В статье рассмотрены основные задания технологического образования в основной и старшей школе Украины, изучены доказано необходимость развития творческого потенциала учеников на уроках трудового обучения с помощью метода проектов и проектно-технологической деятельности, исследовано влияние проектно-технологического метода на мотивацию творческой деятельности учащихся.
Ключевые слова: технологическое образование, технологическая культура, творческий потенциал, метод проектов, проектно-технологическая деятельность.
Возможности устойчивого развития общества, успешного преодоления, а в будущем, и предотвращение глобальных кризисов и локальных конфликтов в обществе, тесно связаны с приобретенным уровнем образованности человечества. В условиях мощного роста информации и производственных технологий самой первой возникла проблема поиска формы отбора и синтеза знаний, адекватных современному этапу развития науки, техники и общества. Сегодня общество формируется технологическими изменениями, поэтому государственные и финансовые границы теряют свое значение в условиях развития техноглобализма — расширения международной передачи (трансферта) технологий ХХІ века, что диктует динамику изменений, которые логично вмешиваются в систему образования [6, с. 41]. Введение в производство новой техники и технологий, становление и развитие рыночных отношений и новых форм ведения хозяйства, рост объема знаний о превращении материалов, энергии и информации в интересах человека, об общих принципах этих превращений требуют повышения уровня технологической культуры подрастающего поколения. Формирование в школе основ технологической культуры ученика стало сегодня социальным запросом и стратегически оправданным заданием средней общеобразовательной школы.
Технологическая культура развивается посредством технологического образования, главной целью которого является формирование технически, технологически и компьютерно грамотной личности, подготовленной к жизни и активной природосоответственной предметно-превращающей деятельности, необходимых знаний, умений и навыков для успешного ведения домашнего хозяйства и семейной экономики в условиях современного высокотехнологичного информационного общества; основных компонентов информационной культуры учеников; обеспечение условий для их профессионального самоопределения, выработке у них навыков творческой деятельности; воспитание культуры труда; осуществление допрофессиональной и профессиональной подготовки по их желанию и с учетом индивидуальных возможностей [3].
В последнее десятилетие перед системой образования возникло множество проблем. Особое место занимает проблема формирования технологической культуры как основы развития творческого потенциала личности.
Проблема структуры и содержания технологической культуры личности фрагментарно рассматривалась в работах В. В. Борисова, А. Н. Коберника, В. К. Сидоренко. Исторический аспект проблемы достаточно полно представлен в диссертации М. В. Бутыриной [1].
Исследовательница Ю. В. Лесникова считает, что технологическая культура − это уровень развития превращающей деятельности человека, которая является результатом совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и дает возможность человеку эффективно приобщаться к современным технологическим процессам на принципах гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой [4].
Мы считаем, что технологическая культура ученика основной школы − это уровень овладения им формами, способами превращающей деятельности и сознательного подчинения ценностным социокультурным приоритетам, а именно: уровень овладения общими формами реализации процессов планирования собственной превращающей деятельности, прогнозирования результатов и сознательный выбор рациональных путей выполнения, оформления продукта деятельности в материальные и нематериальные блага. Особенностью технологической культуры ученика является уровень осознания им приоритета способа над результатом деятельности, принимая во внимание ее социальные, экологические, экономические, психологические последствия [1, с. 8–12].
Продуктивным является подход, разрабатываемый В. В. Борисовым, который основывается на использовании конструкторско-технологических задач на уроках трудового обучения [2]. Успешное решение учащимися технологических, конструкторских и технических задач в значительной степени зависит от уровня их конструкторских, технологических знаний и достигнутого уровня технологической культуры.
Согласно Государственному стандарту базового и полного общего среднего образования Украины от 23.11.2011 целью образовательной отрасли «Технологии» является реализация творческого потенциала учеников. Причем основным условием реализации технологического компонента является технологическая и информационная деятельность, которая осуществляется от появления творческого замысла к реализации его в готовом продукте. Заданиями обучения технологий являются [6]:
- формирование целостного представления о развитии материального производства, роль техники, проектирования и технологий в развитии общества;
- ознакомление учеников с производственной средой, традиционными, современными и перспективными технологиями обработки материалов, декоративно-прикладным искусством;
- формирование способности развивать приобретения родной культуры с использованием средств декоративно-прикладного искусства;
- приобретение учениками опыта осуществления технологической деятельности, партнерского взаимодействия и ценностных отношений к трудовым традициям;
- развитие технологических умений и навыков учеников;
- осознание учениками значимости роли технологий как практического воплощения научных знаний;
- реализация способностей и интересов учеников в сфере технологической деятельности;
- создание условий для самореализации, развития предприимчивости и профессионального самоопределения каждого ученика;
- овладение умением оценивать собственные результаты предметно-превращающей деятельности и уровня сформированности ключевых и предметных компетентностей.
Коберник А. Н.. утверждает, что цель технологического образования достигается путем решения следующих образовательно-воспитательных заданий [3]:
- политехническое развитие ученической молодежи, знакомство ее с современными перспективными технологиями, с основами техники, превращения материалов, энергии и информации с учетом социальных последствий использования технологий, опираясь на экономические, экологические и предпринимательские знания;
- эстетическое и творческое развитие учеников, в процессе выполнения проектов и художественной обработки материалов;
- овладение учениками общетрудовыми умениями и навыками, в том числе человеческих отношений, бесконфликтного общения и культурой труда, что является необходимым фактором для успешной жизни в коллективе и семье;
- обеспечение возможности самопознания ученикам посредством изучения профессий, приобретения опыта практической деятельности определенной профессии с целью обоснованного сознательного профессионального самоопределения подрастающего поколения;
- воспитание ценностного отношения к труду, человечности и милосердия, честности и обязательности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения, бережного отношения к природе и природным ресурсам;
- овладение основными понятиями менеджмента и маркетинга, рыночной экономики и умениями применять их на практике во время реализации личной продукции и услуг.
