Ключевые слова:интеграционные объединения, МЕРКОСУР, проблемы, перспективы.
Важнейшая цель укрепления мощи и конкурентных позиций нашей страны в мировом экономике предусматривает разработку приоритетных мер по переходу от сырьевой модели к «инновационной экономике» (экономике новой формации). Диверсификация российского экспорта в разрезе стратегии развития в динамике обуславливает увеличение доли наукоемких, высокотехнологичных, товаров в сочетании с постоянным повышением спроса на отечественную продукцию на зарубежных рынках. В данном случае значительные возможности для нашей страны видятся в тесном экономическом и политическом сотрудничестве с рядом латиноамериканских государствах и, в первую очередь, в странах-участницах всемирного интеграционного объединения МЕРКОСУР. Важно отметить, что последнее не только проявляет повышенный интерес к товарам преимущественно российского экспорта, но и возможностям, которые открываются в высокотехнологичных секторах экономик — странах-участницах [3].
В докладе президента от 2007 г. акцент сделан на том, что «в настоящее время сформировались реальные условия для дальнейшего расширения наших отношений на основе экономической взаимодополняемости и активного интереса бизнес-сообществ к реализации крупных промышленных и инвестиционных проектов». Значимость изучения российскими учеными происходящих в рамках объединения МЕРКОСУР интеграционных процессов важно по ряду причин.
С одной стороны, понимание особенностей и специфики политического, экономического сближения южноамериканских стран, а также приоритетов их внешних связей позволит внедрить и реализовать эффективную стратегию сотрудничества с ними на государственном уровне, что, в свою очередь, создаст мощную базу для разработки механизма содействия российским бизнесменам и малым предпринимателям, только начинающим открывать для себя российский регион, как важную инновационную и инвестиционную площадку. С другой же стороны, опыт ведения деятельности обозначенного субрегионального образования может быть полезным в ходе последующего развития интеграционных структур, созданных при участии России и преследующей сугубо практические цели.
Среди сотни известных на сегодняшний день региональных [4] торгово-экономических соглашений, которые зарегистрированы ВТО, именно МЕРКОСУР можно действительно отнести к числу реально действующих объединений, находящееся на заключительной стадии формирования таможенного союза с особенными элементами координации экономической политики и формирования общего рынка. Сочетание внутри данного интеграционного объединения принципов политического и экономического характера, в т. ч. протекционизма и либерализма, приводит к четкому пониманию того, что в современных экономических условиях МЕРКОСУР, как важное интеграционное объединение, может рассматриваться в качестве научной интеграционной модели особого рода, изучение которого — возможность для дальнейшего расширения и сближения мировых экономик между собой. Страны-члены МЕРКОСУР определяют участие в этом интеграционном объединении в качестве приоритета своей внешней политики. Вместе с тем, несмотря на происходящее расширение блока и стремление его государств к единству, МЕРКОСУР сталкивается с множеством проблем, препятствующих полнокровной интеграции.
В интеграционных процессах в рамках МЕРКОСУР усилились негативные тенденции — снижение профиля объединения на фоне мирового финансового кризиса, частичный переход политической составляющей сотрудничества в ведение формирующегося УНАСУР, выход интересов Бразилии за региональные рамки, падение темпов экономического роста в странах-членах блока (в первую очередь в Аргентине), усиление протекционистских тенденций на фоне сохраняющихся острых торговых разногласий. Состоявшееся в конце 2013 г. присоединение Венесуэлы, испытывающей в данный момент острый политический и экономический кризис, также пока что не послужило укреплению позиций МЕРКОСУР. Дата проведения очередного саммита Общего рынка, до сих пор не определена венесуэльским председательством.
Важно отметить, что в условиях нестабильной экономики, роль и значимость проблематики региональной интеграции для всей экономической науки будет только возрастать. Сложившаяся практика функционирования интеграционных формирований приносит новые факты, открывает неизвестные ранее закономерности, приносящие свои уточнения в положения современной теории экономической и международной интеграции. Как видится исследователю, на современном этапе именно регионализации отводится особая роль в выработке оптимального способа развития мировой экономики, способной не только создать противовес тенденции глобализации хозяйственной жизни, но и повлиять на выравнивание мирового баланса на экономической и политической арене.
Самую заметную роль в заметной активизации интеграционных процессов в Южной Америке играет МЕРКОСУР. МЕРКОСУР — еще известный как общий рынок стран Южного конуса, был создан в 1991 году при взаимной интеграции Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. В настоящее время МЕРКОСУР — крупнейший интегрированный рынок стран Латинской Америки, где проживает 270 млн. человек, совокупный ВВП — 1,6 трлн. долл., объем внешней торговли — более 500 млрд. долл. Объединение представляет собой второй после ЕС по размерам и экономическому потенциалу таможенный союз и третью после ЕС и САЗСТ зону свободной торговли.[1]
МЕРКОСУР не имеет наднациональных структур. Его высшим руководящим органом является Совет общего рынка (СОР) в составе министров иностранных дел и экономики. Решения СОР утверждаются на саммитах МЕРКОСУР, проводимых по завершении очередного председательства 2 раза в год.
Расширяется координация позиций стран-членов МЕРКОСУР в политических вопросах. С 1996 г. действует Внешнеполитический координационно-консультативный форум МЕРКОСУР, который состоит из пяти полноправных и семи ассоциированных членов блока. В практику МЕРКОСУР вошло принятие совместных политических заявлений по наиболее важным международным проблемам.
