Любые социальные проблемы, рано или поздно попадающие в поле зрения юристов, на первом этапе вызревают в недрах общественного сознания. Это происходит тогда, когда общество сталкивается с острой потребностью разрешить те или иные конфликты или противоречия, связанные с нарушением чьих-то прав или законных интересов. Если отмеченные конфликты становятся массовыми, то они приобретают статус социальных явлений. Примером тому могут служить различного рода негативные социальные явления, такие как наркотизация и алкоголизация части населения, незаконная миграция, проституция, коррупция, организованная преступность и пр.
Изучая подростково-молодежные группировки можно делать вывод о существовании новой разновидности криминализированного объединения, которое довольно затруднительно охарактеризовать и как подростково-молодежную группировку, и как преступное сообщество.
В отличие от преступного сообщества (института, известного в уголовном праве), деятельность которого носит конспиративный характер и, соответственно, круг участников которого определен и стабилен, данные формирования характеризуются относительной открытостью и нестабильностью. Межличностные отношения в таких сообществах опосредованы досуговыми интересами их членов. При этом традиционные досуговые интересы и криминальные ориентации участников, как правило, не противоречат друг другу и интегрированы в содержании деятельности объединений.
Такие сообщества представляют собой особую разновидность молодежных субкультурно-досуговых систем и являются типичным вариантом девиантной трансформации подростково-молодежных досуговых объединений.
Молодежный экстремизм как массовое явление, выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их. Одной из сложнейших проблем в данном явлении - изучение личности несовершеннолетнего.
Применительно к изучению проблемы борьбы с преступностью этот вопрос занимает, по сути, одно из лидирующих положений. Именно на личность оказывает влияние и на ней в конечном счете так или иначе отражается среда обитания со всем ее спектром социальных, экономических, идеологических, политических и иных составляющих.
Изучения личности типичного члена неформального молодежного объединения экстремистской направленности также не является исключением. Личность правонарушителя-экстремиста связана с обширным количеством факторов, определяющих с разных сторон (социальной, психологической и биологической) проблему распространения националистических и экстремистских взглядов среди молодежи.
При характеристике личности правонарушителя ее обозначают через целостную совокупность взаимосвязанных черт, свойств и качеств участника как носителя тех или иных общественных отношений. При этом включают в это понятие четыре основных компонента: социально-демографическую характеристику (пол, возраст, образование, семейное положение т.д.); социальный статус личности, определяющийся принадлежностью лица к определенному социуму; социальные функции (роли) личности, вплетающие совокупность видов деятельности лица в ткань общественных отношений; нравственно-психологическую характеристику, отражающую отношение личности к социальным ценностям и выполняемым социальным функциям.
Наиболее устойчивые отношения образуют систему ценностных ориентаций (оснований дифференцированной оценки действительности, общественных отношений по значимости) и мотивации поведения (побуждений, вызывающих активность и определяющих выбор поступков, действий).
В некоторых случаях личность правонарушителя формируется, еще до момента совершения им преступлений, поэтому важно изучить не только генезис противоправного поведения такого лица, но и проанализировать факторы, явившиеся началом включения установок в виде экстремизма и национализма.
Мы знаем, что потребность в общении с взрослыми у детей и подростков велика. Однако при психической деморализации подростков нормальное их общение с взрослыми в семье и школе резко нарушается, хотя потребность в нем остается. Это приводит к поиску суррогатов такого общения, к знакомствам со случайными лицами. В большинстве случаев ими оказываются лица, ведущие антиобщественный образ жизни.
Первоначально такие лица оказывают им материальную и моральную поддержку в трудной ситуации, например иногда в течение длительного времени содержат ушедших из дома несовершеннолетних, обеспечивают им определенную защиту и безопасность.
В силу возрастных особенностей и недостаточности жизненного опыта подростки в неблагополучных семьях воспринимают такой образ жизни как норму, считают естественным разрешение бытовых и досуговых конфликтов насильственным путем.
Не менее значимое влияние оказывает на уровень приобщения к действиям экстремизма среди молодых людей их местожительство (город, поселок городского типа, сельская местность).
Ближайшее окружение оказывает самое непосредственное влияние на социализацию подростка, на формирование его жизненных идеалов, ориентации, вкусов и в связи с этим играет важнейшую роль в его формировании. Как показывают исследования, немалое число экстремистски ориентированных молодых людей росли и воспитывались в полных семьях, однако вряд ли эти семьи можно было бы отнести к числу благополучных. Анализ социально-психологического климата в данных семьях, взаимоотношений между матерью и отцом, родителями и детьми, другими членами семьи показывает, что в большинстве случаев все это далеко от идеала. Имеется в виду стойкая неприязнь членов семьи друг к другу, частые ссоры, скандалы, драки, грубость в повседневном общении, атмосфера враждебности и пр.
