Богатейшая мудрость и духовная красота наших предков до наших дней сохранились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом.
В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, как поощряли честный труд на земле.
Нельзя забывать, что в течение многих веков в народной художественной культуре отражались наиболее целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений стереотипы поведения в природной среде и социуме. Они обеспечивали выживания народа, помогали ему сохранить духовное и физическое здоровье. Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня- это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества. Особая роль в сохранении и распространении в обществе традиций русского и других народов отводится сегодня сфере общего и специального образования.
Особое место в распространении знаний о народной художественной культуре и воспитании детей и подростков на основе воплощённых в ней духовно-нравственных ценностей и идеалов должны занять дошкольные учреждения, школы, центры дополнительного образования. В настоящее время для таких учреждений созданы различные программы по народной культуре, разрабатываются современные методики этнокультурного образования. С древних времён народное художественное творчество было синкретичным. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах, связанных с циклом земледельческих работ. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на народных музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.
Единство многих видов искусств даёт основания для того, чтобы строить программу для вхождения в мир искусства, как в детском, так и во взрослом возрасте с такого же синкретического действия. Этот подход мы видим в лучших программах эстетического воспитания. Поэтому на ранних стадиях театрализованное музыкально-хореографическое действо, включающее в себе элементы всех видов искусств, является наиболее адекватным методом приобщения ребёнка к искусству. Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное –все это обеспечивает художественную деятельность в наиболее актуальным для личности период, которым является подростковый возраст. Ибо в подростковом возрасте художественная деятельность ребенка носит ограниченный характер и почти невосполнима в зрелом возрасте. Подросток стремится к активному действию в области искусства, его не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера.
Развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. Привыкая приводить в движения все умения и умственные силы в процессе занятия искусством, подросток впоследствии и распространяет эту способность и на другие виды деятельности.У подростка достаточно развит объем памяти, активно работает логическое и образное мышление.
Подростки активно участвуют в празднично обрядовой деятельности проводимые школой, вузом, регионом. Посещают, фольклорные студии в домах творчества, участвуют в фестивалях народного творчества. Развитие фольклорных форм творчества предполагает наличие определенного отношения к народной мудрости, принятие ее знаний, ценностей, норм, образцов, а также включение в деятельность по их по их освоению на уровне хранения, распространения, потребления и творчества. Таким образом, все выделенные виды интересов тесно взаимосвязаны и обусловливают включение подростка в творчество в фольклорных и других формах художественной деятельности.
Формирование личности через различные жанры и виды художественного творчества. Приобщение школьников к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобщение школьников к совокупности культурных ценностей народа несомненно способствует развитию их духовности, — представляющих собой интегрированное свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития и самосознания в целом. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души подрастающего поколения, началом становления личности. Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе. Воспитательная роль народной культуры и прежде всего — культуры традиционной проявляется через воздействие народных праздников — на каждого, будь это младший школьник или подросток. Таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни социума.
Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, и ее традиционных составляющих — воспитание населения, особенно детей и подростков, на наследии народной культуры, посредством ненавязчивых форм приобщения к её богатству; активизация участие всех желающих в разножанровых видах народного творчества.
Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений:
1) Создание атмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу подрастающего поколения, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2) Традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением зверей, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами. Они понимали праздники как период таинственности и священнодейства, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в это время исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии. Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.
Таким образом, танец позволяет человеку на внешнем невербальном уровне через движения выразить всё то, что он чувствует и ощущает внутри себя. Через танец возможно выражение морально-этических понятий- добро и зло, справедливость и неравенство, низость и благородство. Занятие танцами, как показывает практика, углубляют самопознание, меняя восприятие человеком самого себя и отношение к своему собственному телу в лучшую сторону. Танец способен освободить сознание от негативных переживаний и наполнить его положительным мироощущением. Почти все танцы всегда сопровождаются музыкой и ритмом, задающими скорость и структуру движений. Ритмические танцы оздоравливают человека, обогащают его сознания, придают уверенность в себя.
Музыка важна для музыкально-творческого развития личности. Музыка, как и танец, представляет невербальную форму выражения. Музыка- есть искусство интонируемого смысла. Обучаясь в музыкальной школе ребёнок развивает не только слуховую и музыкальную память, развивает чувства ритма, вокальные данные, но и главное познаёт историю музыкальной культуры, что так важно для развития гармоничной личности.
Устойчивой формой художественного творчества является народная песня, ведь песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности. Однако исконно народную музыку в науке принято называть музыкальным фольклором.
Знакомство с историей фольклора/мудрости народной/ обогащает знания ребёнка, воспитывает в нём любовь к национальной культуре. Начальной формой к знакомству с песенным творчеством у ребёнка являются «потешки» -забавы взрослых с детьми это первая ступень лестницы, ведущая к познанию богатств русского языка, к усвоению народного музыкально-поэтического творчества.
Практическая педагогика и искусство сочетаются в народных играх.
