Экономика города Ишима: Производство (1942–1950 гг.) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.10.2014

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Евсеева, Я. В. Экономика города Ишима: Производство (1942–1950 гг.) / Я. В. Евсеева, О. Н. Налимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 264-266. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12914/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье рассмотрено изменение экономического положения города Ишима в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

Ключевые слова:Машиностроение, реконверсия, фонды, производительность, кадры, школа ФЗУ, производственный потенциал.

Тема представляет теоретический и практический интересы, потому что машиностроение — наиболее широкомасштабная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всей экономике страны, так как обеспечивает все отрасли приборами, машинным оборудованием, а население — предметами потребления. Не случайно эту отрасль называют «сердцевиной» экономики. Существует она уже более двухсот лет.

Машиностроение относится к отраслям «свободного размещения», поскольку заводы особо не привязаны ни к топливу, ни к сырью, ни к водным ресурсам. Чаще всего машиностроительные заводы размещаются в тех городах, где есть высококвалифицированные рабочие и инженеры, где налажены достаточно удобные связи с другими городами, предприятиями-импортерами и потребителями.

В настоящее время, что касается Ишима, предприятия машиностроения, определяют производственный потенциал города, но существенное развитие пришлось на годы Великой Отечественной войны. Меня, как жителя этого города, очень заинтересовало развитие промышленной базы в такие тяжелые военные годы и в период реконверсии, и я решила изучить это более подробно в Государственном архиве города Ишима, с целью дальнейшего использования этого материала при участии в региональном конкурсе.

Ишим, как и многие другие города Урала и Сибири стал убежищем для эвакуированных. Сюда эвакуировали не только людей, но даже и целые предприятия, например, Ишимский машиностроительный завод № 6 «Главпищемаш» из города Щебекино Киевской области в 1942 году. Подчинялся он Главному управлению пищевого машиностроения Народного комиссариата пищевой промышленности СССР. В марте 1950 года был переведен в город Бийск. Занимался изготовлением оборудования для спирто-водочных и пивоваренных заводов. [10]

К началу 1943 года завод по существу не был еще подготовлен к нормальной производственной деятельности. Основные предпосылки, необходимые для этого, как например, энергобаза, оборудование, материалы и кадры к началу 1943 года находились в таком состоянии, при котором невозможно было с самого начала года развернуть работу по выполнению установленной технически сложной производственной программы. [1]

Оборудование, поступившее на завод, имело очень большой технический и моральный износ, и было совершенно недоброкачественным, отсутствовали некоторые детали. Все это требовало крупного и длительного капитального ремонта. В условиях отсутствия квалифицированных рабочих этот ремонт чрезвычайно затянулся и занял значительное время. [1]

Чрезвычайно большим тормозом, вызывавшим непрерывные перебои в работе, было отсутствие на заводе собственной лаборатории, что не позволяло ежедневно проводить систематические, химические, механические испытания и анализы. Приходилось направлять работников в Омск. Что не давало в полном объеме производить испытания, а проведенные испытания поступали на завод с большим опозданием. Все это отражалось на качестве продукции. [1]

Вступив в 1943 год, завод не имел никаких запасов по производственным и вспомогательным материалам, по инструментам и приспособлениям, по ремонтным и прочим материалам. Приходилось создавать основные запасы всех необходимых материалов, что заняло много времени. [1]

Положение с рабочей силой было очень тяжелое. Этот недостаток ставил завод на протяжении всего года в очень трудные условия. На заводе был только один квалифицированный токарь и один слесарь, у которых была бронь. Производственные, вспомогательные цеха были не обеспечены подсобной рабочей силой. Еще хуже дела обстояли с рабочей силой в литейном цехе. Был только один формовщик по Гражданской продукции. Весь остальной состав состоял из вновь принятых учеников, не имеющих еще никакого производственного опыта и женщин. Не укомплектованность штата служащих отрицательно отразилась на работе бухгалтерии, отдела снабжения и на постановке учета на заводе.

