В статье представлены подходы к изучению социальной роли детско-юношеского спорта как фактора социализации личности. Детский спорт рассматривается как социальное явление интеграции человека в социальную систему общества. Особое положение в материале уделяется спортивной деятельности детей в учреждениях дополнительного образования детей.
Ключевые слова:социализация, образовательная среда учреждения, личность, общественная деятельность, спорт, социокультурные факторы.
Человек рождается как биологическое существо и его основной целью является достижение физического комфорта. Постепенно в процессе жизни он становится личностью с присущим только ему комплексом установок и ценностей, а также индивидуальным видением мира. У человека формируются симпатии и апнтипатии, привычки и пристрастия и все это происходит в результате социализации.
Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.
В современной западной социологии, прежде всего благодаря трудам Т. Парсонса, утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности — той его части, которая «ответственна» за формирование наиболее общих, наиболее значительных, наиболее распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются прежде всего в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Контактируя с разнообразными партнерами по социальному общению или виду деятельности, индивид непроизвольно отбирает тех, кто в его глазах в наибольшей степени является носителем общезначимых социокультурных ценностей и стандартов поведения, интенсивно «впитывая» в себя эти ценности и стандарты [1, с. 57].
Другим важнейшим элементом процесса социализации ребенка является выполнение им определенных ролей. Ознакомление и вживание в роль может происходить под влиянием социализирующих агентов (родственников, тренеров, сверстников и др.), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде). Известно, что последние характеризуются определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности подростков и молодежи не только больших городов, но и ЗАТО. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок. Придя в спортивную секцию детско-юношеской спортивной школы, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив — это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходя щую позицию. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны — ровесники, а с другой — родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов [4, с. 981].
Спорт как вид деятельности, включает ребенка в социальные группы и общественные организации как полноправного члена общества и может включать его в определенные социальные отношения.
Спортивная деятельность как один из социализирующих факторов как бы прорисовывает альтернативу современной культуры, формирует и укореняет сущностные процессы социально-культурной жизни ребенка и, перемещаясь в составляющие субкультуры, определяет его как социально компетентную личность. Спорт как вид активной деятельности, ставит и разрешает и вопрос о течении процессов самореализации, самоопределения и самоутверждения личности ребенка.
В процессе жизни у ребенка открываются большие возможности для самостоятельного практического самоутверждения. Спорт, как социальный институт, все больше и больше приобретает значение в жизни ребенка и становится общественно важным явлением. Система взаимоотношений в спорте предоставляет ребенку возможность осмыслить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в современном обществе. Спортивная деятельность способна воспроизводить определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически воспитательными возможностями называться полноценным видом социальной деятельности, сферой утверждения и обретения культуротворческого смысла личности.
Рассматривая взаимосвязь механизмов человек-спорт-общество, можно также отметить, что физическая активность является основой, а спортивная деятельность предполагает рассмотрение его в качестве совокупности специфических отношений между людьми. Любая деятельность, а особенно спортивная, устанавливает определенные правила, создает внешние отношения и раскрывается в них. Взаимосвязь отношений создают условия для выбора различных форм совместной деятельности и формируют социализационную основу. Вследствие этого мы рассматриваем спортивную деятельность неотделимо от системы общественных взаимоотношении, которая создается ею и детерминирует ее.
Всякое отношение есть форма выражения связи между предметами и явлениями. А через эту связь проявляются отдельные свойства предметов и сам предмет. Следовательно, анализ спорта в связи с общественными отношениями позволяет раскрыть важные свойства личности, а затем и сущность его социальности. Спорт утратил бы свой социокультурный смысл, если бы не рассматривался как микромодель общества, которая формирует определенные отношения, воспроизводится на разных, достаточно многочисленных уровнях и определяется как типовое поведение [1, с. 55].
Многочисленные исследования теоретиков и практиков спорта показали, что спортивная деятельность в большей мере, чем другие виды, является базой особенных общественно-социальных отношений, так как в ней, как и в обществе в целом, можно различить своих специфических агентов социализации, определенные модели поведения и социальные взаимодействия. Ребенок, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.
Главный и непосредственный накопитель механизмов социальных отношений — спортивная деятельность. Эти взаимоотношения реализуются в процессе становления и формирования личностных характеристик ребенка. Спортивная деятельность является предметно выраженной сферой общих социальнозначимых процессов и непосредственным условием, укрепляющим целостность общества, говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности ребенка.
Спортивная деятельность и возникающие в ее процессе отношения формируют личность ребенка в совокупности и характеризуют спорт как хорошую социокультурную среду. Особенности этих отношений состоят в том, что они возникают и, проходя предварительно через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношений личности и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества.
Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, мы можем также отметить, что спорт в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения [5].
Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в другие города и страны, получение первых гонораров, спортивные победы позволяют спортсмену активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена [4, с. 982].
Успешная социализация кроме всего прочего обусловлена определением социальной нормы, что позволяет оценить реальное поведение как приемлемое и обязательное, терпимое, нежелательное и т. д. Эта оценка поведения связана с соответствием или несоответствием реального поведения идеалу или нормативу и выделяет следующие типы норм:
- реальные, отражающие реальное поведение, как оно должно проявляться в статистическом большинстве случаев;
- должные, т. е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности;
- идеальные, т. е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала [1, с. 60].
Процесс социализации должен создавать условия для постоянного личностного роста ребенка, а результатом социализации будет успешная адаптация подростка в обществе, обучение и образование. Но стоит заметить, что этот процесс не всегда бывает успешным, а результат может иметь отклонение, выражающееся в деструктивном поведении. А спортивный фактор как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации.
В формировании концепции субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса в детско-юношеской спортивной школе, необходимо понимть человека как субъекта жизнедеятельности. В упрощенном варианте субъект образовательного процесса понимается как творец или активный реформатор своей собственной жизни. Человек как субъект может направлять собственную жизнедеятельность в русло определенного, качественного преобразования среды, оценивать различные варианты деятельности, анализировать ее ход и результаты [3, с. 119].
Таким образом, исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, мы увидели, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Социализация через спорт выражается главным образом в изменении отношения к окружающей социальной среде и формировании социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияя на конкретные базовые ценностные ориентации [1, с. 77].
Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Она является важным фактором овладения человеком определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное — физическую активность [2, с.164].
Все это формирует тип и норму поведения личности и приближает ее к «идеалу». Все эти аспекты со своей стороны идентифицируют личность в обществе и облегчают процесс интеграции.
Литература:
1. Апциаури Л. Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности. Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал № 1- 2003 г.
2. Апциаури Л. Ш. Система современного спорта как фактор социализации личности. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. Научно-теоретический журнал № 6–2008 г. с. 164–166
3. Мальгин В. Е., Мокроусов С. В. Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы. Журнал «Молодой ученый» № 7 (66) май-2 2014 г.
4. Мальгин В. Е., Рожкова Г. Ю. Социальная роль спорта в условиях закрытого административно-территориального образования. Журнал «Молодой ученый» № 16 (75) октябрь-1 2014 г.
5. Интернет-ресурс http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2003N1/p12–14.htm