О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Чувство патриотизма — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, это ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Важное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной [1,c.34].
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, жизнь дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразнее рассказать и показать детям, особо выделив наиболее характерное для нашей местности.
Родной город.… Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своего микрорайона и того, на котором находится детский сад.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям нужно объяснить, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы (микрорайона), а также в честь кого они названы. Ребенку необходимо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый дошкольник начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края (старооскольская игрушка), народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, микрорайонов, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. [3,c.67]
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что наш город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших его от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники. [2,c.76]
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т. д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей. [4,c.96]
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т. д.) [2,c.45]
Одна из форм ознакомления с родным краем, воспитания любви к нему — работа по организации в детских садах краеведческих комнат (этнографических комнат, мини-музеев). Краеведческая комната — специально оборудованное помещение или часть его, где дети, сотрудники детского сада, родители имеют возможность группой, подгруппой или индивидуально ознакомиться с выставочными экспонатами. Кроме этого, организация и работа в краеведческой комнате детского сада способствует объединению детей и взрослых, позволяет расширить межличностные контакты, получить детям новый социальный опыт.
В краеведческой комнате могут быть использованы такие формы работы с детьми, как беседы; экскурсии для детей (групповые, индивидуальные), приемы: рассматривание предмета, рассказ экскурсовода, беседа-диалог, обращение к личному, коллективному опыту детей; интегрированные занятия по разделам реализуемой программы (краеведение, ознакомление с окружающим и развитие речи, изобразительная деятельность); досуги, праздники, развлечения, викторины, КВН, посиделки, чаепитие, проведение «сладкого вечера»; встречи с интересными людьми (писатели, поэты, художники, композиторы); организация выставок работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду; экскурсии для детей соседних детских садов, учащихся школ; проведение экскурсий детьми подготовительной группы, проведение конкурса «Юный экскурсовод»; игры-драматизации по мотивам народных сказок с использованием экспонатов краеведческой комнаты — предметов быта и одежды. Для родителей можно проводить консультации, беседы, собрания, лектории, экскурсии, занятия, праздники и развлечения, выставки. [3,c.68]
Во время экскурсий и на занятиях в краеведческой комнате у детей появляется возможность узнать как можно больше о родном крае, например о том, в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, о театре старинных кукол, народных промыслах.
Краеведческая комната в детском саду при правильной организации работы может оказать неоценимую помощь педагогам по приобщению детей к культурно-историческому наследию своей страны. Занятия по краеведению могут оказать большую помощь в решении многих проблем воспитания культурной личности ребенка, помогут заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научат их правилам общения и умению жить среди людей.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник Масленицы. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине. [4,c.67]
Литература:
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] / Е. Ю. Александрова// Волгоград «Учитель»- 2007 г
2. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина [Текст]/ Л. А. Кондрыкинская//. Творческий центр. Москва- 2003 г.
3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / М. Д. Маханева//Творческий центр. Москва- 2009 г.
4. Натарова, В. И. Моя страна [Текст] / В. И. Натарова// Воронеж ТЦ «Учитель» -2005 г.