Цель моей работы: выяснить, влияние окружающей среды на здоровье школьника.
Для достижения поставленной цели нам поможет решение ряда задач:
1. Выяснить, какие наиболее опасные и распространенные загрязнители атмосферного воздуха действуют на организм человека, школьника и дать им краткую характеристику;
2. Провести исследования — влияние окружающей среды на интеллект и здоровье школьников.
Исходя из задач исследования, была сформулирована гипотеза исследования: здоровье школьников ухудшается не только в результате нездорового питания, учебных перегрузок, но и вследствие воздействия окружающей среды.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы:
- изучение литературы и интернет источников,
- анкетирование учащихся 7,8,10 классов,
- статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов с использованием компьютерной программы MS Excel,
- беседа с медицинским работником школы.
Введение:
В настоящее время вопрос оптимизации городской среды как среды обитания человека крайне актуален. Каждый из нас, не задумываясь, утвердительно ответит на вопросы: «Хочешь ли ты дышать чистым воздухом, видеть из окна своего дома зеленые деревья, доверять чистой воде прямо из крана?» Это означает, что большинство людей убеждено: качество жизни находится в непосредственной, теснейшей связи с качеством окружающей их среды. Причиной плохого экологического климата могут являться географическое положение города и промышленные предприятия в нем.
Географическое расположение г. Новокузнецка.
Экологическая ситуация в городе находится в критическом состоянии из-за плохой циркуляции воздуха и особенности рельефа.
Факторы, влияющие на здоровье человека.
Как известно основными факторы влияющими на здоровье человека являются воздух, почва и вода. Сегодняшнее состояние промышленных предприятий- их технологического и очистного оборудования создают сложную экологическую ситуацию.
На сегодня Россия занимает 3-е место в мире по вредным выбросам.
Новокузнецк занял 7 место среди городов России.
Стоит отметить, что распределение мест в рейтинге по общему объёму выбросов не всегда отражает реальную разницу в экологической загрязненности городов.
Человек, отказавшись употреблять в пищу загрязненные продукты или недоброкачественную воду, не может не дышать загрязненным воздухом. При этом загрязнитель действует на все группы населения круглосуточно.
Информация о состоянии экологии многих сегодня интересует не меньше, чем о погоде. Группа химиков определяет загрязненность воздуха по пяти показателям.
С помощью моих исследований я сделал краткую характеристику наиболее распространенных и важных загрязнителей атмосферного воздуха г. Новокузнецка.
Вывод по таблице:
По данной таблице концентрация всех загрязнителей воздуха превышает допустимые нормы, наиболее опасные из них — это оксид углерода и диоксид серы. Данные продукты промышленности можно использовать для получения новых продуктов, что позволило бы сохранить окружающую среду и повысить экономику.
Мои исследования показали, что эти вещества могут вызывать разные заболевания. Среди всех недугов на первом месте болезни органов дыхания (27,2 %).
За 2012 и 2013 год в Новокузнецке уровень загрязненности значительно вырос. Заболеваемости учащихся нашей школы приведены в таблице.
Общее количество обучающихся: 675 человек
Заболевание |
Кол-во заболевших в 2012 г. |
Кол-во заболевших в 2013 г. |
Заболевания кожи |
9 |
10 |
Бронхиальная астма |
19 |
23 |
Хронический тонзиллит |
21 |
24 |
Хронический ринит |
3 |
3 |
ОРЗ |
133 |
134 |
Острый отит |
5 |
5 |
Гайморит |
2 |
2 |
Конъюнктивит |
0 |
5 |
Данные таблицы показали, что у учащихся ослаблен иммунитет и возросло заболевание органов дыхания.
Раннее мной было сказано, что оксид углерода — это опасный загрязнитель воздуха, как считается, является единственной наиболее распространенной причиной отравлений, как в промышленных условиях, так и в домашних. Тысячи людей ежегодно умирают в результате интоксикации оксида углерода.
В ходе исследований выяснилось, что в Новокузнецке значительно растет количество автомобилей, загрязняющих атмосферу. В период с 2012 года по 2013 год машин увеличилось на 4614. Известно, что один автомобиль в течение суток может выбрасывать до 1 кг выхлопных газов. А это значит, что в сутки в Новокузнецке выбрасывается 150 тонн выхлопных газов.
Мной были проведены исследования в районах с большим скоплением машин, в течение некоторого времени в час пик в Центральном районе, рядом с ГИБДД было отслежено 158 автомобилей; В Новоильинском районе у торгово-развлекательного центра «Парус» было отслежено 312 автомобилей, а на кольце на улице Ленина, рядом с Советской площадью отслежен 241 автомобиль. С помощью исследования мне удалось рассчитать количество выхлопных газов, выделяемых автотранспортом.
В данной таблице представлена масса компонентов выхлопных газов в граммах в минуту.
