Каждый народ или национальность духовно отличается от других, своими тысячелетними традициями, обрядами и культурными ценностями. Этот список можно продолжить, исчисляя ряд понятий по духовности человека. Но есть духовные, религиозные обряды и мероприятия, которые присущи только этому народу и которые сложно найти у других. Именно исходя из этого, все наследие народа издавна было включено в состав устного народного творчества и фольклора. Именно это наследие, встречаемое у каждого народа, служило основой для межкультурного разнообразия, с большой терпимостью к другим народам. Интенсивное развитие мира привело к изменениям, как в материальной, так и духовной отраслях. В итоге развитые общества проявляли свои возможности во всех сферах жизни. Именно в этот период ЮНЕСКО вышел с новой инициативой. Начался новый процесс по сохранению, пропаганде и передаче, из поколений в поколение, народного наследия, которое является уникальным для каждого народа, служит отличием от других, объединив их под понятием «Нематериальное культурное наследие». Позже принятая Конвенция стала огромным шагом в этой сфере.
Само понятие «Нематериальное культурное наследие» включает в себя обряды, традиции, уникальных форм выражения, диалекты, знания и навыки, а также связанные с ними предметы, инструменты, артефакты и культурные очаги. В свою очередь они признаны частью культурного наследия сообществ, групп людей и в отдельных случаях, определенных личностей. Это нематериальное культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение, создаются определенными сообществами и группами в тесной связи с природой, окружающей средой и собственной историей. Это формирует чувство уникальности и преемственности, тем самым содействует уважению разнообразности творчества и культуры всего человечества [1].
На сегодняшний день в нашей стране ведется 4 списка нематериального культурного наследия. Это:
1. Список объектов нематериального культурного наследия, нуждающегося в незамедлительной охране.
2. Список рекомендуемых кандидатов, на включение в Репрезентативный список мирового нематериального культурного наследия.
3. Национальный список нематериального культурного наследия.
4. Региональный список нематериального культурного наследия [2].
Внесения в список объектов нематериального культурного наследия проводится министерством по делам культуры и спорта Республики Узбекистан. Основой для включения в список является прошение от органов государственной местной власти, а также от юридических и физических лиц. Проводится историко-культурная экспертиза для выяснения к какому списку включается данное нематериальное культурное наследие. Экспертиза организовывается Республиканским научно-методическим центром народного творчества при Министерстве по делам культуры и спорта Республики Узбекистан. А проведение экспертизы возлагается на научно-методический совет, организованный при центре. В состав совета входят государственные органы, научные институты и учреждения, представители негосударственных, некоммерческих организаций, деятели, соискатели и квалифицированные специалисты, ведущие деятельность по сохранению и использованию нематериального культурного наследия. В связи с принятием международной Конвенции, объекты нематериального культурного наследия, вошедшие в ранее созданный «Список жемчужин устного и нематериального наследия человечества, вошли в вновь созданный «Репрезентативный список нематериального культурного наследия». В этот список в 2009 году вошла «Катта ашула» («Большая песня»), рекомендованная Узбекистаном и «Навруз», рекомендованный вместе с шестью другими странами. Таким образом, на данный момент, в Репрезентативный список включены 4 объекта нематериального культурного наследия, связанных с Узбекистаном, что является самым большим количеством, среди стран бывшего СССР. В целях организации работ по нематериальным культурным наследиям на национальном уровне, 7 октября 2010 года было принято специальное решение Кабинета министров Республики Узбекистан. Этим решением была одобрена «Государственная программа по защите, охране, пропаганде и использованию нематериального культурного наследия на 2010–2020 год»
Государственная программа состоит из девяти глав.
1. Усовершенствование нормативно-правовой базы, направленной на защиту, охрану и передачу нематериального культурного наследия следующему поколению, а так же системы административного управления.
2. Научное изучение и организация исследования нематериального культурного наследия.
3. Регистрация и документирование данных о нематериальном культурном наследии.
4. Подготовка специалистов и организация повышения квалификации.
5. Практические меры по охране объектов нематериального культурного наследия.
6. Агитационно-пропагандическая деятельность об организации зашиты и охраны нематериального культурного наследия.
7. Развития сети сотрудничества по охране нематериального культурного наследия.
8. Широкое использование программ культурного туризма в агитации охраны нематериального культурного наследия.
9. Усовершенствование системы финансирования охраны образцов нематериального культурного наследия [7].
На 57 пункте Государственной программы определены основные направления защиты, охраны, пропаганды и использования нематериального культурного наследия на 10 лет. В главе «Научное изучение и организация исследования нематериального культурного наследия» предусмотрено проведение Республиканских и международных научно-практических конференций, каждые два года, начиная с 2011 года. 25 июня 2011 года была проведена первая Республиканская конференция. В ней были рассмотрены вопросы о юридических основах защиты нематериального культурного наследия, порядок ведения списков, организации регистрирования, международное сотрудничество, укрепление связи между государственными и негосударственными организациями, организации фольклорных экспедиций и принятие соответствующих постановлений. В феврале 2012 года в Ташкенте был организован Республиканский учебный семинар, в котором в основном были рассмотрены вопросы по организации регистрирования нематериального культурного наследия. По результатам экспедиции, организованной в Ферганскую долину в апреле 2012 года, была проведена очередная конференция. Из этого видно как выполняется государственная программа — запланированная, на каждые два года конференция, почти за один год было проведено три раза и организовано обсуждение основных вопросов, указанных на ней. В этой главе возлагается обязанность на Комитет по согласованию развития науки и технологии по обеспечению выделения грантов по всем направлениям нематериального культурного наследия, усиления научно-исследовательской деятельности, привлечения молодых ученых на исследовательские работы.
