Педагогическая профессия является одной из наиболее деформирующих личность специалиста. Профессиональная деформация может распространяться и на другие сферы жизнедеятельности человека. В таком случае его поведение становится неадекватным обстановке и общение с ним затрудняется. Не менее важным проявлением профессиональной деформации является синдром выгорания.
Актуальность проблемы эмоционального «выгорания» обусловлена сложным характером синдрома, который требует создания соответствующего инструментария по его предупреждению и коррекции.
В школе создана программа по психологическому сопровождению педагогов. Основная цель — создание социально-психологических условий для развития эмоциональной устойчивости, личностного и профессионального роста педагога; формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов; профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Учителей познакомили:
1) С понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики. 2) Как снять психологическое напряжение у педагогов. 3) Что способствует повышению работоспособности. 4) Обучение способам выработки эмоциональной устойчивости. 5) Обучение педагогов навыкам саморегуляции. 6) Активизировано стремление педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.
Программа построена на принципах гуманистической психологии и личностно–ориентированного подхода. Основная и ведущая идея — помочь развитию личности, ее самопознанию, раскрытию внутренних ресурсов. Интегративный характер программы позволяет ориентировать ее на гармонизацию жизни человека, возможность изменения человеческого Я в условиях динамично меняющегося мира.
Мировоззренческая позиция программы — принятие. С одной стороны, — это принятие ведущим участников тренинга такими, какие они есть, с другой — принятие участниками себя, своего тела и умение его слышать и слушать. Участники приходят на тренинг, чтобы лучше понять себя, научиться управлять собой, своим телом, а значит сделать свою жизнь более счастливой и гармоничной.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип осознанности психологом данной проблемы;
2. Принцип добровольности и готовности участников к работе по данной программе;
3. Принцип единства диагностики, профилактики и коррекции, отражающий целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога;
4. Принцип учета индивидуальных особенностей личности;
5. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
Организационные условия.
1. Формирование групп для проведения занятий целесообразно проводить по симпатиям (не более 8 человек в одной группе);
2. Психолог анализирует реальную ситуацию, определяет цель и направление работы, осуществляет подбор адекватных методических средств, оценивает эффективность проделанной работы;
3. Занятия проводятся в свободное время, по личному желанию участников;
4. Обеспечение изолированности занятий;
5. Рефлексия до и после сеанса психологической разгрузки для контроля за состоянием людей.
6. Оценка эмоционального состояния участников (тесты);
7. Уверенность психолога в своих силах и конечном результате;
8. Поддержание участников и вселение уверенности в них.
Занятия с педагогами проводятся в течение учебного года 1 раз в две недели, в течение 20 недель. Время занятий по согласованию с администрацией и участниками.
Процесс реализации программы включает в себя 4 взаимосвязанных этапа.
Первый этап — ориентировочный, на нём происходит запрос учреждения МАОУ средняя общеобразовательная школа № 25 г. Томска на организацию работы по программе коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов; определяется дата мероприятия.
На втором этапе (просветительском) решаются задачи, направленные на формирование понимания у участников тренинга целей и задач программы, формирование положительной мотивации участия и представлений о предполагаемых (возможных) субъективных результатах.
При реализации третьего коррекционного этапа программы нами используется комплекс средств, направленных на развитие эмоционального интеллекта через развитие его отдельных элементов.
На четвертом, аналитическом этапе, осуществляется осмысление участниками своего участия в тренинге, анализ самоизменений.
Особое внимание в работе уделяется повышению профессиональной самооценки, поскольку позитивная оценка себя как достойного уважения человека, профессионала, позволяют современному педагогу чувствовать удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью.
Используя несложные способы эмоциональной саморегуляции (расслабление мимической мускулатуры, визуализацию, концентрацию, психологическую установку на успех), педагог обучается эффективно управлять своими эмоциями.
Наибольшую эффективность в данной работе имеют методы активного обучения: деловые игры, дискуссионные методы принятия решений в группе, методы индивидуального консультирования Рекомендации психолога носят практикоориентированный характер и воспринимаются педагогами позитивно.
Разработанная программа психопрофилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательного учреждения является достаточно эффективным средством, снижающим уровень эмоционально-профессионального выгорания у педагогов. Это подтверждено статистически значимыми различиями по большинству показателей психодиагностических методик, предназначенных для изучения уровня выраженности различных составляющих профессионального выгорания.
Литература:
1. Программа профилактики профессионального выгорания «Скажи стрессу НЕТ» для педагогов образовательных учреждений (автор: психолог ГБОУ СОШ № 606 Кривушина А. С.), М., 2012 // http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/12/06/rabochaya-profilakticheskaya-programma-skazhi-stressu-net
2. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа — вуз». Новосибирск: Изд-во НГИУ, 2001. 316 с.
3. Баташова Е. В. Предупреждение развития синдрома профессионального выгорания специалистов в процессе получения профессионального образования // Вестник НОУ ОНУТЦ ОАО Газпром, 2010. № 8. С. 45–47.