Федерации соответствует федеральному нормативу и составляет:

33 кв. метра общей площади жилья — на 1 человека;

42 кв. метра общей площади жилья — на семью из 2 человек;

18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи — на семью из 3-х и более человек.

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации приняты необходимые нормативные правовые акты. Однако реальное предоставление субсидии осуществляется лишь в отдельных регионах.

Средний размер предоставляемой субсидии составляет 949,5 тыс. руб. на одного гражданского служащего субъекта Российской Федерации. В ПФО общий размер денежных средств, выплаченных гражданским служащим составил свыше 63 млн. руб.

Право на получение жилья по договору социального наймаимеютгражданские служащие, признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Участие гражданского служащего в целевых программах по улучшению жилищных условий чаще всего осуществляется в качестве гражданина, члена молодой семьи, работника бюджетной сферы.

Гражданские служащие Республики Мордовия, состоящие на учете на улучшение жилищных условий по месту работы, до улучшения своих жилищных условий имеют право на компенсацию понесенных расходов, связанных с поднаймом или арендой жилой площади.[14]

4.Возмещение расходов, связанных с переездомгражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган.

Проведенный анализ реализации только в субъектах Приволжского федерального округа социально-правового обеспечения гражданских служащих позволяет нам сформулировать следующиепредложения по совершенствованию данного механизма на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Во-первых, на уровне субъектов Российской Федерации необходимо активизировать совершенствование социально-правового обеспечения гражданских служащих.

Во-вторых, самостоятельно регулировать соответствующие гарантии гражданских служащих субъектами Российской Федерации, исходя из того, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.

В-третьих, принять на уровне субъекта Российской Федерации правовых актов:

-        о выплатах по обязательному государственному страхованию;

-        о порядке установления оплаты труда гражданских служащих субъекта Российской Федерации, для которых оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

В-четвертых, ежегодно индексировать денежное содержание в зависимости от уровня потребительских цен и в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы гражданских служащих.

В-пятых, увеличить долю оклада денежного содержания гражданского служащего в целях увеличения размера пенсионного обеспечения гражданских служащих.

В-шестых, рассмотреть органами государственной власти субъектов Российской Федерации возможность реализации опыта регионов по установлению ряда дополнительных гарантий гражданских служащих, таких как:

-        предоставление путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, либо компенсация стоимости путевки, в случае ее не использования;

-        установление дополнительной ежемесячной надбавки к должностному окладу за ученую степень, а такжеежемесячной компенсационной выплаты за специальный режим работы, сложность и напряженность работы;

-        компенсация расходов гражданских служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, связанных с поднаймом или арендой жилого помещения;

-        предоставление служебногожилого помещения;

-        увеличение размера суточных гражданским служащим, находящимся в служебной командировке;

-        возмещение расходов на ритуальные услуги, связанные с погребением гражданского служащего, а также выплата единовременного пособия семье гражданского служащего, в случае его смерти.

-        предоставление женщинам (мужчинам), являющимся гражданскими служащими, и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дополнительной ежемесячной выплаты.

-        предоставление единовременной выплаты при увольнении на пенсию в связи с выслугой лет.

Литература:

1.      Конституция Российская Федерация. М. Проспект. 2012. 32 с.

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. От 28.12.2013) Система КонсультантПлюс: Версия Проф Дата печати: 29.05.2014

3.      Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря.2001 г. № 197-ФЗ. www. consultant.ru/popular/tkrf/.

4.      Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2062).

5.      Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215).

6.      Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», в соответствии с которым обеспечение по страхованию осуществляется:

7.      Федеральный закон от 16 июля 1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» fss.ru/ru/fund/about/fundamentals/64/9340.shml

8.      Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих // Российская газета. 1995. 24 августа.

9.      Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 47. Ст. 4664).

10.  Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ от 15.08.2001 Пр-1496 http://www.zakonpost.ru/content/base159119

11.  Закон Республики Мордовия от 20 мая 2008 № 36-З «Об особенностях обязательного государственного страхования государственных гражданских служащих Республика Мордовия». Известия Мордовии. 22 мая 2008 года, № 74–14

12.  Государственная служба. Энциклопедический словарь /Под общ. Ред. В. К. Егорова, И. Н. Барцица. М.: Изд-во РАГС, 2008. 432 С.

13.  Граждан В. Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж: «Квадрат», 1997. 123 с.

14.  Информация постоянно действующей рабочей группой Координационного совета Приволжского федерального округа по государственной кадровой политике

15.  Кабашов С. Ю. Государственная служба основные этапы развития как науки и профессии от Древнего мира до начала XX века: Учеб. Пособие / С. Ю. Кабашов. — М.:ИНФРА-М. 2013.- 287 с.

16.  Клименко А. Оплата труда российских федеральных государственных гражданских служащих. http: // www.thec.ru/ dismat /Klimenko /Klimenko r.rtf.

