Хорошо развитая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Современный ребенок в дошкольном возрасте должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; правильно произносить все звуки, воспроизводить слова со сложной слоговой структурой. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Ученым и педагогам известно, что недостаточно развитая речь у ребенка влечет за собой несформированность мелкой моторики. И наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.
Индивидуальные занятия с логопедом строго регламентированы по времени, поэтому педагогу необходимо использовать в своей работе нетрадиционные методы коррекции, повышающие интерес детей к занятиям.
Одним из эффективных методов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, является Су-джок терапия (в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа), создателем которого является южно-корейский профессор Пак Чже Ву. В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.
Актуальность использования массажера Су-джок в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:
- массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;
- оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивая речь;
- Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;
- Су-джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик — две соединенные полусферы, внутри которого находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.
Приемы работы с Су-джок массажерами самые разнообразные.
Упражнения, выполняемые с массажными шариками:
- удержание на расправленной ладони каждой руки;
- удержание на расправленной ладони шарика, прижатого сверху ладонью правой руки, и наоборот;
- сжимание и разжимание шарика в кулаке;
- надавливание пальцами на иголочки шарика каждой руки;
- надавливание щепотью каждой руки на иголочки шарика;
- удержание шарика тремя пальцами каждой руки (большой, указательный, средний);
- прокатывание шарика между ладонями;
- перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;
- подбрасывание шарика с последующим сжатием.
Упражнения, выполняемы с массажным кольцом:
- прокатывание кольца по каждому пальцу обеих рук.
Су-джок терапи проводится в 3 этапа:
1. Знакомство с Су-джок массажером и правилами его использования.
2. Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.
3. Самостоятельное использование Су-джок массажера в игре.
Су-джок терапию рекомендовано применять с младшего дошкольного возраста, подготавливая моторику рук к последующему усложнению занятий (Таблица 1). Массируя мышцы руки, дети повторяют художественное слово и выполняют движения. Эту работу можно проводить утром в кругу общения, перед выполнением заданий, связанных с письмом, рисованием, лепкой, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Таким образом, Су-джок терапия — это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод развития речи дошкольников с речевыми нарушениями. Применение Су-джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышают функциональную и умственную работоспособность детей.
Таблица 1
Перспективный план по применению Су-джок терапии в младшей группе
Месяц |
Су-джок |
|
Сентябрь |
— |
|
Октябрь |
— |
|
Ноябрь |
— |
|
Декабрь |
— |
|
Январь |
«Ёжик» Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки. Нужно бельчонку сшить распашонку, Починить штанишки шалуну-зайчишке. Фыркнул ёжик, отойдите, не просите, не спешите, Если отдам иголки, съедят меня волки. (катать су-джок между ладонями) |
|
Февраль |
«Снежок» Раз — два — три — четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий, Но совсем-совсем не сладкий. (катать су-джок между ладонями) |
|
Март |
«Мяч» Я мячом круги катаю, Взад-вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. (выполнять действия, в соответствии с текстом) |
|
Апрель |
«Рыбки» Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде (перекидывать шарик из руки в руку) То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. (сжимать, разжимать шарик в кулачке) |
|
Май |
«На лужок» На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зелёный на лужок Приходи и ты, дружок! (катать шарик на ладошке) |
|
Литература:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. — С.78 -82.
3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская — М. АСТ, 2007 С. 94
4. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А — КАРО, 2008 — С. 160
5. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак — Су Джок Академия, 2009 — С. 208
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб. Издательство «Лань», 2002.