Так же дела обстояли и со снабжением, фонды были реализованы не полностью. Например, в 1944 году, завод на протяжении всего года испытывал острый недостаток горючего и угля, что отрицательно сказывалось на работе завода. В течение года было реализовано следующее количество горючего: керосин реализован по фонду — 37631 кгр, а получено от различных организаций 22986…Бензин реализован по фонду — 9740, а получено от различных организаций — 1043. Из-за отсутствия горючего завод несколько раз останавливался. [2]

С течением времени положение на заводе стало меняться в лучшую сторону. Намечался значительный рост объема производства, выполнение и перевыполнение годового плана. При заводе в 1945 году была организована школа ФЗУ для подготовки квалифицированных рабочих. [3] И уже начиная, с 1946 года Машиностроительный завод в городе Ишиме производит выпуск, исключительно, гражданской продукции на тех же площадях и частично на том же оборудовании, на котором ранее производился выпуск снарядов. [4]

В 1941 году был эвакуирован завод автоприцепов из города Подейное Поле (Ленинградская область). При эвакуации завода все оборудование и рабочие были переданы Ирбитскому заводу автоприцепов № 1. После решения НАРКОМАТа и ГЛАВКа организации самостоятельного завода в городе Ишиме, часть этого оборудования (28 единиц) и работников (32 человека) были отправлены в город Ишим. Туда же и была отгружена часть оборудования от бывшего Омского завода автоприцепов № 6. Завод был организован на базе ремонтной мастерской. Начал работать с января 1942 года, а в 1945 году реорганизован в Ишимский завод автоприцепов. [5]

Переломным для завода был 1943 год, который распределяется по своему характеру на два периода. Первый — первое полугодие, когда по целому ряду причин план производства систематически не выполнялся, и задолженность завода государству нарастала из месяца в месяц. Второй период это второе полугодие 1943, когда благодаря ликвидации большинства причин, тормозящих работу завода, производство стало нарастать. [6, c. 25]

Что касается кадров, то в целях пополнения недостающих квалифицированных рабочих и подготовки резерва на места рабочих, уходящих в ряды Красной армии, завод набирает учеников в возрасте от 14 до 17 лет и путем организации 3-х месячных курсов технического обучения подготавливает из них рабочих на профессии 3,4 разряда. [6, c.33]

Одним из условий, способствовавших выполнению плана по производительности труда, являлось применение удлиненного рабочего дня на протяжении 1943 года. Как производственные, так и вспомогательные цеха переводились на 11-ти часовой рабочий день. Сокращалось и количество выходных дней, вместо календарных 52 дней + 3 дня революционных праздников. Использовано на выходные было только 37 дней. Остальные дни объявлялись приказом по заводу как рабочие (только для производственных и ремонтных цехов). [6, c.35]

Самым острым и неблагоприятным для показателей завода был вопрос рабочего снабжения. Не имея собственного ОРСа и не располагая абсолютно никакими фондами, завод целиком и полностью находится в зависимости от городских торгующих организаций, последние же получали весьма ограниченные фонды продуктов питания и промышленных товаров, в силу вышеуказанного рабочее снабжение находилось в совершенно неудовлетворительном состоянии.

Выдаваемые рабочим продовольственные карточки совершенно не отоваривались, по ним выдавался только хлеб и то с большими перебоями и не в полной норме, остальные же, предусмотренные нормами продукты — сахар, крупа, мясо, жиры, ни разу в 1943 году не выдавались.

Из промышленных товаров однажды в летние месяцы поступила партия трикотажного белья и обувь на деревянных подошвах, и то количество этих предметов хватало максимум на 10 % от общего количества. Единственной реальной поддержкой было получение незначительного количества ткани от ГЛАВКа и НКСМ, благодаря которым удавалось хоть понемногу выдавать рабочим. [6, c.37]

Заводская столовая, принадлежащая Горобщепиту, от последнего получала незначительное количество продуктов. В основном столовая выпускала обеды из капусты и картофеля, полученного с собственного подсобного хозяйства, но этих продуктов хватало только на довольно короткий срок. Но и снабжение, со стороны подсобного хозяйства завода, не всегда было удовлетворительным, вследствие неблагоприятных климатических условий. Подсобное хозяйство завода находилось в 12 километрах от завода, ориентировано на овощно-зерновые культуры (картофель, овощи и бахчевые, крупянные и бобовые, зерновые) и животноводство (КРС, свиньи, овцы, гуси). Все поголовье скота так же обеспечивалось кормами, собранными со своего подсобного хозяйства. [7, с. 120]

Отсутствие нормальных условий снабжения отрицательно сказывалось на трудовой дисциплине, текучести и производительности труда.

