Статья реализует попытку компонентного анализа системы моральной философии О. Г. Дробницкого. Категория ценности в работе выступает как базовая конструктная единица, через которую рассматриваются понятия системы этики О. Г. Дробницкого. Автор определяет содержание этики О. Г. Дробницкого как криптокантианство, отмечая новаторство О. Г. Дробницкого как представителя неортодоксальной советской этики.
Ключевые слова:О. Г. Дробницкий, криптокантианство, ценность, материальные ценности, духовные ценности.
Личность О. Г. Дробницкого представляет собой особый интерес для современного исследователя этики. С уверенностью можно сказать, что О. Г. Дробницкий наравне с А. И. Титаренко, Г. Д. Бандзеладзе, Я. А. Мильнер-Ирининым, В. П. Тугариновым являлся представителем неортодоксальной этики советского периода 60–80-х годов XX века. [3], [4], [5]
Мы можем говорить о чувственном интуитивизме А. И. Титаренко, этике свободы Я. А. Мильнера-Иринина, этике достоинства Г. Д. Бандзеладзе, теории ценностей В. П. Тугаринова, и, конечно же, криптокантианстве О. Г. Дробницкого как о специфических этических системах, спрятанных внутри диалектического материализма советской этики. Актуальные исследования в области истории отечественной этики позволяют утверждать таким авторитетным ученым, как например, В. Н. Назаров, о необходимости разработки этических криптосистем отечественной этики второй половины XX века. [7] С уверенностью можно сказать, что наиболее значимой этической категорией в этике О. Г. Дробницкого является ценность. Осмыслению феноменологии ценностей посвящены такие значимые работы в наследии О. Г. Дробницкого как «Мир оживших предметов», «некоторые аспекты проблемы ценностей», «понятие морали» и проч.
Обращаясь к категории ценности в философском наследии О. Г. Дробницкого, анализируя полемику в отношении теории ценностей в 60-е годы XX века, мы, прежде всего, преследуем цель определения конструктных единиц и составляющих понятия «ценность» в трудах О. Г. Дробницкого. Нас интересует тот теоретический фундамент, на котором происходит построение концепции ценностей. Критериям анализа в полной мере удовлетворяет статья О. Г. Дробницкого «Некоторые аспекты проблемы ценностей» [1], опубликованная в сборнике по итогам конференции, посвященной проблеме ценностей. Характер статьи представляет собой последовательное изложение подхода к определению и характеристике ценности как философской категории. По сути, статьи являются тезисным изложением одного из важнейших трудов в философском наследии О. Г. Дробницкого «Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксиская философия». [2], [6]
Свою концепцию О. Г. Дробницкий начинает выстраивать с определения понятия ценности. Ценность, по Дробницкому, может пониматься как: а) свойство самого предмета; б) значение предмета для человека; в) отношение человека к предмету. По точному замечанию автора, все дефиниции имеют общим характеристику материального блага предмета потребления. Таким образом, мы можем определить, что данный дефинитивный ряд определяет понятие материальной ценности. Необходимо отметить, что долгое время в советской науке существовала точка зрения о наличии лишь материальных ценностей. Духовные ценности отвергались, как принадлежавшие буржуазной идеологии. Дробницкий в своем исследовании отвергает подобную точку зрения и указывает на то, что существуют специфические феномены общественного сознания: социально-политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные, нормативы, принципы, идеалы, оценки и их критерии. [1, с. 26]
Автор отмечает, что духовные ценности являются не просто представлениями о чем-то, но явлениями сознания, которые содержат в себе оценочное (положительное или отрицательное, одобрительное или неодобрительное отношение к действительности и оказывают непосредственное влияние на действия и поведение людей. [1, с. 30]
Дробницкий формулирует идею, что в основе материальных и духовных ценностей лежат явления разного рода. Материальные ценности есть, по сути, ценностные характеристики предметов, когда предмет выступает перед человеком, как обладающий значением. Духовные ценности же имеют иную природу — природу ценностных представлений, в которых присутствует предписательно-оценочный элемент. Обратимся к прямой цитате О. Г. Дробницкого, дабы прокомментировать данный тезис: «Правовые, моральные, эстетические и другие представления по отношению к отдельному индивиду часто играют роль готовых формул, служащих для него ориентиром в социальной действительности и определенным образом влияющих на его поведение… Делая их объектами своих интересов, индивид соответствующим образом направляем свою деятельность». [1, c. 33]
Итак, ценностью может являться как предмет, так и представление о предмете, отношение субъекта к ценности может реализовываться через отношение, значение или оценку, тогда как ценностное представление субъекта может быть выражено через свойство или предписание.
