Роль упражнений на готовых чертежах в процессе обучения решению геометрических задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.10.2014

Статья просмотрена: 2866 раз

Библиографическое описание:

Крымская, Ю. А. Роль упражнений на готовых чертежах в процессе обучения решению геометрических задач / Ю. А. Крымская, С. Н. Ячинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 498-501. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13093/ (дата обращения: 17.10.2024).

В данной статье рассматривается роль упражнений на готовых чертежах в обучении решению геометрических задач. Приводится система упражнений, по теме «Признаки равенства треугольников», направленная на формирование действий, адекватных изучению понятий и теорем и способствующая обучению учащихся приемам работы с геометрическим чертежом.

Ключевые слова:упражнения на готовых чертежах, работа с чертежом, решение геометрической задачи.

Известно, что при обучении геометрии огромное значение имеет умение решать задачи, требующее установление соотношений между данными и искомыми. Часто связь между данными и искомыми задачи раскрывается не непосредственно, а в результате использования других данных, с помощью применения основных понятий и теорем.

При решении подобного рода задач проявляется уровень математического развития учащихся. Так как для того, чтобы ее решить необходимо умение работать с геометрическим чертежом, умение рассматривать и выделять на чертеже фигуры, нужные для решения. Анализируя условие задачи, учащиеся могут выделить нужные связи и отношения на чертеже. Для этого требуются хорошие знания основных понятий и теорем, умение анализировать, преобразовывать, переформулировать задачу, вести рассуждения, вычленять проблему, то есть достаточно высокая логическая подготовка.

Обучению учащихся приемам работы с чертежом способствуют упражнения на готовых чертежах, повышающиеся эффективность урока и положительно воздействующие на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Рассмотрим систему упражнений на готовых чертежах по теме «Признаки равенства треугольников», которые предлагаются учащимся, после изучения всех признаков равенства треугольников.

1.                  Найдите равные треугольники, пользуясь первым признаком равенства треугольников (рис.1).

2.                  Пользуясь вторым признаком равенства треугольников, выберите равные треугольники (рис. 2, а-г).

3.                  Пользуясь третьим признаком равенства треугольников, выберите равные треугольники (рис. 3, а-г).

Рис. 1.

Рис. 2.

4.                  Можно ли утверждать, что:

а)  (рис.1, а);         б)  (рис.1, б);

в) ЕК=ОР (рис. 1, в);           г) DE=VX (рис.2, в);

д)  (рис.2, г);         е)  (рис.3, а);

ж) AB=A1B1 (рис.3, б);         з)  (рис.3, в)?

Рис. 3.

5.                  Укажите равные треугольники, пользуясь признаками равенства треугольников (рис. 4).

После выполнения упражнений 1–3 на готовых чертежах, учитель может легко диагностировать уровень сформированности учебных действий у учащихся. Если они не выбрали случай г в первом упражнении, случаи а и г во втором и случаи а и в в третьем, то это свидетельствует о не сформированности действия распознавания ситуаций, удовлетворяющих соответственно первому, второму и третьему признаку равенства треугольников.

Если при выполнении упражнения 4 учащиеся допускают ошибки, то это свидетельствует о том, что не сформировано действие преобразования заключения теоремы и действие осмысления связей между элементами задачи.

В результате выполнения упражнения 5 учащиеся распознают равные треугольники, применяя самостоятельно один из необходимых признаков, оперируют свойствами равнобедренного треугольника, свойствами смежных и вертикальных углов.

Верное выполнение учащимися всех заданий свидетельствует о сформированности у них умения применять знания в новой, видоизменной ситуации, используя общелогические и эвристические действия, приемы.

Упражнения, предложенные учащимся, направленны на наглядное восприятие признаков равенства треугольников, формирование целостной системы знаний и умений по данной теме геометрии. Они способствуют своевременному выявлению отклонения в сформированности действий, адекватных изучению понятий и теорем, и внесению корректив и изменений в процесс обучения.

Практика обучения геометрии, опыт учителей свидетельствует о том, что целенаправленная работа по формированию и развитию умений решать геометрические задачи способствует усвоению учащимися теоретических знаний, применению их к решению разного типа задач. Упражнения на готовых чертежах позволяют совершенствовать процесс формирования умения решать геометрические задачи, оказывают положительное влияние на развитие пространственного воображения и творческого мышления, необходимого для решения стереометрических задач, усиливают прикладную направленность преподавания планиметрии. У учащихся формируются умения анализировать задачную ситуацию, заданную чертежом, обобщения и конкретизации чертежа. Они владеют методами и приемами исследования геометрической ситуации, геометрического чертежа, анализируют условие задачи и соотносят его с чертежом, выбирают наиболее эффективный способ решения задачи.