Многие игры крестьянских детей 19 в. Имитировали работу взрослых людей, производственные процессы: посев льна, мака, жатву. Их цель привить детям уважение к существующему порядку вещей, подготовить к труду, познакомить с традициями и обычаями. Игры-Образец жизни широких народных масс, существенное основание человеческого бытия (М. М. Бахтин) По толкованию современного ученого Г. Грачева, игра- категория мировоззренческая, она дает человеку ощущение бытия. В. Н. Всеволодский-Генгросс (1) народные игры делит на три типа:/драматические, круговые, хороводные/ включают в себя различные виды народного творчества: музыку, диалоги, ритмизованную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению. В драматической игре основой является художественный образ, психофизическое действие и диалог участников на производственные (охотничьи, скотоводческие и земледельческие) и бытовые темы(среди бытовых игр исследователь выделяет общественные, воспроизводящие исторические события и семейные: девичьи, любовные и. т.д.); спортивные (состязание физических и умственных способностей, совершенствования навыков); орнаментальные- с передвижением участников(круговые -внутри хоровода сюжет иллюстрируется жестами, мимикой и движениями, некруговые- игроки делятся на 2 партии).Через игру ребёнок познаёт окружающий мир; игра учит его чувству справедливости и уверенности в себе. Игрой в традиционной народной культуре назывались пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры и собрания молодежи. Игры песни, игры-хороводы, игры-сценки создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья яски. Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая — что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни. Заложенная в раннем возрасте любовь к национальной культуре, способствует развитие всесторонней гармоничной личности подростков, становлению истинных патриотов страны. Русские народные игры. С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он овладевает культурой взрослого мира, в котором он живет. Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы — внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер.
Устное народное творчество- /сказки, былины, поговорки, пословицы, загадки, песни, притчи/ составляют сокровищницу нашей культуры. Русские народные праздники и обряды — одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа фольклора. Фольклор выделился из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда к русскому народному устному фольклору относятся: сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т. п... В этом виде фольклора как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческих нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Постигая законы жизни с помощью малых жанров устного народного творчества, человек узнавал о мире не только серьёзную но и весёлую правду, учился думать, радоваться и шутить. Например, в сказках рассказываются о самых существенных вечных, волнующих каждого человека во все времена проблемах: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о благородстве и предательстве, о борьбе добра со злом. Сказочные образы яркие и запоминающиеся. Мотивы поступков просты: герои идут к цели не ведая сомнений и побеждают. Сказка — это забавная поучительная история. Воспитательные возможности сказки достаточно велики. Сказка учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен. Переосмыслив старую сказку, человек подключается к грандиозному источнику духовной энергии разных наций и поколений. Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу — с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «прятки», «салки», «волк и гуси», и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте. С одной стороны, детский фольклор представляет собой самостоятельное коллективное творчество детей, с другой стороны- выступает как творчество для детей. Детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительными потребностями народа» (1), писал Г. С. Виноградов.
Знакомство с художественным творчеством у ребёнка начинается с детства.
Важной составной частью воспитательной работы в детских учреждениях супруги Шацкие считали развитие у детей эстетического начала, эстетизацию жизни воспитанников. В своей воспитательной системе С. Т. Шацкий приводит пример гармоничного воспитания личности на базе 1-й детской станции, где проводилась большая работа по физическому и интеллектуальному развитию детей, был интересный опыт организации «детского сообщества», основанного на коллективизме. Красочные театральные зрелища: инсценировки событий жизни, пьес, массовые праздничные действия- всё это осуществлялось на педагогической станции педагогами и детьми совместно, основываясь на их творчестве и выдумке.
Передвижным театром руководил А. А. Фортунатов. В этом театре ставили произведения М. Ю. Лермонтова, Н.В, Гоголя, В. Гюго и других авторов. Театральные постановки способствовали их общему развитию детей, так и повышению культуры их местного населения. Театр был звеном связывающих детей и взрослых, а также формированию у воспитанников посредством театрального искусства чувств к прекрасному.
Литература:
1. Белозерова В.В., Празднично-обрядовая культура орловского края/ В. В. Белозерова -Орел, 2007.
2. Малая Н, Празднуем Ивану Купалу/ Н. Малая- Воспитание школьников, 2001г. № 4.
3. Мехова Т, Роль народной игры в формировании характера ребенка/ Т. Мехова-Воспитание школьников, 2001.№ 3.
4. Морфология обряда. Святочные игры и святочные гадания. Сборник докладов научно-практической конференции Заповедника народного бы та Иваново. Январь 2010. –Иваново: Роща Акадмии,2010.
5. Наумова Т, Что за Масленица без тройки/Т. Наумова.-Учительская газета., 2001.№ 14.
6. Петров В. М. Летние праздники, игры, забавы для детей/В. М. Петров-М.,2001.
7. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования.-М.: Лабиринт,2000.