В статье дана общая характеристика железнодорожного переезда и проанализированы основные показатели безопасности дорожного движения через них. Выявленные недостатки при обустройстве и содержании переездов, которые отрицательно влияют на безопасность дорожного движения, позволяют предусмотреть мероприятия направленные на повышение безопасности движения через переезды.
Ключевые слова: железнодорожные переезды, безопасность движения, техническая оснащенность.
Железнодорожный переезд — объект повышенной опасности, поэтому для предупреждения несчастных случаев переезды оборудуют светофорами, шлагбаумами и звуковыми сигнализациями, а так же УЗП (устройство заграждения переезда) — металлическими плитами, которые поднимаются, заграждая переезд (за исключением переездов на малоактивных участках железных дорог, которые обозначаются только дорожными знаком) [1, с.2].
Переезды подразделяются на общего и необщего пользования, на регулируемые и нерегулируемые. Общего пользования железнодорожные переезды — это пересечения железнодорожных путей общего пользования с автомобильными дорогами общего пользования; необщего — это пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами отдельных предприятий или организаций (независимо от форм собственности). Пересечения железнодорожных путей в границах территории предприятий (складов, депо, элеваторов и т. п.) автомобильными дорогами, предназначенными для обеспечения технологического процесса работы данного предприятия, относятся к технологическим проездам и учету как переезды не подлежат.
Переезды на эксплуатируемой сети железных дорог МПС в зависимости от интенсивности движения железнодорожного и автомобильного транспорта делятся на четыре категории (таблица 1). К I категории относятся также переезды, расположенные на пересечениях железных дорог, где осуществляется движение поездов со скоростью более 140 км/ч независимо от интенсивности движения транспортных средств на автомобильной дороге. Все остальные переезды (не охваченные таблицей) относятся к IV категории.
Таблица 1
Категория железнодорожных переездов
Интенсивность движения поездов по главному пути (суммарно в двух направлениях) поезд./сут. |
Интенсивность движения транспортных средств (суммарная в двух направлениях) авт./сут. |
||||
До 200 включительно |
201–1000 |
1001–3000 |
3001–7000 |
Более 7000 |
|
До 16 включительно, а также по всем станционным и подъездным путям |
IV |
IV |
IV |
III |
II |
17–100 |
IV |
IV |
III |
II |
I |
101–200 |
IV |
III |
II |
I |
I |
Более 200 |
III |
II |
II |
I |
I |
Переезды делятся на регулируемые и нерегулируемые. К регулируемым относятся переезды, оборудованные устройствами переездной сигнализации, извещающей водителей транспортных средств о подходе к переезду поезда или обслуживаемые дежурными работниками, которым поручено осуществлять регулирование движения поездов и транспортных средств на переезде. К нерегулируемым относятся переезды, не оборудованные устройствами переездной сигнализации и не обслуживаемые дежурными по переезду, которым поручено осуществлять регулирование движения поездов и транспортных средств на переезде. Железнодорожные переезды оборудуются в местах с хорошей видимостью. Угол пересечения автомобильной дороги и железнодорожных путей должен составлять не менее 60 [2, 6.с.1].
Ежегодно, на всех железных дорогах, должно проводиться обследование переездов; сигнализации и связи; электроснабжения; аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги с участием владельцев подъездных путей, а также органов управления автомобильными дорогами и организаций, содержащих автомобильные дороги, пассажирских и других автотранспортных организаций, а также Государственной автомобильной инспекции. По результатам обследования организуется приведение устройств и оборудования переездов, а также прилегающих участков дороги к ним. В течение года могут проводиться и другие проверки состояния переездов и подходов к ним. В случаях неудовлетворительного содержания автомобильных дорог на подходах к переездам начальник дистанции пути вносит представление руководству местного территориального органа Госавтоинспекции о прекращении движения транспортных средств через такие переезды до приведения дорог в надлежащее состояние.
На железнодорожных переездах должно быть знаки 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» для регулируемого и нерегулируемого переезда соответственно, а также знаки 1.4.1–1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду». Эти знаки предупредят водителя о необходимости безопасно проследовать через переезд [3].
Пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне являются сложными и опасными элементами дорожной сети, оказывающие значительное влияние на безопасность автомобильного и железнодорожного транспорта в целом.
Проблема железнодорожных переездов является актуальной до сих пор, так как объекты железнодорожной структуры характеризуются простоями автотранспорта, дорожно-транспортными происшествиями, особенно с особо тяжкими последствиями и возможностью умышленного совершения теракта. Поэтому подобные явления вызывают значительный резонанс в массах [4, с.3].
На сегодня, состояние безопасности движения на ж. д. переездах продолжает оставаться неблагополучным. В течение 2013 года на железнодорожных переездах в Российской Федерации зарегистрировано 321 происшествие, в которых погибли 80 человек и 412 пострадали [5,с.1]. Проведенным анализом установлено, что максимальное количество ДТП, совершенных физическими лицами, приходится на октябрь, минимальное — на апрель. По дням недели максимальное количество ДТП совершается в понедельник и вторник — 42,3 % и воскресенье — 14,1 %. На среду, четверг, пятницу и субботу приходится от 10,3 до 11,5 % ДТП. По возрастным группам водителей наибольшее количество ДТП совершается в возрасте от 30 до 40 лет — 33,1 %, от 20 до 30 лет — 27,8 % и от 40 до 50 лет — 21 %, что в сумме составляет 81,9 %. Минимальное количество ДТП совершают водители в возрасте от 50 до 60 лет — 5,2 % от общего количества ДТП [6,с.1].
