Молодежь - это проекция общества будущего и работа именно с этой категорией позволит достаточно четко представить картину того, что может произойти в будущем, наметить проекцию развития нашего общества. Кроме того, те, что сегодня получает профессию учителя, в ближайшем будущем будет формировать взгляды юного поколения, оказывать заметное влияние на развитие гражданственности и патриотизма молодых, на формирование их политической активности.
В 2013 году было проведено небольшое социологическое исследование среди студентов Тульского государственного педагогического университета. Основная цель исследования состояла в определении уровня политической активности, готовности отстаивать свои права, а также вычленении приоритетных для молодых людей политических сил современной России, которые заслуживают, по их мнению, наибольшего доверия.
На вопрос, следите ли вы за развитием политической жизни нашей страны, 22% процента опрошенных отметили, что внимательно следят, 42% следят за развитием политических событий, хотя их это мало интересует, 4% опрошенных указали, что им приходится следить за политикой, так как знания о политической жизни пригодятся им в будущей профессии. 8% опрошенных затруднились ответить и 12% написали свой вариант ответа, это, например: отслеживаю наиболее значимые события; не слежу, но интересуюсь; слежу, но не столь внимательно; не слежу не, потому что не интересуюсь, а потому что не хватает времени. Как правило, узнаю о политике из новостей, если попадаю на них; слежу, так как отец постоянно говорит об этом; слежу периодически). Полученные данные говорят о том, что в большинстве молодые люди индифферентны к политической жизни страны, они не проявляют интереса к политической жизни страны, в некоторой степени проявляют равнодушие, безразличие. В будущем это может привести к тому, что этот пласт молодых людей не будет оказывать позитивного влияния на развитие нашего государства и становление гражданского общества.
Если ставить цели творческого развития личности студента как будущего учителя и гражданина общества, нужно предоставить ему реальные возможности интеллектуальной инициативы в обучении, равное с преподавателем право на активность, возможности не только целепринятия, но и целеполагания и целесуществования, перехода из позиции потребителя учебной информации в позицию творца своих знаний и самого себя. Эти возможности предоставляются в активном обучении. Очевидно, что формирование политической активности будущего учителя будет эффективным, если в учебном процессе вуза используются следующие такие активные формы обучения, как: лекции проблемного характера, лекции-визуализации, лекции вдвоем, лекции с заранее запланированными ошибками; семинарские занятия по принципу «круглого стола», семинар- дискуссия, семинар с использованием элементов «мозгового штурма», семинар-исследование; деловые игры, ролевые и управленческие игры.
При разработке и проведении деловых игр важное условие - соблюдение преподавателями следующих методических рекомендаций. Во-первых, применение деловой игры требует четкого обоснования ее целей и места в учебном процессе. Деловые игры можно и нужно использовать только там, где другие формы и методы обучения не могут дать необходимого воспитательного процесса. Во-вторых, в деловой игре студенты должны действовать компетентно. Для этого их нужно заблаговременно готовить к игре: начинать с метода анализа конкретных производственных ситуаций, затем перейти к методу разыгрывания ролей, где студент получает опыт разбора конкретных ситуаций с ролевых позиций, а потом уже перейти к деловой игре. Заранее нужно формировать и культуру дискуссии, логику доказательства и опровержения, умение понять точку зрения другого и т. п. Кроме того, важно помнить, что одной имитационной модели для игры мало, необходима строгая реализация принципа двуплановости.
К активным формам обучения также относится и проблемное обучение. Вопросы теории и практики проблемного обучения достаточно широко раскрыты в педагогической литературе, поэтому мы только еще раз подчеркнем, что для создания проблемной ситуации и решения задачи необходимы три условия: познавательная потребность субъекта; соотношение данного и искомого; определенные физические, интеллектуальные, операционные возможности решения.
Иными словами, будущий учитель должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которой сам должен найти выход. Проблемная ситуация должна задаваться обучающемуся в форме вопроса типа «почему?», «как?», «в чем причина, связь этих явлений?» и т. д. Вопросы типа «сколько?», «где?» часто ориентируют только на воспроизведение того, что хранится в памяти, и ответ на них не требует специального рассуждения, решения.
Проблемное обучение, также, перспективно в воспитательном плане, так как решение задачи должно вызывать эмоциональное переживание, стать личностно значимым, поэтому понятым и принятым к решению.
Кроме того, существенным фактором, влияющим эффективное формирование политической активности будущего учителя, следует называть выбор и обоснование методов воспитательного воздействия.
При моделировании системы воспитательной работы в вузе, достаточно удобно опираться на классификацию методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов формирования политической активности студентов: методы формирования политического сознания личности (методы словесно-эмоционального воздействия); методы организации политического самоконтроля и формирования опыта поведения адекватного политика и мудрого политического выбора (прямые и косвенные требования, позитивные требования, непосредственные и опосредованные требования, приучение, упражнение); методы стимулирования политической деятельности (субъективно-прагматический, поощрение, одобрение, соревнование).
Однако мы учитывали, что «метод воспитания» - скорее теоретическое понятие, чем практическое, так как оно, по мнению П. И. Пидкасистого, «состоит из ансамбля влияний самых различных, и в каждом отдельном случае эти влияния сами по себе представляют какой-то вполне конкретный и определенный метод воздействия. На практике в воспитательном процессе существуют лишь методы воздействия как отдельные операции, используемые педагогом в контексте общего влияния на воспитанника».
Очевидно, что важное свойство методов формирования политической активности студента- будущего учителя - это развитие способности оценивать явления в окружающем макро- и микромире и свои поступки. При работе с этой категорией студентов необходимо учитывать: пролонгированность процесса накопления системы гражданских и политических знаний; формальную актуализацию проблемы, имеющую низкую воспитательную эффективность и ведущую к развитию у студентов скептицизма и нигилизма; необходимость тактичного подведения студентов от общественных норм к собственным оценкам, личным действиям и политически целесообразным выводам.
К методам организации гражданского самоконтроля и формирования опыта гражданского и политического поведения, относится использование средств массовой информации, т. к. анализируя общественно- политическую ситуацию, комментируя события, сопоставляя свою позицию с позицией политологов, лидеров партий и других официальных лиц, студенты приобретают опыт деятельности, формируется их гражданская позиция и политическая активность.
Методы стимулирования гражданского поведения и деятельности связанной с политической активностью целесообразно использовать дозировано, причем, не только со стороны не только преподавателя, но и со стороны коллектива (параллельное действие студенческой группы) в процессе подготовки и проведения деловых игр и других организационных форм нашей работы.
Использование группы методов стимулирования гражданского поведения и деятельности, связанной с политической активности деятельности имеет ряд правил: преподаватель должен учитывать особенности деятельности, связанной с политической активностью и отличать ее от других; коллективные и индивидуальные формы подобной деятельности могут быть различными; необходимо регулярное фиксирование процесса и результатов политического воспитания.
Методы стимулирования деятельности, связанной с политической активностью призваны организовать деятельность студента так, чтобы в любом поступке была гражданская составляющая и осознанный политический выбор.
Кроме того, важнейшим фактором, способствующим формированию политической активности будущего учителя, мы считаем также открытость системы формирования политической активности инновациям, как в системе вузовского образования, так и в системе гражданско-патриотического воспитания.