Украина является социально ориентированным государством, а потому одним из стратегических заданий является содействие духовному, интеллектуальному, физическому развитию молодого поколения и создание условий для творческой самореализации личности. «Осуществление самовыражения и профессиональной самореализации ставит задачи соотнесения своего места в мире, своей профессиональной педагогической деятельности с предшествующим опытом и вновь возникающими задачами жизнетворчества. Решение жизненных задач без конфликта интересов возможно на основе мировоззренческого осмысления стратегии деятельности и результата» [1, c. 734]. Гармоничное и всестороннее развитие личности, основанное на нормах, ценностях, смысле жизни меняет адаптивные возможности организма человека и реализуется через формирование здорового образа жизни.
Демократизация и гуманизация в настоящее время являются основными принципами развития образовательной системы. Эти принципы предусматривают становление человека как высшей социальной ценности, развитие способностей студентов и удовлетворение их потребностей, обеспечение общечеловеческих ценностей, перераспределение функций управления.
Демократизация физической культуры проявляется в переходе авторитарно-дисциплинарной модели физического воспитания к личностно-ориентированной, в преодолении однообразия форм организации физического воспитания, в создании педагогических условий, способствующих полноценному развитию личности студента. При этом именно физическая культура обладает большими возможностями гуманистического воздействия на студентов.
Физическое воспитание как учебная дисциплина имеет, в сравнении с другими, самое широкое поле для оптимизации, которая диктует соответствующую и наибольшую ее потребность. Наличие широкого и очень важного для жизнедеятельности студентов спектра целей и задач (оздоровительных, образовательных, воспитательных), а также многих форм проведения занятий и значительного количества их средств и привлекательных сторон, доказывает, что достижение результата невозможно без оптимизации общего учебного процесса в согласовании с вышеупомянутыми компонентами.
В данных условиях физическое воспитание решает следующие задачи: формирует у студентов навыки здорового образа жизни, знакомит студентов с основами организации рациональной двигательной активности, предоставляет знания основ оздоровления при помощи традиционных и нетрадиционных методов физической культуры. Информирование студентов о главных ценностях физической культуры и спорта так же входит в задачи валеологически ориентированного физического воспитания в гуманистическом обществе.
Особенности гуманистического подхода в педагогической практике отражены в работах В. Кряжа, А. Капской, И. Беха, М. Бахтина, Е. Краваевой, Е. Бондаревской, Б. Шияна.
Решая вопрос гуманизации процесса физического воспитания, необходимо внедрять такие формы и методы работы, которые реализуют процесс гармоничного развития студенческой молодежи [2; 4]. Эффективность выражается в развитии личности, формировании физической культуры личности студента, интеллектуальной зрелости студентов, инициативности, ответственности и тому подобных качеств.
Реализуя свои педагогические функции, система физического воспитания решает задачи морального, эстетического и интеллектуального развития студенческой молодежи. И современная система физического воспитания основывается на большом комплексе научно-теоретических данных, которые способствуют организации личностно-ориентированного обучения. Именно личностно-ориентированное обучение изменяет отношение студентов и преподавателей к педагогическому процессу, трансформирует систему ценностных ориентаций, способствует активизации учебно-познавательной деятельности студенческой молодежи.
Реализация личностного подхода в учебно-воспитательному процессе осуществляется многопланово: в учете индивидуальных особенностей студентов, в том числе состояния здоровья, психологического развития, взаимоотношений; путем гуманизации учебного взаимодействия. Это предусматривает диалогичнисть и сотрудничество в учебно-воспитательном процессе на принципах взаимного уважения, взаимной зависимости и ответственности, которая побуждает студентов к активности, свободному выбору заданий, обмена мнениями, впечатлениями, признает их право на самооценку.
При использовании личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании происходит изменение функции обучения. Основой становится направленность на развитие и самосовершенствование личности студента. Следовательно, требуется и корректировка содержания образования — с одной стороны высшее учебное заведение должно предоставить необходимые условия для развития личности, с другой стороны должны присутствовать все условия для формирования необходимой профессиональной компетенции.
В целом инновационные процессы, происходящие в сфере образования, приобретают всё больше значения в организации занятий в вузе и реализации принципов гуманизма. Интеграция Болонской системы в образовательный процесс вуза требует обновления и углубления содержания физического воспитания. Студенческий спорт, являясь основным компонентом в системе физического воспитания, должен занять основное место в структуре учебной дисциплины. К физической культуре и спорту выдвигаются совсем иные требования, как в организации занятий, соревнований, так и в контроле результатов деятельности [3; 5].
Спортивное направление физического воспитания должно формировать у студентов стремление к регулярным занятиям физкультурой и спортом. Сущность спортивно-ориентированного физического воспитания состоит в свободном выборе студентами вида спорта, которым он хочет заниматься или совершенствоваться. На учебных занятиях студент осваивают навыки выбранного вида спорта, изучают комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств, изучают и совершенствуют технику и тактику, овладевают принципами судейства. В ходе самостоятельной работы студенты совершенствуют определенные элементы выбранного вида спорта.
Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием технологии спортивно-ориентированного физического воспитания во многом зависят от методики организации занятий и контроля.