Используя их для решения нашей задачи, я получил следующие результаты:
Данные Район |
t, (мин) |
n |
k |
mCO |
mCO2 |
mNO2 |
mсажи |
М |
Центральный |
5 |
158 |
≈2 |
0,035 |
0,217 |
0,003 |
0,04 |
466,1 |
Новоильинский |
312 |
920,4 |
||||||
Кузнецкий |
241 |
710,95 |
(М — количество выхлопных газов выделяемых автотранспортом, t — время наблюдения,n — количество автомобилей, k — количество переключений)
По данным результатам можно сделать вывод: большее количество выхлопных газов, выбрасываемых в атмосферу автотранспортом, было выявлено в Новоильинском районе, около ТРЦ «Парус», а менее загрязненный участок — в Центральном районе, около ГИБДД.
Дети, живущие в городских кварталах с интенсивным автомобильным движением и, как следствие, высоким уровнем загрязнения воздуха, имеют коэффициент интеллекта (IQ) ниже, чем у сверстников, проживающих в экологических чистых районах, но это не единственный фактор влияющий на интеллект человека. Используя школьный тест умственного развития (ШТУР). Было проведено исследование среди 8 классов муниципальных общеобразовательных школ с приближенными социальными условиями, которое показало, что средний уровень интеллекта учащихся г. Новокузнецка школы № 97 на сегодняшний день составляет 31 %, а учеников живущих в более экологически чистом населенном пункте Алтайского края села Хмелевка Заринского района — 40,3 %.
Для обработки результатов использовался метод математико-статистической обработки данных с применением электронной таблицы MS Excel, которая представлена на слайде. Я рассчитал такие математические понятия, как мода, медиана, дисперсия, асимметрия и построил для них графики.
В качестве примера я проанализировал первый субтест направленный на выявление общей осведомленности школьников, который позволяет судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Кривая распределения индивидуальных баллов, получаемых по выборке, является следствием кривой распределения трудности заданий теста. Распределение баллов в тесте имеет вид кривой распределения с нулевой и отрицательной асимметрией, что означает: часть заданий теста по трудности хорошо сбалансирована, а часть теста для учащихся оказалась трудной.
Но не стоит забывать, что интеллектуальные способности могут изменяться, и на интеллект человека помимо экологии, влияют такие факторы, как наследственность и социум.
Экологическая культура.
Для безопасного будущего города необходимы отказ от практики потребительского отношения к окружающей среде, поддержание естественных биохимических циклов самовосстановления. Это возможно достичь, целенаправленно повышая уровень экологической культуры населения.
Среди учащихся школы № 97 был мной проведен конкурс на лучшие задачи с экономическим содержанием и на лучшее сочинение «Любимый город — Новокузнецк». Учащиеся хотят видеть город чистым, в котором много парков и нет заводов.
Пути решения экологических проблем.
1. В 2013г. на природоохранные мероприятия из областного бюджета направлено более 100 миллионов рублей.
2. За 15 лет в г.Новокузнецке вредные выбросы в атмосферу уменьшились в полтора раза
3. Новокузнецк занял 1 место в IV Всероссийском конкурсе «Самый чистый город России» среди крупнейших городов;
4. В целом за последние 15 лет в регионе ликвидировали целый ряд вредных производств, опасных для здоровья кузбассовцев.
5. В черте Новокузнецка расположены 6 памятников природы регионального значения: «Ильинские травертины», «Красная горка»…
Вывод
В заключение своей работы хотелось бы отметить, что загрязнения окружающей среды и другие угрозы экологического характера наносят непоправимый ущерб интеллекту миллионов людей в мире. Согласно данным исследования значительное содержание сажи в воздухе снижает коэффициент интеллекта. Нарушения в состоянии здоровья детей и подростков сопровождаются снижением успеваемости в учебной деятельности. Кроме того, произвольное внимание и умственная работоспособность являются важным условием успешного обучения в школе.
Я учусь в профильном социально-экономическом классе, и эта работа помогла мне понять суть управленческого воздействия на объекты живой и неживой природы, планировать свою деятельность, связанную с решением задач учебных дисциплин профиля, с использованием электронных таблиц, описывать решаемые задачи на языке математических понятий.
Литература:
1. Гигиенические аспекты нарушения здоровья детей при воздействии химических факторов среды обитания / под ред. Н. В. Зайцевой. — Пермь: Книжный формат, 2011. — 489 с.
2. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / Под общей редакцией С. Н. Бобылева / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать: ООО «РА ИЛЬФ», 2013. — 202 с.: 13 табл., 35 рис., 32 вставки.
3. «Достижения медицинской науки Кузбасса — практическому здравоохранению» — Кемерово, 2013. — 116 с.
4. Интернет источники: NK.TV, https://sites.google.com/site/ktnoscience/Home/lab/lab3w и др.
5. Материалы Х Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 28–29 нояб. 2013 г. / Отв. ред. В. Ю. Блюменштейн; зам. отв. ред. Л. А. Шевченко; КузГТУ. — Кемерово, 2013. — 400с.
6. «Оценка показателей заболеваемости детей в начальных классах общеобразовательных школ г. Новокузнецка» / И. В. Виблая, В. В. Захаренков, Е. А. Бердикова / Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН (Новокузнецк) — 2010. — 42с.