Литература:

1.         Новичкова Т. Ю., Гудкова В. С., Ячинова С. Н. Современные средства оценивания результатов обучения // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 740–742.

2.         Новичкова Т. Ю., Хвастунова Е. М., Ячинова С. Н. Критериальные задания как фактор совершенствования процесса обучения математике // Вестник магистратуры. 2014. № 6–1 (33). С. 125–127.

3.         Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособ. для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. — М.: Просвещение, 2002. — 224с.

4.         Титова Е. И., Чапрасова А. В., Ячинова С. Н. Формирование умений работы с чертежом в процессе решения геометрических задач // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С.269.

5.         Шатилова А. В. Обучение школьников составлению геометрических задач по готовым чертежам: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Саранск, 1997. — 16 с.

6.         Ячинова С. Н. Цели обучения как средство управления учебной деятельностью на уроке математики: дисс. … канд. пед. наук. — Пенза, 2003. — 165 с.

Основные термины (генерируются автоматически): признак равенства треугольников, чертеж, геометрический чертеж, учащийся, задача, обучение учащихся, прием работы, решение, система упражнений, условие задачи.


Ключевые слова

упражнения на готовых чертежах, работа с чертежом, решение геометрической задачи., решение геометрической задачи

Похожие статьи

Обучение учащихся использованию дополнительных построений в геометрических задачах

Статья посвящена проблеме обучения учащихся использованию дополнительных построений при решении геометрических задач, в частности использование плоскостного чертежа при решении стереометрических задач.

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»

В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».

Методическая разработка по математике. Тема: «Решение показательных уравнений и неравенств»

Данное учебно-методическое пособие содержит материал, расширяющий границы учебника, а также дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности. Особое место отводится методическим рекомендациям по изучению решени...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Основные методы, используемые при решении задач по химии

В данной статье рассмотрены способы решения стандартных (типовых) задач, в том числе и элементарных. Методика ориентирована в основном для школьников, впервые приступающих к решению задач повышенной сложности. Статья посвящена способам решения задач...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Разработка урока по алгебре в 7 классе по теме «Нестандартный способ решения систем линейных уравнений с двумя переменными»

В данной статье предлагается разработка урока алгебры в 7 классе по учебнику А. Г. Мордковича. Школьникам скоро предстоит сдавать экзамены, и многие из них хотят, как можно хорошо и быстро научиться решать задачи. И в таких случаях можно применять не...

Векторы в геометрических задачах

В настоящей работе излагаются методы решения геометрических задач с использованием аппарата векторной алгебры. В отличие от большинства имеющихся задач, где основной акцент сделан на изучении и закреплении формальных операций над векторами, в данной ...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...

Похожие статьи

Обучение учащихся использованию дополнительных построений в геометрических задачах

Статья посвящена проблеме обучения учащихся использованию дополнительных построений при решении геометрических задач, в частности использование плоскостного чертежа при решении стереометрических задач.

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»

В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».

Методическая разработка по математике. Тема: «Решение показательных уравнений и неравенств»

Данное учебно-методическое пособие содержит материал, расширяющий границы учебника, а также дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности. Особое место отводится методическим рекомендациям по изучению решени...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Основные методы, используемые при решении задач по химии

В данной статье рассмотрены способы решения стандартных (типовых) задач, в том числе и элементарных. Методика ориентирована в основном для школьников, впервые приступающих к решению задач повышенной сложности. Статья посвящена способам решения задач...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Разработка урока по алгебре в 7 классе по теме «Нестандартный способ решения систем линейных уравнений с двумя переменными»

В данной статье предлагается разработка урока алгебры в 7 классе по учебнику А. Г. Мордковича. Школьникам скоро предстоит сдавать экзамены, и многие из них хотят, как можно хорошо и быстро научиться решать задачи. И в таких случаях можно применять не...

Векторы в геометрических задачах

В настоящей работе излагаются методы решения геометрических задач с использованием аппарата векторной алгебры. В отличие от большинства имеющихся задач, где основной акцент сделан на изучении и закреплении формальных операций над векторами, в данной ...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...

Задать вопрос