Позже производственно-хозяйственная деятельность так и протекала в условиях весьма неудовлетворительного снабжения. Основным недостатком производственной работы завода являлась работа не по графику, а по мере обеспечения покупными деталями. Все это, непосредственно, отражалось на продуктивности работы завода.

Так же состояние зданий и сооружений находилось в весьма неудовлетворительном состоянии. Такие цеха как малярный (сборочный) и механо-заготовительный, а так же центральный склад и склад резины — требовали перекрытие потолков и крыш. Но в последние годы это было неосуществимо, в виду отсутствия кровельных материалов, а работать особенно в зимних условиях в некоторых отделах было совершенно невозможно.

И подведя итоги, мне хочется отметить то, что, люди, невзирая на суровые и жестокие военные годы, шли работать для того чтобы дать фронту самое необходимое. И это еще раз подтверждает всю силу и мощь нашего народа, дух которого не сломим ни при каких обстоятельствах.

Литература:

1.      Годовой отчет 1943 год // ГУТО ГА в г. Ишима.-Ф.194.-Оп.1.-Д.1.-Л. 12

2.      Годовой отчет 1944 год// ГУТО ГА в г. Ишима.-Ф.194.-Оп.1.-Д.2.-Л. 162

3.      Годовой отчет 1995 год// ГУТО ГА в г. Ишима.-Ф.194.-Оп.1.-Д.3.-Л. 92

4.      Отчеты о наличии движении материальных ценностей спецмобрезерва и плана работы 1949год // ГУТО ГА в г. Ишима.-Ф.194.-Оп.1.-Д.13.-Л. 5

5.      ГУТО ГА в г. Ишима.-Ф.603.-Оп.1.-Д.2.-Л. 30

6.      ГУТО ГА в г. Ишима.-Ф.603.-Оп.1.-Д.4.-Л. 25, 33, 35, 37

7.      ГУТО ГА в г. Ишима.-Ф.603.-Оп.1.-Д.13.-Л. 76

8.      Годовой финансовый отчет по основной деятельности за 1947 год// ГУТО ГА в г. Ишима.-Ф.603.-Оп.1.-Д.17.-Л.105, 120

9.      Вознесенский, Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны [электронный ресурс]/ Н. Вознесенский.- Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/voznesensky_n/07.html. Дата обращения: 18.09.2014.

10.  Размещение машиностроительных предприятий в России [электронны ресурс].-Режим доступа:http://worldofscience.ru/geografija-mira/35-geografija-rossii/989-razmewenie-mashinostroitel-nyh-predprijatij-v-rossii.html.Дата обращения:18.09.2014.

11.  Банк городов [электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.bankgorodov.ru/place/inform.php?id=2644. Дата обращения:18.09.2014.

12.  Машиностроение-Путеводители по архивам. [электронный ресурс].-Режим доступа:http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=136&sid=17906. Дата обращения: 18.09.2014.

Основные термины (генерируются автоматически): завод, Ишим, город, рабочий, Великая Отечественная война, гражданская продукция, неудовлетворительное состояние, подсобное хозяйство завода, производительность труда, рабочее снабжение.


Похожие статьи

Промышленные предприятия в годы Великой Отечественной войны в г. Ишиме

В статье на основе неопубликованных источников автор рассматривает промышленные предприятия г. Ишима в годы Великой Отечественной войны, их роль и значение, в помощи воюющему фронту.

Трансформация промышленности Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны

В работе рассматриваются изменения в структуре промышленности Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны. Анализ исторических источников позволяет выделить несколько крупных тенденций, которые предопределили развитие отрасли в анализируемы...