МЕРКОСУР устанавливает контакты с другими интеграционными объединениями и отдельными странами. В 1995 г. заключено рамочное соглашение о сотрудничестве с ЕС (в 2010 г. после шестилетней паузы возобновлены переговоры по Договору о партнерстве МЕРКОСУР и ЕС). В 2004 г. вступило в силу рамочное соглашение с Андским сообществом. В 2006 г. подписано соглашение об экономической взаимодополняемости с Кубой.
Развиваются контакты с Австралией, Новой Зеландией, Китаем, Японией, арабскими странами. С Индией, Пакистаном, ЮАР, Египтом и Советом экономического развития стран Персидского залива подписаны соглашения, направленные на либерализацию торговли. В 2007 г. подписано соглашение о свободной торговле с Израилем.
Первые контакты России с МЕРКОСУР установлены в 2000 г. В ходе визита С. В. Лаврова в Бразилию в декабре 2006 г. подписан Меморандум о взаимопонимании относительно создания механизма политического диалога и сотрудничества между Россией и МЕРКОСУР. Прорабатывается возможность заключения Меморандума о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Таможенным союзом, охватывающего, в частности, такие сферы, как торговля и инвестиции, энергетика, научное и технологическое развитие, финансы, транспорт, связь, сельское хозяйство, туризм, информационно-коммуникационные технологии (табл.1).
Таблица 1
Внешняя торговля Российской Федерации со странами
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Январь-июнь 2013 г. |
Январь-июнь 2014 г. |
|
Оборот |
8,1 |
10,4 |
7,1 |
8,0 |
11,0 |
10,7 |
11,0 |
6,0 |
4,1 |
рост в % |
139,7 |
128,2 |
68,6 |
111,8 |
137,9 |
96,9 |
102,9 |
137,5 |
67,7 |
Экспорт |
2,6 |
3,8 |
1,9 |
2,2 |
4,7 |
4,8 |
4,9 |
3,3 |
1,5 |
рост в % |
191,2 |
147,2 |
48,6 |
119,1 |
212,8 |
101,3 |
103,4 |
198,5 |
46,5 |
Импорт |
5,5 |
6,6 |
5,3 |
5,8 |
6,3 |
5,9 |
6,0 |
2,8 |
2,6 |
рост в % |
124,1 |
119,2 |
80,1 |
109,2 |
109,2 |
93,7 |
102,5 |
101,3 |
92,4 |
Сальдо |
-2,9 |
-2,8 |
-3,4 |
-3,6 |
-1,6 |
-1,1 |
-1,1 |
0,5 |
-1,1 |
(Составлено автором по данным Федеральной таможенной службы)
Полагаясь на хорошие результаты (по сравнению с другими интеграционными группировками), МЕРКОСУР подвержена тем же проблемам, которые замедляют все интеграционные объединения «третьего мира». Можно выделить — разнородность уровня развития стран участниц и низкие темпы экономического роста отдельных членов.
В рамках МЕРКОСУР при создании единых условий промышленной конкуренции, изначально более слабые страны — Боливия, Парагвай и Уругвай чувствуют себя в роли подчиненных. Поэтому сохранены исключения из правил либерализации торговли.
Тщательно изучая возможные перспективы [1] между нашей страной и МЕРКОСУР, важно отметить, что протекающие процессы политической и экономической интеграции, которые развиваются в соответствии с основными принципами открытого регионализма, представляют собой не что иное, как основоопределяющий фактор мировой стабильности. Результаты заседаний крупнейших форумов по вопросам международного сотрудничества демонстрируют тот факт, что Россия все же готова поддерживать активный диалог с МЕРКОСУР. Предпосылки для развития сотрудничества по интеграции — те важные параллели и закономерности, которые имеют место уже на протяжении многих десятилетий.
Для большинства стран МЕРКОСУР, особенно Аргентины, именно Россия могла бы быть стать идеальным примером того, как государство, стремящееся максимально сохранить независимость в проведении внешней политики, характеризуется в целом прагматизмом при соблюдении основополагающих международных интересов.
Предпринимаемые в настоящее время нашей страной активные шаги по защиту пространства, входящего в сферу национальных интересов, представляются вполне совместимыми с политикой сближения с рядом государств Латинской Америки, включая Бразилию, Венесуэлу, Аргентину. Торгово-экономические отношения и интересы потребуют в будущем придерживаться той же логике. Исходя из этого можно прийти к выводу о том, что Россия всячески будет стараться направить свои многочисленные действии на поиски достижения всеобщего равенства, что, в свою очередь, продиктовано необходимостью интеграции. Успехи России в преодолении негативных последствий внутреннего кризиса, равно как и в целом благоприятная внешняя политика привлекает внимание целого ряда латиноамериканских государств, которые готовы рассматривать России в качестве надежного стратегического партнера.
Литература:
1. Интеграция в Латинской Америке. // Обозреватель. 2006, № 12 (203).
2. Мантусов В. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях. — М. — «Юнити-Дана». — 2011. — 670 с.
3. Патригнани Р. А. МЕРКОСУР — Россия: развитие отношений в геополитическом и экономическом измерении. — дисс. канд. экон. наук. — М. — 2007–187 с.
4. Патригнани Р. А. Энергетика Аргентины: региональная и межрегиональная интеграция. // Нефть, газ, промышленность. 2005, № 5 (17). Стр. 10–12.