Происшедшие в России с 90-х годов XX столетия реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, предусматривающих демонополизацию государственной и устанавливающих множественность форм собственности, свободу предпринимательства и иной экономической деятельности. При этом данный процесс оказался не только сложным и экономически нестабильным, повлекшим негативные последствия в социально-экономическом плане, но и значительный рост общеуголовной корыстной и насильственной, экономической, организованной, коррупционной и иной преступности, в том числе преступлений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью.
В юридической литературе имеется немало публикаций посвященных вопросам анализа криминогенной обстановки, ситуации в России и отдельных регионах, причин и условий, обуславливающих преступность в целом и отдельных ее видов, в том числе причин и условий, способствующих совершению преступлений среди несовершеннолетних и молодежи. Естественно, это не лишает нас продолжить рассмотрение некоторых подходов по определению причин и условий преступности несовершеннолетних и молодежи.
Проанализировав научные подходы о причинах преступности можно отметить, что, во-первых, выделяются факторы-причины преступности и факторы-условия, которые им способствуют и при этом причины и условия понимаются как некие совершенно определенные явления, которые определены и заданы именно в данном качестве, во-вторых, разграничиваются причины преступности и условия преступности как в целом, так и отдельных видов преступлений.
Представляется, что более приемлемым является научный подход, когда оценка преступных деяний и выявление одних явлений, процессов в качестве причин, а других в качестве условий носит относительный характер. Более того конкретное явление в одних взаимодействиях может играть роль причины, а в других – условия.
По нашему мнению правы те ученые, которые считают, что причины и условия тесно связаны между собой и необходимы для возникновения преступности. Те факторы, которые выступают в качестве причин, без соответствующих условий не могут породить преступность. Связь причин и условий называют детерминизмом.
Следуя научному подходу о причинности, при котором под причинами преступности понимается как взаимодействие среды и человека с выделением внутренних и внешних причин и условий преступности, процесс детерминации преступности несовершеннолетних и молодежи обладает спецификой в силу их возрастных, социальных и психологических особенностей, а также своеобразия социально-правового статуса. Учитывая данный процесс, основные причины преступности несовершеннолетних (до 18 лет) и молодежи (до 25-30 лет) коренятся в сфере формирования личности, в семье, в образовательных учреждениях (в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных) и другой микросреде, досуговой и трудовой деятельности. При этом автор этих строк солидарен с научной позицией, чтонеобходимо выделять внутренние и внешние причины, которые выступают как производящие, действующие одновременно, а поэтому причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними и молодежью можно условно разделить на общесоциальные и личностно-микросредовые.
К внутренним общесоциальным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи можно отнести:
В сфере политики – противоречия между официальными массовыми детскими и молодежными организациями и неформальными, что отразилось в прошлом в дезорганизации и формализме в деятельности подростковых и молодежных организаций, начиная с середины восьмидесятых годов, в невыполнении ими функций по вовлечению в активную социальную жизнь подростков и молодежи, в начале девяностых в прекращении деятельности старых официальных массовых детских и молодежных общественных и досуговых организаций и по настоящее время отсутствие новых, зато массовое возникновение неформальных молодежных объединений.
Представляется, что причинами возникновения неформальных объединений несовершеннолетних и молодежи в конце восьмидесятых годов XX века являлось то, что подростки и молодежь не видели реального пути изменить свою жизнь. Им были недоступны рычаги, с помощью которых они могли воздействовать на окружающую действительность, невозможность официальным путем что-либо изменить, самовыразиться.
В социально-психологической сфере – наличие в реальной жизни несовершеннолетних и молодежи (в их социальном бытии и в общественном сознании) противоречивых явлений: рост наркомании и алкоголизма, пессимизм, инфантилизм, цинизм, бездуховность и всеядность, самокопание и культурный вакуум.
Особенностью причин и условий преступлений несовершеннолетних и молодежи является своеобразное, почти буквальное совпадение по временному периоду причинного механизма преступного поведения с причинным механизмом формирования криминогенной мотивации и с причинным механизмом становления криминогенной ситуации.
Поэтому личностно-микросредовой внутренней причиной преступного поведения несовершеннолетних и молодежи является криминогенная мотивация вида преступного поведения (корыстного, насильственного, неосторожного и др.), имеющая специфическую окраску стремления к самоутверждению. В содержание внутренней причины можно отнести:
- стремление к самоутверждению в своих микрогруппах, перерастающее в цинизм (наглость, пренебрежение нормами морали и нравственности), порождающее групповые изнасилования и хулиганство;
- стремление к завоеванию авторитета в микрогруппе, не отличая преступные методы от неприступных, путем совершения преступлений против собственности, чаще таких, которые связаны с открытым пренебрежением опасностью, с риском, применением силы (грабеж, разбой, а также причинение вреда здоровью и совершение убийств из хулиганских побуждений и др.), с таинственностью (кражи), в основе которой опять же подсознательное стремление к самоутверждению;
- стремление к поддержанию своего престижа в микросреде, причем не обязательно в группе отрицательной направленности, сопряженное с корыстным желанием поживиться за чужой счет (приобрести модные, «престижные» вещи, иметь наличные деньги, а так же спортивные принадлежности с тем, что бы физически развиваться, выглядеть сильнее своих сверстников), корысть-престижность, в основе которой стремление к самоутверждению;
- стремление доказать свою верность дружбе, товариществу и боязнь прослыть «стукачом, предателем», любым путем (не различая преступный или нет), используется взрослыми преступниками, для привлечения к себе подростков, потом вовлечение их в совершение преступлений;
- правовой нигилизм – незнание норм права или искаженное представление о правовых запретах;
- желание выглядеть взрослым, самостоятельным, независимым и др.
К внутренним условиям, особенностям анатомической, психофизической и психологической среды несовершеннолетних и молодежи, чаще всего способствующим совершению ими преступлений, относятся:
- противоречивость психики, с одной стороны замкнутость, а с другой – общительность; с одной – кажутся развязными, грубыми, с другой – робкими, застенчивыми;
- в целом неустойчивость психики, жизненной позиции, обусловленная отсутствием достаточного жизненного опыта (физической и духовной зрелости);
- завышенная самооценка, неадекватность восприятия складывающейся жизненной ситуации;
- эмоциональная неустойчивость (повышенная эмоциональность, невыдержанность, вспыльчивость, озлобленность);
- низкий уровень самоконтроля, самоуправляемости вследствие незавершенности навыков управления своим поведением и повышенной активностью и возбудимостью подростков, как следствие импульсивность действий и т.д.
Из выше изложенного следует, что предложенное нами структурирование причин и условий преступности несовершеннолетних и молодежи позволяет выделить общесоциальные и личностно-микросредовые детерминанты. В определенной степени, это также служит основанием для определения сущности отдельных групп детерминантов и формулирования наиболее эффективных мер, направленных на нейтрализацию и последующее устранение выявленных причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними и молодежью. Для достижения этой цели необходима последовательная и результативная деятельность всех правоохранительных и иных государственных органов, а также общественных организаций, которая в свою очередь требует качественного совершенствования.