Коканд в годы Великой Отечественной войны

Статья посвящена к истории становления и развития городов Узбекистана в 1940–45 гг. В работе дана характеристика динамике численности населения, рассмотрено состояние промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры городов.

История и перспективы города Навои

В статье освещены вопросы экономических возможностей города Навои. Автором на основании имеющихся источников проведён анализ состояния экономического застоя промышленных предприятий, вопросы поэтапного усовершенствования предприятий и роль СИЭЗ в год...

Развитие основных отраслей сельского хозяйства в Ишимском районе в начале 1950-х годов (1950–1953 гг.)

В статье рассматриваются вопросы развития агропромышленного комплекса в Ишимском районе в начале 1950-х годов. Особое внимание уделяется рассмотрению ключевых проблем в развитии сельского хозяйства и поиску путей их разрешения.

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной войны

В статье на примере Москвы, Первоуральска и других советских городов описывается городское хозяйство времен Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется проблемам транспорта, развития предприятий социального профиля, снабжения городов продо...

Деятельность Балхашского завода обработки цветных металлов в годы Великой Отечественной войны

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с переброской части промышленного потенциала Советского Союза из его западных регионов в районы Казахстана, Урала и Средней Азии в начальный период Великой Отечественной войны на примере Кольчугин...

Современное состояние рынка труда в г. Новокузнецке

В статье анализируется современное состояние рынка труда в Новокузнецке, обращается внимание на его динамичное развитие в промышленном секторе, который является ключевой составляющей экономики города. Основное внимание уделено проблеме дефицита квали...

Формирование трудовых резервов страны в 1940–1945 гг.

Статья посвящена изучению становления и развития системы трудовых резервов в СССР в первой половине 1940-х гг. Значительное внимание в статье уделено процессу создания системы трудовых резервов.

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Похожие статьи

Промышленные предприятия в годы Великой Отечественной войны в г. Ишиме

В статье на основе неопубликованных источников автор рассматривает промышленные предприятия г. Ишима в годы Великой Отечественной войны, их роль и значение, в помощи воюющему фронту.

Трансформация промышленности Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны

В работе рассматриваются изменения в структуре промышленности Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны. Анализ исторических источников позволяет выделить несколько крупных тенденций, которые предопределили развитие отрасли в анализируемы...

Коканд в годы Великой Отечественной войны

Статья посвящена к истории становления и развития городов Узбекистана в 1940–45 гг. В работе дана характеристика динамике численности населения, рассмотрено состояние промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры городов.

История и перспективы города Навои

В статье освещены вопросы экономических возможностей города Навои. Автором на основании имеющихся источников проведён анализ состояния экономического застоя промышленных предприятий, вопросы поэтапного усовершенствования предприятий и роль СИЭЗ в год...

Развитие основных отраслей сельского хозяйства в Ишимском районе в начале 1950-х годов (1950–1953 гг.)

В статье рассматриваются вопросы развития агропромышленного комплекса в Ишимском районе в начале 1950-х годов. Особое внимание уделяется рассмотрению ключевых проблем в развитии сельского хозяйства и поиску путей их разрешения.

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной войны

В статье на примере Москвы, Первоуральска и других советских городов описывается городское хозяйство времен Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется проблемам транспорта, развития предприятий социального профиля, снабжения городов продо...

Деятельность Балхашского завода обработки цветных металлов в годы Великой Отечественной войны

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с переброской части промышленного потенциала Советского Союза из его западных регионов в районы Казахстана, Урала и Средней Азии в начальный период Великой Отечественной войны на примере Кольчугин...

Современное состояние рынка труда в г. Новокузнецке

В статье анализируется современное состояние рынка труда в Новокузнецке, обращается внимание на его динамичное развитие в промышленном секторе, который является ключевой составляющей экономики города. Основное внимание уделено проблеме дефицита квали...

Формирование трудовых резервов страны в 1940–1945 гг.

Статья посвящена изучению становления и развития системы трудовых резервов в СССР в первой половине 1940-х гг. Значительное внимание в статье уделено процессу создания системы трудовых резервов.

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Задать вопрос