Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.10.2014

Статья просмотрена: 4453 раза

Библиографическое описание:

Челышева, А. А. Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи / А. А. Челышева, И. С. Огородова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 552-554. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13076/ (дата обращения: 16.11.2024).

Хорошо развитая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Современный ребенок в дошкольном возрасте должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; правильно произносить все звуки, воспроизводить слова со сложной слоговой структурой. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Ученым и педагогам известно, что недостаточно развитая речь у ребенка влечет за собой несформированность мелкой моторики. И наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

Индивидуальные занятия с логопедом строго регламентированы по времени, поэтому педагогу необходимо использовать в своей работе нетрадиционные методы коррекции, повышающие интерес детей к занятиям.

Одним из эффективных методов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, является Су-джок терапия (в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа), создателем которого является южно-корейский профессор Пак Чже Ву. В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.

Актуальность использования массажера Су-джок в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:

-        массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;

-        оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивая речь;

-        Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;

-        Су-джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик — две соединенные полусферы, внутри которого находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Приемы работы с Су-джок массажерами самые разнообразные.

Упражнения, выполняемые с массажными шариками:

-        удержание на расправленной ладони каждой руки;

-        удержание на расправленной ладони шарика, прижатого сверху ладонью правой руки, и наоборот;

-        сжимание и разжимание шарика в кулаке;

-        надавливание пальцами на иголочки шарика каждой руки;

-        надавливание щепотью каждой руки на иголочки шарика;

-        удержание шарика тремя пальцами каждой руки (большой, указательный, средний);

-        прокатывание шарика между ладонями;

-        перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;

-        подбрасывание шарика с последующим сжатием.

Упражнения, выполняемы с массажным кольцом:

-                  прокатывание кольца по каждому пальцу обеих рук.

Су-джок терапи проводится в 3 этапа:

1.    Знакомство с Су-джок массажером и правилами его использования.

2.    Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.

3.    Самостоятельное использование Су-джок массажера в игре.

Су-джок терапию рекомендовано применять с младшего дошкольного возраста, подготавливая моторику рук к последующему усложнению занятий (Таблица 1). Массируя мышцы руки, дети повторяют художественное слово и выполняют движения. Эту работу можно проводить утром в кругу общения, перед выполнением заданий, связанных с письмом, рисованием, лепкой, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.

Таким образом, Су-джок терапия — это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод развития речи дошкольников с речевыми нарушениями. Применение Су-джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышают функциональную и умственную работоспособность детей.

Таблица 1

Перспективный план по применению Су-джок терапии в младшей группе

Месяц

Су-джок

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

«Ёжик»

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки.

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке.

Фыркнул ёжик, отойдите, не просите,

не спешите,

Если отдам иголки, съедят меня волки.

(катать су-джок между ладонями)

Февраль

«Снежок»

Раз — два — три — четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий,

Но совсем-совсем не сладкий.

(катать су-джок между ладонями)

Март

«Мяч»

Я мячом круги катаю,

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

(выполнять действия, в соответствии с текстом)

Апрель

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде

(перекидывать шарик из руки в руку)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(сжимать, разжимать шарик в кулачке)

Май

«На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок!

(катать шарик на ладошке)

     

Литература:

1.                  Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2.                  Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. — С.78 -82.

3.                  Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская — М. АСТ, 2007 С. 94

4.                  Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А — КАРО, 2008 — С. 160

5.                  Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак — Су Джок Академия, 2009 — С. 208

6.                  Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб. Издательство «Лань», 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, рука, иголочка шарика, палец, развитая речь, ребенок, Су-джок терапии, шарик.


Похожие статьи

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование приёмов су-джок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ

Су-джок-терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Использование разных видов самомассажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения и речи

Использование логоритмических занятий в комплексе нейрореабилитации у детей с черепно-мозговой травмой

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда

Похожие статьи

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование приёмов су-джок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ

Су-джок-терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Использование разных видов самомассажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения и речи

Использование логоритмических занятий в комплексе нейрореабилитации у детей с черепно-мозговой травмой

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда

Задать вопрос