Умение и навыки в выбранном виде спорта должны применяться студентами и во внеаудиторной (самостоятельной) работе. Самостоятельная работа студентов признается более эффективной в развитие двигательных качеств, так как студенты занимаются без непосредственного контроля, не придают большого внимания достижению определенного результата, занимаются «для себя». Это формирует более устойчивую мотивацию, способствует стремлению к дальнейшим занятиям, формирует физическую культуру личности, способствует непрерывности физкультурного образования.
Что касается педагогического контроля, то полностью исключать его нельзя. Это может привести к снижению качества и уровня знаний. Порядок проведения контроля регламентируется приказами, инструкциями, методическими указаниями. Важной формой контроля является самоконтроль, который реализует на практике принципы активности и сознательности студентов.
Главными педагогическими условиями эффективности спортивно-ориентированного физического воспитания являются: переход от учебных занятий к учебно-тренировочным; последовательное сопоставление формирования физических качеств и совершенствования спортивных навыков; привлечение студентов к соревновательной деятельности.
Соревновательная деятельность оказывает особое влияние на формирование личности студента в процессе физического воспитания. Так как личностно-ориентированное обучение предусматривает учет интересов студентов, то в соревнованиях студенты могут проявлять как в качестве участников, так и в качестве организаторов соревнований. Это формирует у студентов навыки творческой работы, коммуникативные, дидактические, организаторские, экспрессивные способности.
Спортивно-ориентированное физическое воспитание на основе конверсии современных научно методических достижений и накопленного опыта спортивной подготовки обеспечивает реализацию индивидуальных способностей студентов, способствует становлению личных интересов, формирует гармонично развитую личность.
Внедрение системы спортивно-ориентированного физического воспитания в образовательное пространство вуза должно носить диалогичный характер. То есть преподаватели должны не только доносить информацию до студентов, но и получать информацию от них. Для этого существует метод анкетирования, который позволяет получить всю необходимую информацию. Это должны быть данные и о состоянии здоровья студента, о его интересах к определенному виду спорта, потребности, ценности, мотивы к занятиям, способы провождения внеаудиторного времени и т. п. Все это позволяет преподавателю соответствующим образом корректировать учебные программы.
В процессе воспитания студенческой молодежи, способной адаптироваться в условиях современной реальности, существенно возрастает роль педагога. Преподаватель вуза должен взаимодействовать и сотрудничать со студентами. И в процессе такого сотрудничества повышается именно творческая активность преподавателя, т. к. при внедрении инновационных технологий в образовательный процесс вуза постоянно требуется оптимизация учебных программ.
Результатом сотрудничества студентов и преподавателей в ходе внедрения технологий спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе являются изменения психологического настроения студентов, их отношения к урокам физической культуры, повышения уровня самооценки студента, а в то же время повышение уровня учебных достижений по другим предметам. Кроме того одним из заданий физического воспитания студентов становится усовершенствование в избранном виде спорта. Необходимо готовить студентов в первую очередь к активной двигательной деятельности, формировать основу, которая позволит в будущем вести здоровый и спортивный образ жизни.
Таким образом, внедрение в процесс организации физического воспитания новейших технологий мотивирует студентов к занятиям физическими упражнениями, оптимизирует собственную двигательную активность не только во время учебных занятий, но и в позааудиторное время, способствует формированию здорового стиля жизни.
Использование ценностных, общекультурных, познавательных, информационных, личностно-ориентированных компетенций расширяет круг познаний студенческой молодежи. Инновации в физическом воспитании дают возможность студентам не только физически развиваться, но и формируют мировоззрение, способность сформировать собственную образовательную стратегию. При этом реализуются такие аспекты самореализации личности, как свобода выбора, ответственность за собственный выбор, стремление к развитию, непрерывность физического развития.
Таким образом, целью спортивно-ориентированного физического воспитания является реализация возможности оптимального физического развития студентов, всестороннего совершенствования свойственных каждому студенту физических качеств и связанных с ними способностей в сочетании с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность.
Использование одного или нескольких видов спорта в образовательном пространстве учебных заведений должно сформировать у студента спортивное хобби на всю последующую жизнь.
Литература:
1. Борисов В. В. Культура профессионального мировоззрения как характеристика личностной культуры учителя технологий [Текст] / В. В. Борисов, С. В. Борисова // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 732–735.
2. Лисяк В. М. Оцінка впливу фізичної культури та спорту на формування особистих якостей студентів /В. М. Лисяк //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. науковий журнал — Харків: ХОВНОКУ, ХДАДМ, 2010. — № 8. — 132 с.
3. Пилипей Л. П. Ефективність проектування ППФП на основі сформованості мотиваційної сфери у студентів / Л. П. Пилипей //Збірник наукових праць з галузі фізичної культури та спорту «Молода спортивна наука України» — Львів: 2009, Вип. 13, Т. 2. — С. 133–138.
4. Тимошенко В. В. Оптимизация процесса физического воспитания в высшем учебном заведении (ВУЗ) с использованием спортивно-ориентированных технологий [Текст] / В. В. Тимошенко, Я. В. Бобылева // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 531–533.
5. Чуйко Г. В. Гуманізація освіти і проблеми фізичного виховання і спорту / Г. В. Чуйко, М. І. Комісарик // Молода спортивна наука України: Зб. наук. праць з галузі фізичної культури і спорту. Вип. 9: У 4-х т. — Львів: НВФ «Українські технології», 2005. — Т. 3. — С. 216–220.