«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачёв). Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления патриотизма. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства привязанности к окружающим. В основе этого лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. Воспитание начал патриотизма — одна из составляющих нравственного воспитания. Вот поэтому сегодня, когда покачнулись очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь обращаемся к мудрости народной культуры, к её устному творчеству, народно-прикладному искусству.
На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В младшем возрасте формирование любви к Родине идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Воспитание начинается с рождения и здесь самое главное не упустить время, найти достойные методы и приёмы, создать благоприятные условия для воспитания, именно, личности.
В период раннего детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определить жизненный путь. Корни этого влияния — в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от быта, нравов, обычаев, труда людей, среди которых живёт ребёнок.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями маленький ребёнок получает первые представления о культуре русского народа. Любовь к своей Родине зарождается в период раннего детства, когда ребёнок особенно восприимчив.
Первый этап работы с младшими дошкольниками — это приобщение их к устному народному творчеству. С раннего возраста дети откликаются на потешки, приговорки, попевки, народные песни. Мы постоянно используем их в своей работе, обращая внимание детей на то, что русский народ отображает в них свою жизнь.
С первой младшей группы еще, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка- водичка» И сразу же воспитываем аккуратность, опрятность, приучаем к чистоте. Читая потешку «Пошёл котик на торжок» воспитываем у детей желание делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.
А чего только нет в народных песнях, и солнышко светит, и гуленки — голуби воркуют и серенький коток ведёт киску за лапочки. Вместе с прослушиванием песенки показываем картинки из книжки, поём вместе с детьми для кукол и детям во время дневного сна. Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма.
Вторым этапом работы с младшими дошкольниками являются сказки. Рассказывая сказку «Курочка Ряба» в доступной форме стараемся донести детям то, что учим сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а рассказывая сказку «Теремок» воспитываем у детей дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.
Так как игра- ведущая деятельность детей, то среди множества игр, которые мы предлагаем малышам есть и русские народные игры. Эти игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, с особенностями проведения народных игр, развивают нравственные и патриотические чувства: любовь русского народа удальству, веселью, знакомство с лучшими национальными традициями. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.
Огромно достояние нашей народной культуры, необъятны границы интереса к творчеству народа России, неисчерпаемы кладовые земли русской и нет предела гордости за людей, которые дарят нам, своему народу, прекрасные произведения народной культуры, создавая их своими руками.
Ещё одним ярким и интересным средством народной культуры, является народно-прикладное искусство. Нельзя оставаться равнодушными, увидев работы народных мастеров знаменитых промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели, Каргополя. Не забыты и наши близкие игрушки и предметы быта наших Борисовских мастеров керамики. Пусть они не такие яркие, но по-своему интересные. Опираясь на то, что у ребёнка младшего дошкольного возраста наглядно-образное мышление и желание потрогать увиденное яркое и красивое преобладает над другими процессами. Для оформления группы мы выбираем яркие эмоциональные игрушки, сделанные по мотивам народных промыслов. Это игрушки, которые мы лепим сами и вместе с детьми старших групп. Чтобы к игрушкам интерес не пропадал, мы их меняем, мы говорим с ними, указывая на рисунок, но, не называя промысла, уже знакомим детей с первыми источниками народно-прикладного искусства.
Но что касается народного творчества, связано с русским народным костюмом. Поём ли песни, водим хоровод, проводим ознакомление детей с народными промыслами, играем ли в народные игры, мы всегда используем русский народный костюм: кушаки, сарафаны, рубахи, головные уборы. Переодевание в русский костюм уже вносит свою частицу в образ, ребёнок гордится им, становится, более ответственен, собран. Тем самым расширяем представление детей о народной одежде, развиваем интерес к культуре нашей Родины.
Не маловажную роль играют в воспитании нравственно-патриотических качеств и такие формы малого устного фольклора как пословицы, поговорки, загадки. Через загадки воспитываем у детей любовь к родному краю, учим видеть красоту окружающей природы, гуманному отношению к ней, ответственность за поступки негативное отношение к природе.
Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа «Поговорка-цветочек, пословица- ягодка». Пословицы и поговорки своими краткими изречениями заключают в себе выводы из наблюдений об окружающем. Они учат правилам поведения, моральным нормам. Великий А. С. Пушкин говорил о поговорках: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». Предлагая детям пословицы и поговорки, выбираем те, которые близки по смыслу и пониманию детей, есть целые книжечки с ними, где ярко в самобытном стиле русского народа раскрыта суть, главная мысль.
Как пройти мимо работ знаменитых народных промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели, Каргополя? Как оставаться спокойным, рассказывая маленькому ребёнку сказку «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»; быть безучастным при первых попытках ребёнка повторить движения к потешке «Ладушки, ладушки» не подыграть ему, добавив радости и веселья. Отсюда следует, что наши русские народные песни, сказки, игры, народные игрушки являются неотъемлемой частицей в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей. Каждый ребёнок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, интересами и способностями. Чтобы добиться результатов в воспитании детей важно не забывать об этом. Необходимо постоянно изучать детей, их внутренний мир, их запросы, замечать происходящие изменения в их развитии. Следует сказать, что возможности патриотического воспитания не реализуются сами по себе, необходима систематическая работа педагогов и родителей. Использованные источники русской народной культуры являются наглядно-действенными, яркими и доступными для детского восприятия. Они в своей сущности отражают жизнь людей в прошлом с их обычаями и традициями, показывают нам, как нужно жить и каким быть человеку, учат в доступной форме воспринимать идею и смысл, воспитывают у детей нравственно-патриотические качества.
Литература:
1. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду-СПб: Детство — Пресс, 2008г.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры — М.: Детство-Пресс, 2008г.
3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. — М.: Линка — Пресс, 2003 г.