Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Борисова, Н. Ф. Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию / Н. Ф. Борисова, Г. С. Айрумян, А. Н. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 462-464. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13078/ (дата обращения: 18.12.2024).

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

(В. А. Сухомлинский).

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. На вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. В 2009 году утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, а 1 сентября 2013 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть программы содержит раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

«Портрет выпускника начальной школы» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования включает такие характеристики личности, как

-        уважение и принятие ценностей семьи и общества;

-        готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

-        доброжелательность, милосердие.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»

Дошкольное воспитание — это первое звено единой системы образования. Период дошкольного детства является очень важным в формировании личности ребенка, ведь после детского сада дети пойдут учиться в школу, поэтому необходимо дать детям не багаж знаний, а научить их добывать знания.

Работа в этом направлении начинается еще в детском саду. Воспитатели организуют совместную образовательную деятельность в игровой форме. Это путешествия, сказки, загадки, эксперименты и т. д.

Именно во время такой деятельности дети учатся наблюдать, сопоставлять, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Такая исследовательская деятельность значительно повышает у ребят уровень развития мышления, памяти, речи, внимания, воображения, мотивации к учебной деятельности, что очень важно для будущих первоклассников. На занятиях по подготовке к обучению грамоте и математики педагоги используют современные информационно-компьютерные технологии и наиболее эффективные методы работы.

Подготовка руки к письму осуществляется на занятиях по изобразительному искусству и ручному труду. Для нас будущий первоклассник — это здоровый ребёнок. Поэтому большое внимание уделяем физическому воспитанию детей. Для этого с детьми проводятся физкультурные занятия, занятия плаванием, закаливание, массаж, физиопроцедуры и т. д. Нельзя не сказать и о психолого-педагогическом сопровождении каждого ребёнка. Задача психолога на основе диагностики совместно с родителями вывести каждого выпускника до нормы личностного развития и психологической зрелости. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Необходимо обеспечить ребенку поддержку на этапе этого перехода.

Главная цель совместной деятельности — это создание условий для личностно ориентированного обучения. Можно определить три основных направления: методическая работа, работа с детьми, работа с родителями.

В работе используются разные формы методической работы: совместные педсоветы, круглые столы, посещение открытых занятий. На них обсуждается выбор программ и технологий, а также, как проходит школьная адаптация выпускников, отслеживаем их успеваемость. Воспитатели рассказывают учителям об их будущих учениках, достижениях и проблемах. Это помогает учителям осуществлять индивидуальный подход к каждому нашему воспитаннику.

Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Воспитатели совместно с учителями проводят родительские собрания, семинары- практикумы, консультируют родителей по подготовке детей к школе, дают рекомендации.

Проведение открытых мероприятий способствует определению единых подходов обучения и воспитания, выбору оптимальных средств развития детей.

Дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством» (по периодизации Д. Б. Эльконина). Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Психология дошкольников и младших школьников имеет очень много общего:

-        доверчивое подчинение авторитету взрослого;

-        повышенная восприимчивость ко всему новому, наивно-игровое отношение ко всему с чем сталкивается;

-        преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление).

При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адаптации выпускников в начальной школе многообразен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы.

Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения. Задачи каждой образовательной ступени в ФГОС четко определены на дошкольной ступени:

-        обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

-        развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

-        формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

-        развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);

-        приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; на ступени начальной и средней школы:

-        готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др);

-        желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

-        инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:

-        совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания;

-        осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

Обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни. В случае, если такие связи будут формальными, результата достигнуть не удастся.

Исследуя особенности психического развития детей, Л. С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. Особое внимание он уделял переходу к школьному обучению, считая, что ребёнок должен быть подготовлен к нему всем ходом предшествующего развития. При этом переходе происходит изменение всей системы его отношений с окружающим миром.

Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения, воспитания детей, является их атрибутом.