17.  Клищ Н. Н., Январёв В. А. Государственная служба: Комплексный подход: учебник / Отв. ред. А. В. Оболонский, — М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009, -512 с.

18.  Матвеев С. П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы правового регулирования. Воронеж. Воронежский институт МВД России. 2011. 213 с.

19.  Ноздрачёв А. Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М. «Статут», 1999. 592 С.

20.  Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих. http:// isfic.info/gossab/civserv42.htm Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/195051/#ixzz3DYIZidra.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, служащий, государственная служба, государственная гражданская служба, гражданская служба, денежное содержание, Мордовия, обязательное государственное страхование, гарантия, жилое помещение.


Похожие статьи

Выявление проблем реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации

В данной статье предлагается рассмотреть основные проблемы реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

Обеспечение жильем государственных гражданских служащих как стимулирующая социальная гарантия

В работе рассматриваются правовые нормы, которые определяют жилищно-правовой статус государственных гражданских служащих. Уделено внимание недостаткам в системе прав государственных гражданских служащих Российской Федерации, главным среди которых явл...

Проблемы денежного содержания гражданских служащих на государственной гражданской службе Российской Федерации

В статье рассмотренные основные вопросы, связанные с денежным содержанием государственных гражданских служащих Российской Федерации. Предприняты попытки выявить и обозначить негативные моменты, влияющие на низкий уровень материального обеспечения гра...

Право на социальное обслуживание как элемент социально-правового статуса граждан Российской Федерации

В статье анализируются преимущества и недостатки социального обслуживания в государственной системе социальных служб в Российской Федерации. Рассматривается право на социальное обслуживание как элемент социального и правового статуса граждан России.

Правовое положение государственных гражданских служащих в Российской Федерации

В научной статье анализируется правовой статус государственного служащего, его основные элементы, принципы, а также правовое закрепление в действующем законодательстве.

Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации

В статье анализируются проблемы определения в законодательстве правового статуса государственного гражданского служащего и вносятся предложения по правовому регулированию государственной гражданской службы и формированию правового статуса гражданских...

Нематериальная мотивация государственных гражданских служащих Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы профессионального развития государственных служащих. Автор раскрывает основные формы нематериальной мотивации государственных гражданских служащих. Особое внимание в статье уделяется психофизиологическому аспекту гражданс...

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации

В статье описывается тема реализации конституционного признака по социальному обеспечению граждан Российской Федерации. Важной гарантией является доступность социальных услуг и пособий.

Правовое обеспечение государственной службы в органах внутренних дел

Данная статья посвящена вопросам правового обеспечения государственной службы в ОВД. Важность эффективного функционирования ОВД на сегодняшний день сложно переоценить, в связи с чем, необходимо постоянно анализировать законодательство, регламентирующ...

Похожие статьи

Выявление проблем реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации

В данной статье предлагается рассмотреть основные проблемы реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

Обеспечение жильем государственных гражданских служащих как стимулирующая социальная гарантия

В работе рассматриваются правовые нормы, которые определяют жилищно-правовой статус государственных гражданских служащих. Уделено внимание недостаткам в системе прав государственных гражданских служащих Российской Федерации, главным среди которых явл...

Проблемы денежного содержания гражданских служащих на государственной гражданской службе Российской Федерации

В статье рассмотренные основные вопросы, связанные с денежным содержанием государственных гражданских служащих Российской Федерации. Предприняты попытки выявить и обозначить негативные моменты, влияющие на низкий уровень материального обеспечения гра...

Право на социальное обслуживание как элемент социально-правового статуса граждан Российской Федерации

В статье анализируются преимущества и недостатки социального обслуживания в государственной системе социальных служб в Российской Федерации. Рассматривается право на социальное обслуживание как элемент социального и правового статуса граждан России.

Правовое положение государственных гражданских служащих в Российской Федерации

В научной статье анализируется правовой статус государственного служащего, его основные элементы, принципы, а также правовое закрепление в действующем законодательстве.

Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации

В статье анализируются проблемы определения в законодательстве правового статуса государственного гражданского служащего и вносятся предложения по правовому регулированию государственной гражданской службы и формированию правового статуса гражданских...

Нематериальная мотивация государственных гражданских служащих Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы профессионального развития государственных служащих. Автор раскрывает основные формы нематериальной мотивации государственных гражданских служащих. Особое внимание в статье уделяется психофизиологическому аспекту гражданс...

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации

В статье описывается тема реализации конституционного признака по социальному обеспечению граждан Российской Федерации. Важной гарантией является доступность социальных услуг и пособий.

Правовое обеспечение государственной службы в органах внутренних дел

Данная статья посвящена вопросам правового обеспечения государственной службы в ОВД. Важность эффективного функционирования ОВД на сегодняшний день сложно переоценить, в связи с чем, необходимо постоянно анализировать законодательство, регламентирующ...

Задать вопрос