Участие психотерапевта на следственных действиях c участием несовершеннолетних (дискуссионные вопросы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 21.10.2014

Статья просмотрена: 528 раз

Библиографическое описание:

Балаева, М. С. Участие психотерапевта на следственных действиях c участием несовершеннолетних (дискуссионные вопросы) / М. С. Балаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17.1 (76.1). — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13028/ (дата обращения: 16.11.2024).

Согласно Уголовно-процессуальному Кодексу РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.  При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК).

Ряд юристов-правоведов считают, что необходимо привлекать к работе с детьми на следствии помимо выше указанных в законе специалистов еще и психотерапевта. Е.В. Стрельцова отмечает, что педагог и психолог являются носителями специальных знаний, и они привлекаются к допросу в качестве специалистов.

При производстве следственных действий с участием несовершеннолетних возникают сложности, обусловленное тем, что несовершеннолетние не всегда способны осознавать все события, они обращают лишь внимание на то, что им интересно, они могут путаться в показаниях, не последовательно отвечать на вопросы, они быстро утомляются, возникает острая реакция на стресс, в памяти закладываются только лишь те моменты, которые их заинтересовали по каким-либо причинам.

Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, быстрой сменой настроения, неумение адекватно реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию, Они не понимает на сознательном уровне, в чем заключается их проблема и почему они здесь. Ребенок, при том, что чувствует свое неблагополучие, не может его описать словами, проанализировать причины. Зачастую, вообще не понимает, что от него хотят, все это сказывается негативно на показаниях.

Согласно ст. 425 Уголовно-процессуального Кодекса РФ следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Если необходимо допрашивать несовершеннолетнего подозреваемого, страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, но еще нет заключения судебно-психиатрической экспертизы или другого комплексного психолого-психиатрического заключения, в таком случае практика показывает, что несовершеннолетних обвиняемых допрашивают, когда еще отсутствует заключение эксперта, и в данном случае участие психотерапевта просто необходимо.

В чем же различие между психологом и психотерапевтом? Психотерапевтом, по закону может работать только человек, имеющий высшее медицинское образование. В сравнении с психиатром он занимается несложными психическими расстройствами и так называемыми пограничными состояниями – между болезнью и нормой. Психотерапевт выявляет внутренние конфликты и ищет пути решения психологических проблем пациента. Как любой врач, он может назначать лекарства, проводить медицинские обследования, диагностировать заболевания. Работает как с больными так и здоровыми людьми.

Психолог – специалист, получивший гуманитарное образование (не медицинское). C помощью тестовых методик он выявляет те или иные психические особенности пациентов. Его область деятельности - психологическое консультирование здоровых людей в разных сферах человеческих взаимоотношений, личных проблем, поведенческих нарушений. Поэтому уместно будет сказано, что именно психотерапевт работает в случаях, когда трудности являются следствием определенного характера, когда что-то блокирует детей перед лицом реальной жизни. Психотерапия – это всегда процесс двусторонний. Ответственность за ее результат несут обе стороны. Психотерапевт со своей стороны предоставляет свое время, пространство, профессиональные навыки, участие и безусловную поддержку. А несовершеннолетний в свою очередь за счет профессиональной медицинской помощи, которую зачастую не могут оказать такие специалисты как психолог и педагог дает возможность следователю грамотно, своевременно раскрыть преступления.

Если говорить об изменениях с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 432-ФЗ статья 191 будет дополнена частью четвертой следующего содержания: «При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.

Помимо обязательных участников как психолога, педагога, важным является и деятельность специалиста психотерапевта. Допрашивая несовершеннолетних с психическими расстройствами связанных с сексуальными посягательствами, зачастую не понимают характер этих действий, участия в этих действиях, проговаривая их вслух у детей возникает некий момент стыдливости, депрессивные реакции, тревожные расстройства поведения, и оказываемое специфическое психотравмирующее действие со стороны следствия нередко приводит к возникновению у этих детей разнообразных по глубине и продолжительности расстройств. В таком случае просто необходим такой специалист как психотерапевт, который в процессе может дать медицинскую оценку потерпевшего несовершеннолетнего, оказывать консультацию и поддержку семье потерпевших.

В связи, с чем предлагаем дополнить ст. 191 УПК РФ участием психолога или психотерапевта, говоря о несовершеннолетних страдающих психическими расстройствами, или отстающими в психическом развитии, болезненными проявлениями психики, или умственно-отсталым ребенком по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, психическое расстройство, психолог, психотерапевт, участие педагога, достигший возраст, половая неприкосновенность, собственная инициатива, Уголовно-процессуальный Кодекс РФ, ходатайство защитника.


Похожие статьи

О целесообразности участия эксперта-психиатра на этапе проверки сообщения о преступлении

Специфика производства отдельных следственных действий по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Проблемный метод обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (на примере обобщающего урока по теме «Лексика» в 5 классе)

Возможности школьной педагогики в вопросах профилактики негативного информационного воздействия

Изучение слов-действий на уроке с помощью квеста

Тренинг с родителями (вопросы адаптации ребенка к детскому саду)

Использование опорных схем при обучении старших дошкольников с ОНР составлению рассказа о профессии взрослого

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда совместно с инструктором по лечебной физической культуре для детей 5–6 лет, страдающих речевыми нарушениями. Тема «На арене цирка»

Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ)

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе)

Похожие статьи

О целесообразности участия эксперта-психиатра на этапе проверки сообщения о преступлении

Специфика производства отдельных следственных действий по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Проблемный метод обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (на примере обобщающего урока по теме «Лексика» в 5 классе)

Возможности школьной педагогики в вопросах профилактики негативного информационного воздействия

Изучение слов-действий на уроке с помощью квеста

Тренинг с родителями (вопросы адаптации ребенка к детскому саду)

Использование опорных схем при обучении старших дошкольников с ОНР составлению рассказа о профессии взрослого

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда совместно с инструктором по лечебной физической культуре для детей 5–6 лет, страдающих речевыми нарушениями. Тема «На арене цирка»

Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ)

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе)

Задать вопрос