Анализируя упорядоченную организацию категорий, можно с уверенностью сделать вывод о том, что подобное понимание дефиниции ценности приведет нас оппозиции «субъект-объект», где ценность будет вписана в рамки социальной действительности. Именно рассмотрение взаимоотношений категории ценности и общества стало предметом обширной полемики в 1960-х годах XX века. Для западной философии была характерна линия, на протяжении которой человек утрачивал связь с движением общественного целого. Тогда как советская философская школа определяла категорию ценности, как подчиненную «законам движения социального целого». В представлении О. Г. Дробницкого эта зависимость представляет собой оппозицию индивидуальной и общественной природы человека, которая выступает как «…недоступное материальное богатство, неосваиваемая духовная культура, как внешняя необходимость, которой он должен подчиняться, вопреки своим склонностям, как заданная ему извне общественно полезная деятельность, как законы общества, которым он должен повиноваться в своем поведении…». [1, c. 33]
С первого взгляда, может показаться, что предмет спора философских школ, проходившего более 50 лет назад, давно утратил свою актуальность, однако в современное время, когда индивидуальная природа человека превалирует над социальной, когда мы можем наблюдать утрату ценностного содержания человеческой деятельности, эта проблема становится особенно актуальной.
Предмет или представление может выступать перед человеком как ценность, лишь в том случае, когда он включен в социальную деятельность человека, является предметом познавания и преобразования действительности. Ценностные представления являются ориентиром человека в действительности, который организует и координирует деятельность. Итак, по сути, ценность представляет собой многокомпонентное внешнее (социальное) образование, соотносящееся с внутренней природой человека. Человек в процессе социализации согласует свою деятельность и свое видение мира с ценностями.
По мнению О. Г. Дробницкого в данном тезисе, кроется главная суть проблемы ценностей, ибо он предполагает наличие минимум двух вопросов, ответ на которые не может быть получен без глубокого философского анализа: «каким образом возникают ценностные феномены? Каков социальный механизм их порождающий?» [1, c. 36]
В подобной оппозиции ценность можно охарактеризовать как особый вид отношений между субъектом и объектом. Подобной точки зрения придерживается и О. Г. Дробницкий. Объект в его системе ценностей — идеальный предмет, на который направлен интерес, то, как должно быть. Рассматривая любой материальный или духовный предмет как ценность, субъект, прежде всего, наделяет его определенными качествами, которыми он должен обладать. Итак, субъект предъявляет объекту определенные требования, которым он должен соответствовать, однако требование может формулировать не только индивид, но и общество.
Литература:
1. Дробницкий О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей. // Проблема ценности в философии под ред. А. Г. Харчева. Л.: Наука, 1966. с. 25–40
2. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксиская философия. М.: Политиздат, 1967. 351 с.
3. Мартьянов Е. Ю. Дефинитивный период в развитии отечественной этики 60-х-70-х годов XX века // Науковий діалог «Схід-Захід». Матер. ІІ всеукр. наук. конфер. з міжнар. участю. (м. Бахчисарай, 12 жовтня 2013 р.): у 4-х частинах. — Д.: Видавництво «Інновація», 2013. — ч. 1. — 232 с. — C. 80–82.
4. Мартьянов Е. Ю. К вопросу о возникновении морального теоретизирования как основного способа функционирования этического знания в советской этике: причины и предпосылки // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса: сборник по материалам международных научно-практических конференций Общества Науки и Творчества (г. Казань) за февраль 2014 года / Под общ. ред. С. В. Кузьмина. — Казань, 2014. — 210 с. — C. 115–119.
5. Мартьянов Е. Ю. Проблема ценностей в отечественной философии второй половины XX века // Позиция. Философские проблемы науки и техники / Сб. статей под ред. С. И. Некрасова и Н. А. Некрасовой. Вып. 7. — Москва-Орёл, Изд-во ОГУ, 2013. — C. 170–175.
6. Мартьянов Е. Ю. Опыт анализа социального и культурно-творческого компонента категории ценности в этике О. Г. Дробницкого [Текст] / Е. Ю. Мартьянов // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 1099–1100.
7. Назаров В. Н. Неизвестные страницы советской этики: из творческого общения с А. И. Титаренко [Электронный ресурс] // Персональный сайт Владимира Назарова [Сайт] — URL: http://vladimirnazarov.wix.com/vladimirnazarov#!untitled/c1cr9 (дата обращения: 22.09.2014)