Необходимо учитывать возраст несовершеннолетнего, когда трудно требовать от него полновесной и адекватной оценки отношений в семье и ближайшем окружении. У такого подростка может быть искаженное восприятие действительности, стирание граней между тем, что плохо или хорошо, и тем, что выходит за рамки общепринятого.
Результаты опроса футбольных фанатов и скинхедов, совершивших насильственные преступления, выявили ряд форм семейного неблагополучия как объективного, так и субъективного характера, способствовавших возникновению напряженности и конфликтов. Это ведет к замкнутости, озлобленности, мстительности и к стремлению любым способом доказать, что они не хуже других.
Высокая внушаемость, непосредственность восприятия, формирование поведения главным образом на основе подражания, зависимость от родителей обусловливают высокую подверженность детей влиянию окружающей неблагоприятной семейной обстановки, в том числе восприятию наблюдаемыми агрессивно-жестоким формам поведения. Фактором, напрямую оказывающим неблагоприятное воздействие на обстановку в семье, является наличие среди ее членов судимых.
К обстоятельствам, создающим предпосылки для неблагополучной атмосферы в семье подростков и лиц более старшего возраста, необходимо отметить, что достаточно распространена ситуация проживания в неполных семьях (чаще без отца), в семьях, где были плохие взаимоотношения между родителями, частые ссоры, скандалы, пьянство и алкоголизм кого-либо из близких родственников, судимость.
Значимое место в процессе социализации принадлежит неформальному окружению, стихийным группам несовершеннолетних. Подростки, в силу особенностей возраста, нуждаются в постоянном общении со сверстниками и большую часть свободного времени проводят вне дома, в кругу друзей. Образовавшийся в позитивной системе общения вакуум несовершеннолетний стремится во что бы то ни стало заполнить. Он ищет и находит другую микросреду (таких же, как и сам, подростков), где, наконец, обретает «общественный» статус.
Молодежные неформальные группы с экстремистскими установками в чаще, по сравнению с обычными молодыми людьми проявляют агрессивность, ругаются, применяют силу в ссорах. Также используется физическая сила при решении конфликтов с незнакомыми людьми.
Принадлежность к экстремистской группе с ее достаточно жестокой регламентацией внутригрупповых отношений обязывает подростка, далее вне зависимости от его собственных интересов, выступать на стороне группы. Комфортность подростка значительно возрастает с приходом в группу. Стремясь во что бы то ни стало утвердиться в группе, получить признание, одобрение и положительное отношение со стороны ее членов, подросток быстро приспосабливается к нормам и требованиям группы. В таких условиях существенно возрастает внушаемость, эмоциональная зараженность, благодаря чему несовершеннолетний ориентируется уже не на собственный интерес, а на коллективные требования, реализуя их как свои собственные.
Националистическая идеология как раз и направлена на обострение чувства принадлежности несовершеннолетнего к нации, этносу. Она сминает все индивидуальные, личностные особенности человека, подавляет их предполагаемым общим национальным признаком.
Человек в условиях социальной дезинтеграции, ухудшения экономической жизни, социально-психологического дискомфорта, чувствуя свою причастность к общей и безликой духовной силе, какой представлен ему национализм, полагает, что он обрел себя. Его эмпирическая незначительность как индивида, социального «атома», песчинки в огромном мире восполняется причастностью к «общей» судьбе нации, национальной группы под давлением националистической идеологии. Судьба нации превращается для него в высшую моральную и политическую программу, реализация которой мыслится только за счет интересов других наций и этносов.
В националистической идеологии конечными аргументами в общественно-политических дискуссиях или конфликтных столкновениях становятся те, которые направлены на обоснование и укрепление приоритета национальных интересов. «Национальная» аргументация является единственным высшим критерием оценки происходящих событий, а те критерии, которые не соответствуют укреплению национальных интересов, попросту отбрасываются.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что преступное поведение не находится в непосредственной зависимости от таких факторов, как образование, квалификация, структурная неполноценность семьи. Они приобретают значение, в связи с социально-психологической атмосферой семьи, нравственно-правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями, поведением родителей и других членов семьи. Причины и условия преступности несовершеннолетних концентрируются в противоречиях государственной молодежной политики, прежде всего в сфере трудовой занятости и профессионального образования, семейного, школьного воспитания, организации спорта и досуга молодежи, профилактического контроля со стороны правоохранительных и учебных систем.