Творческий потенциал, как динамическая структура личности, включает комплекс творческих задатков, которые проявляются и развиваются в творческой деятельности. По мнению украинского психолога Л. Овсянецкой показателями уровня развития творческого потенциала являются [4]: позитивные результаты деятельности; оригинальность выполнения разных видов работ; степень преодоления неблагоприятных условий деятельности и встречных трудностей; скорость овладения новыми знаниями и навыками.
Творческий потенциал, как и творческая активность, имеют тенденцию к самовыражению и получению достижений в соответствии с возможностями учеников. Мотивация же творческой личности оказывается в тенденции к поиску и риску, основанным на желании достичь и проверить свои творческие возможности. Наше мнение заключается в том, что развитие творческого потенциала невозможно без опоры на мотивационную сферу, которая является источником движущих сил любой активности личности. Проанализировав психологическую литературу, мы пришли к заключению, что критериями повышения мотивации ученика к развитию собственного творческого потенциала являются: наличие цели деятельности, которая имеет общественную значимость и может быть трансформирована в перспективу (далекую, среднюю, ближнюю); принятие ученика другими членами группы (коллектива, класса, кружка); наличие в группе взаимной поддержки, симпатии и доверия, комфортных взаимоотношений между членами проекта.
Критерии, рассмотренные выше, полностью отвечают структуре и целям уроков трудового обучения, организованным с помощью метода творческих проектов. В программе трудового обучения, в частности, отмечается, что метод проектов (проектно-технологический метод) является основным методом обучения, который используется в образовательной отрасли «Технология». Преимущество проектно-технологического метода трудового обучения, в сравнении с другими, в первую очередь заключается в более активном привлечении учеников во время творческой деятельности к практической самостоятельной, плановой и систематической работе. Благодаря проведению уроков трудового обучения с помощью метода проектов, в учащихся формируется стремление к созданию нового изделия или более качественного продукта или совершенствование существующего материального объекта труда, формируется представление о его будущем использовании; развиваются моральные и трудовые качества личности, мотивы выбора профессии.
На сегодняшний день, в соответствии с Государственным стандартом Украины, основная школа призвана обеспечить ученикам базовый уровень технологического образования, которое помогает им овладеть основами технологической культуры, что подразумевает знакомство с проектно-технологической и информационной деятельностью, опираясь на знания по основам наук на уровне предметно-практической деятельности, привлечение к проектно-технологической, информационной, художественно-трудовой и исследовательской деятельности, а также развитие творческого потенциала личности [5]. Углубленный уровень технологического образования обеспечивается в старшей школе, который заключается в овладении учениками знаниями о закономерностях проектной, технико-технологической и бытовой деятельности; формировании у учеников способности мобилизовать свои потенциальные творческие возможности в разных видах деятельности.
Следовательно, можно утверждать, что результатом технологического образования является технологически культурная личность, которая имеет высокий творческий потенциал, развитый благодаря овладению научными знаниями, трудовыми навыками и умениями превращающей деятельности, которая поэтапно контролируется учителем, имеет внутреннюю мотивацию через поставленные цели и направлена на достижение определенного результата проектно-технологической деятельности.
Литература:
1. Бутиріна М. В. Розвиток технологічної культури учнів основної школи у процесі трудового навчання (друга половина XX століття): автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. В. Бутиріна; Крим. гуманіт. ун-т. — Ялта, 2010. — 20 с.
2. Борисов В. В. Методичні аспекти використання конструкторсько-технологічних задач на уроках трудового навчання [Текст] / В. В. Борисов// Наукова скарбниця Донеччини № 2 (15)- Донецьк, 2013.-С. 40–43.
3. Лєснікова Ю. В. Технологічний компонент державного стандарту базової і повної загальної середньої освіти як основа формування технологічної культури школярів [електронний ресурс] — Режим доступу:http://www.osvita.smila.com/metodychni-rekomendaciji/987-tehnologichnyj-komponent-derzhavnogo-standartu-bazovoji-i-povnoji-zagalnoji-serednoji-osvity-jak-osnova-formuvannja-tehnologichnoji-kultury-shkoljariv
4. Овсянецька Л. Творчий потенціал людини: соціально-психологічна парадигма// Лариса Овсянецька http://www.politik.org.ua/vid/magcontent.php3?m=6&n=25&c=331
5. Постанова № 1392 КМУ від 23 листопада 2011 р «Про затвердження Державного стандарту базової і повної загальної середньої освіти» (Із змінами, внесеними згідно з Постановою КМ № 538 від 07.08.2013) − Офіційний вісник України від 17.02.2012 № 11.
6. Шеставин Н. С. Европейская научно-технологическая интеграция Украины: возможности и риски./ Н. С. Шеставин, С. Ф. Попов // Проблеми науки. Міжнародний науково-практичний журнал. — 2006. — № 6. — С.41–42.