Цель проекта: Формирование правовой культуры несовершеннолетних детей в рамках социокультурных отношений «ребенок-родитель-педагог».
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Способствовать осознанию ответственности за свои права.
5. Формировать положительное отношение к правам других.
6. Воспитывать уважение к другим людям.
7. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
8. Познакомить педагогов и родителей с нормативными документами, закрепляющие права детей.
9. Формирование гуманного отношения к ребёнку.
10. Формирование правовой культуры в рамках детско- родительских отношений.
11. Обеспечение защиты прав ребёнка.
Актуальность проекта:
ФГОС ДО определяет основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
С самого раннего детства каждый ребёнок — личность с индивидуальными чертами характера, способностями. Человеческое достоинство — это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. В свою очередь — знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только знание своих прав даёт ребёнку возможность самореализоваться, раскрыться как личности. Ребёнок должен сознавать свои права и уметь ими пользоваться, следовательно, задача педагогов — объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты.
Предполагаемый результат:
Со стороны взрослых:
- признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
- Со стороны детей:
- сформировать своё собственное мнение, не бояться его высказывать;
- научиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;
- научиться разрешать конфликты в повседневной жизни правовыми способами.
Организация работы с педагогами
Направление и его задачи |
Формы, мероприятия, тематика |
Ответственные |
1. Когнитивный блок Создание условий для воспитания будущего гражданина правового государства. |
Семинар –практикум «Правовое воспитание дошкольников» |
Заведующая ДОУ, Ст.воспитатель |
2. Мотивационный блок. — Выявить профессиональную позицию педагога как воспитателя. —Выявить правовую компетентность педагогов. |
1. Анкета «Что мы знаем о правах ребёнка» 2. Опросник «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями». |
Педагоги всех возрастных групп, узкие специалисты, ст. воспитатель, заведующая ДОУ |
3. Практический блок Представление педагогического опыта в ракурсе проблемы детско- родительских отношений |
1. Тренинг «Общение между нами и детьми». 2. Копилка педагогического опыта «Имею право на права» |
Педагог — психолог. Воспитатели всех возрастных групп. |
Организация работы с родителями
Направления и его задачи |
Формы, мероприятия, тематика |
Ответственные |
1. Когнитивный блок. —Формирование гуманного отношения к ребёнку; —Формирование правовой культуры —Обеспечение защиты прав ребёнка. |
Родительское собрание «Имею право на права». |
Зав. ДОУ, ст. восп. Воспитатели |
2. Мотивационный блок. - Выявление правовой компетентности родителей, особенностей семейного воспитания (слабые и сильные стороны). - Определить степень удовлетворенности деятельностью детского сада. - Выявить родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия) |
1. Анкетирование родителей на тему «Вы и Ваш ребенок». |
Воспитатели всех возрастных групп. |
3. Практический блок. —Упражнять в гуманном отношении к ребёнку; —Совершенствовать знания о правовой культуре. —Учиться защищать права ребёнка. —Формировать уважительное отношение к ребенку, несмотря на его возраст. |
Оформление стенда информации для родителей. |
ст. воспитатель, воспитатели всех возрастных групп, педагог-психолог, социальный педагог. |
Организация работы с детьми
Направления и его задачи |
Формы, мероприятия, тематика |
Ответственные |
1. Когнитивный блок. —формировать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе защищающем их. Основы правового сознания детей —Формирование у ребёнка положительного самоощущения; —Развития у ребёнка положительного отношения к окружающим людям, толерантности. —Развитие у детей коммуникативной компетентности и формирование социальных навыков; -Формирование правового сознания детей, что каждый ребенок имеет права. |
1. Познавательная игра «Путешествие в Простоквашино» (на основе «Конвенции ООН о правах ребенка» и «Декларации прав человека») 2. В гостях у сказки «Сказка, к нам приходи, о правах нам расскажи». 3. Игра- беседа «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения» |
Подгот. гр. Старш. гр. Воспитатели старших и подготовит.групп |
2.Мотивационный блок. Выявить проблемы в отношениях детей и родителей. |
Тест-рисунок «Моя семья» |
Педагог-психолог |
3. Практический блок. —дать основу приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с окружающими людьми. —формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, городе (поселке) |
1. Дидактические игры: «Я имею право», «Я не должен», «Угадай кто это», «Поводырь», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». 2. Художественно-творческая деятельность на тему «Моя семья». |
Воспитатели средних и старших групп. |