Для предупреждения дорожно-транспортных происшествий службы «РЖД» проводят работу по модернизации железнодорожных переездов, которая включает в себя: укладку резино-технических настилов, оборудование переездов АПС, оборудование шлагбаумами ПАШ, модернизацию устройств заграждения, внедрение светофорных головок на светодиодах, улучшение электроснабжения, улучшение электроосвещения, закрытие переездов, капитальный ремонт переездов. Наихудшее положение приходится на Северо-Кавказской, Октябрьской, Калининградской, Горьковской, Московской, Южно-Уральской и Забайкальской дорогах. [7, с.86]. Практически все ДТП на переездах происходят из-за невыполнения водителями автотранспортных средств требований Правил дорожного движения.
За последние десять лет усилилась техническая оснащенность переездов устройствами заграждения переездов, резинокордовыми настилами, автоматической переездной сигнализацией, системами видео- и фотофиксацией.
На территории одной только Пензенской области находится в эксплуатации 151 железнодорожный переезд, из которых 107 принадлежат ОАО «Российские железные дороги». К ним относятся:
- Пензенское отделение Куйбышевской железной дороги
- Юго-Восточное отделение железной дороги — 25;
- Московское отделение железной дороги -1;
- Сызранское отделение железной дороги- 1.
На обслуживании иных ведомств находятся 44 железнодорожных переезда [7, с.4].
Пензенское отделение Куйбышевской железной дороги — 80 переездов, причем 19 из них — с дежурными работниками, а 10 — оборудованы устройствами заграждения железнодорожного переезда (УЗП); 33 железнодорожных переезда оборудованы современными системами видеонаблюдения в рамках общесетевого проекта «Антикриминал». Видеокамеры установлены на переездах в районе станций Пенза-II, Пенза-IV, Грабово, Пачелма, Студенец, Канаевка и Чаадаевка. Куйбышевская железная дорога — одна из крупнейших стальных магистралей Российской Федерации. Ее эксплуатационная длина — 4721,86 км. Куйбышевская магистраль проходит по территории Пензенской, Самарской, Ульяновской, Тамбовской, Челябинской, Рязанской, Оренбургской областей и Республик Башкортостан, Татарстан и Мордовия. Практически все переезды имеют резиново-кордовое покрытие, препятствующее скольжению, пробуксовке и заносу автомобилей, а также снижающее уровень шума.
Рис. 1. Количество переездов на Куйбышевской железной дороге
При проведении обследований железнодорожных переездов были выявлены недостатки в эксплуатации, обустройстве и содержании переездов, которые отрицательно влияют на безопасность дорожного движения, большая честь которых остается не выполненной по настоящее время:
- отсутствие нормативной видимости приближающего поезда;
- отсутствие горизонтальных площадок перед переездом;
- наличие просадок и ямочности между железнодорожными путями на переездах;
- многие переезды не в полном объеме оборудованы необходимыми дорожными знаками;
- отсутствие светофорной и звуковой сигнализации;
- не работает наружное освещение;
- настилы переездов повреждены и требуют проведения капитального ремонта [8, с.4].
Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах, расположенных на территории области, по-прежнему остаются актуальными.
Госавтоинспекцией Пензенской области регулярно проводятся профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и правонарушений со стороны водителей транспортных средств, а также на выявление и устранение недостатков в содержании, обустройстве и эксплуатации самих железнодорожных переездов. Но полностью предотвратить столкновения железнодорожного и автомобильного транспорта можно только в том случае, если исключить возможность пересечения их в одном уровне, т. е. путем строительства путепроводов. Однако это требует крупных финансовых вложений, которые для большинства переездов с малыми и средними размерами движения поездов и автотранспорта никогда не окупятся. Поэтому даже в странах с высокоразвитой экономикой сохраняется значительное количество переездов, не оборудованных современными системами переездной автоматики. Следует вводить в эксплуатацию шлагбаумы, полностью перекрывающие проезжую часть автодороги, а также заградительные железобетонные барьеры, которые, будучи расположенными посередине автодороги, препятствуют объезду переездного шлагбаума по встречной полосе. В качестве дополнительной меры на охраняемых переездах можно организовать посты общественных инспекторов безопасности дорожного движения. Учитывая положительный опыт применения систем видеонаблюдения и видеофиксации правонарушений, нужно оборудовать ими переезды (стоимость — менее 2 млн руб. на один переезд), выделять средства на обновление устройств УЗП на переездах, укладывать новые переездные настилы, финансировать проведение работ по ремонту и модернизации переездов автоматической переездной сигнализацией. В качестве перспективной меры видится внедрение на дорогах ОАО «РЖД» системы контроля состояния переездов, основанной на использовании спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS. Такая система позволила бы в режиме реального времени получать оперативную информацию для принятия решений, давала бы возможность переводить отдельные узлы и сооружения переездов в режим автоматической работы, т. е. без обслуживающего персонала. Информация со спутников позволяла бы на электронной карте определять местоположение поездов в режиме реального времени, контролировать прохождение ими установленных пунктов, следить за маршрутами движения в любой промежуток времени, т. е. объективно оценивать обстановку в режиме реального времени.
Литература:
1. wikipedia.org/wiki/Железнодорожный_переезд
2. http://files.stroyinf.ru/Data1/9/9430/
3. http://pddmaster.ru/documents/pdd
4. http://www.dystancia.com/2011–03–05–17–40–59/12----2015-----600-
6. http://www.bestpravo.ru/)
7. Миненко Е. Ю. Повышение безопасности движения на железнодорожном переезде/ Е. Ю. Миненко, А. С. Ширшиков, Я. А. Филимончева — Орел: Мир транспорта и технологических машин, № 4, 2013.
8. Справка об обеспечении безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах и о результатах обследования железнодорожных переездов на предмет устранения ранее выявленных недостатков