Очень многие первоклассники испытывают трудности на уроках письма. У детей в дошкольном возрасте медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6–7 годам ребёнок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Известный российский психофизиолог Марьяна Михайловна Безруких считает, что достаточно частой причиной возникновения трудностей обучения письму стала ситуация, связанная с очень ранним обучением ребёнка (до 5 лет). Причём обучение письму ведётся практически по программе 1-го класса. Детей в детских садах, в группах подготовки к школе учат курсивному письму, используя прописи для первоклассников.

Неадекватность требований при сверхраннем обучении письму создаёт условия для постоянного ожидания неудачи, ощущения тревоги, страха очередной ошибки.

Это эмоциональное напряжение и «нелюбовь» к письму сохраняются на долгие годы; исправить графическую нестабильность и неправильность письма при обучении в школе практически не удаётся.

Однако надо отметить, что в 5-6! летнем возрасте у детей возникает потребность в письме. Ребёнок пытается написать своё имя, фамилию, подписать свои рисунки, писать записки и даже сочинять собственные истории, сказки и т. п. Именно такое письмо является началом формирования письменной речи, развитие которой искусственно прерывается при обучении курсивному письму. Поэтому в 5–6 лет ребёнка желательно учить писать печатными буквами.

При подготовке детей к письму рисование является превосходной тренировкой графических умений. Рисование совершенствует координацию движений, развивает контроль мелких движений руки (кисти, пальцев). Можно порекомендовать рисовать как можно больше и хорошими карандашами. Для успешного осуществления преемственности предлагаю следующие формы работы:

-       взаимопосещение занятий учителями и воспитателями, анализ дидактических мероприятий;

-       индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми;

-       изучение личных дел, карт развития, диагностических материалов развития ребёнка;

-       совместный анализ деятельности по осуществлению преемственности в ДОУ и начальной школе.

Сложный блок работы учителя — родительские ожидания. Сколько родителей мечтают, чтобы ребёнок и английским владел, и на каком-либо инструменте играл, и пел, и изящно двигался. Действительно, всё это очень хорошо. Только период обучения в первом классе — не самое удачное время делать из ребёнка гармонично развитую личность.

Ребёнку нужно здоровье. Следует также отметить, что у многих первоклассников есть проблемы с устной речью. Хочется посоветовать родителям: больше разговаривайте с ребёнком дома, помогайте к словам-предметам подбирать слова-признаки, это делает речь более выразительной. Итак, родителям нужно учитывать индивидуальные особенности развития своего ребёнка. И только тогда подбирать соответствующую программу; учителя, который бы реализовал эту программу; школу. Очень часто от позиции родителей зависит «школьная» и даже жизненная успешность их ребёнка.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования — важный этап преемственности детского сада и школы.

Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.

Литература:

1.                 От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 304 с.

2.                 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.

3.                 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http: //do.isiorao.ru.

4.                 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Избр. пед. соч.: В 3-х Т. — М.: Педагогика, 1979. — 267с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, начальная школа, ребенок, дошкольное образование, окружающий мир, школа, письмо, родитель, учебная деятельность, дошкольное детство.


Похожие статьи

Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению с особенностями воспитания родителей

Роль интеллектуального развития в подготовке детей к обучению в школе

Сотрудничество ДОУ с семьей в подготовке детей к школьному обучению (из опыта работы)

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Интеграция общего и дополнительного образования как возможный путь повышения эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматривается содержание семейной творческой мастерской, как современной формы включения родителей воспитанников в совместную деятельность с детьми и педагогами.

Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа»

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольного обучения

Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации

Организация семейного досуга как условие эффективной адаптации ребенка в замещающей семье

Похожие статьи

Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению с особенностями воспитания родителей

Роль интеллектуального развития в подготовке детей к обучению в школе

Сотрудничество ДОУ с семьей в подготовке детей к школьному обучению (из опыта работы)

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Интеграция общего и дополнительного образования как возможный путь повышения эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматривается содержание семейной творческой мастерской, как современной формы включения родителей воспитанников в совместную деятельность с детьми и педагогами.

Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа»

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольного обучения

Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации

Организация семейного досуга как условие эффективной адаптации ребенка в замещающей семье

Задать вопрос