На Академию наук Узбекистана возлагаются следующие обязанности:
- Тщательное изучение исторических рукописей, фонограмм раскрывающие историческую сущность нематериального культурного наследия и издания на разных языках в печатном виде и на современных носителях.
- Исследования истории восстановления Навруза в Узбекистане и обогащение формы и содержания в годы независимости.
- Подготовку сто томного издания «Узбекские памятники народного творчества» с включением текста произведения, нот и примечаний.
- Организацию деятельности специального отделения занимающейся вопросами нематериального культурного наследия.
На данный момент начались работы по подготовке сто томного издания. По плану, разработанному отделом фольклористики института Языка и литературы имени Алишера Наваи академии наук, готовится к изданию сборник самых ярких образцов народного творчества по всем жанрам.
В данной главе Министерство по делам культуры и спорта обязывается:
- Организация комплексной фольклорной экспедиции по областям Сурхандарё, Кашкадарё, Самарканд, Наваи, Бухара, Хорезм и по Республике Каракалпакстан и по Ферганской долине.
- Организация записи фольклора узбеков живущих на территории Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Афганистана и Китая.
- Усиления деятельности по фундаментальному научному исследованию народных эпосов «Гуругли», «Алпамыш» и др.
- Организация издания полного собрания и сбор данных по традиционной узбекской музыке.
На данный момент разработан план по организацию экспедиции на регионы страны и ближайших государств. Текст эпоса «Алпамыш» на узбекском, русском и английском языке переданы для включения в цифровой архив организованный комитетом «Сказательное творчество Центральной Азии и Кореи». В 2011 и 2012 году были объявлены конкурсы сценариев на основе произведений включенных в этот архив. Лучшие сценарии были переданы на постановку. Так же запланированы работы по подготовке к изданию многотомной антологии «Узбекская традиционная музыка». В антологию войдут «Шашмаком», макомы Харезмского и Ферганско-Ташкентского направления, макомы дутара и сурная, «Феруз» и «Ушшок». А также планируется создания мультимедийных средств, с записью современных исполнителей для использования в образовательных программах. На данный момент привлечены ведущие специалисты для сбора и записи макома Ферганско-Ташкентского направления. Записаны более 300 песен и мелодий в исполнении более 100 певцов и музыкантов в рамках проекта ЮНЕСКО по документации каракалпакской традиционной музыки. Первые образцы выпущены во Франции виде аудиодисков.
Обязанности по регистрацию и документации данных о нематериальном культурном наследии (3 глава) полностью возложены на Министерство по делам культуры и спорта. На данный момент разработаны модели по документации, архивации и организации базы данных и по четырем спискам созданным в нашей стране, включаются объекты нематериального культурного наследия и организовано регулярное обновление базы данных.
Самая большая глава Государственной программы — «Подготовка специалистов и организация повышения квалификации». Вот основные задачи, сформулированные в тринадцати пунктах этой главы:
- Внедрение в процесс образования проблем нематериального культурного наследия.
- Достижение популярности нематериального культурного наследия среди молодежи.
- Воспитание молодого поколения на основе образцов нематериального культурного наследия.
- Подготовка кадров в сфере нематериального культурного наследия.
- Повышение квалификации и переподготовку кадров сферы нематериального культурного наследия.
Для решения этих задач необходимо достичь освещения вопросов нематериального культурного наследия с средних школ до всех уровней высшего образования; внешкольных образовательных программах; привлечения молодежи в процесс сбора и документации нематериального культурного наследия; организация смотр-конкурсов с их участием; организация выставок; поощрения и поддержка научно-исследовательской деятельности в области нематериального культурного наследия.
В главе «Практические меры по охране объектов нематериального культурного наследия» основные задачи распределены главным образом между Академией наук Узбекистана, Национальным информационным агентством, национальным агентством «Узбеккино», Министерством по делам культуры и спорта, Национальной компанией «Узбектуризм» и д. р. Основные задачи этой главы могут быть сформулированы следующим образом:
- Издание сборников пословиц, поговорок, легенд, притчей и сказаний;
- Обеспечение создания сценических произведений воспевающие национальные ценности и традиции;
- Организация деятельности специализированного научно-популярного журнала «Мерос» («Наследие»);
- Организация реализации и существенная поддержка создания печатных изданий, аудио и видео материалов, предметов ремесленничества;
- Проведение народных гуляний и фестивалей.
Шестая глава направлена на вопросы Агитационно-пропагандической деятельности, по организацию зашиты и охраны нематериального культурного наследия. В ней шесть пунктов и основными исполнителями пропаганды в средствах массовой информации указаны:
- Национальная телерадиокомпания, Национальная ассоциация электронных средств массовых информации Узбекистана, агентство печати и информатизации Узбекистана, национальное информационное агентство Узбекистана. На них возлагается ответственность по широкой пропаганде в средствах массовой информации деятельности по охране, защите и использования объектов нематериального культурного наследия, а так же освещение проводимых работ и передового опыта. Из этого следует: освещение деятельности государственных и негосударственных организаций; новых инициатив; роль нематериального культурного наследия в обеспечении социального взаимодействия; отдельное внимание уделять на участия экспертов и специалистов в телевизионных и радио программах. Вместе с этим рекомендуется обратить внимание на широкое освещение в печатных информационных изданиях.
- Министерству по делам культуры и спорта Республики Узбекистана в сотрудничестве с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана возлагается ответственность организация проведения ежегодных фестивалей нацеленных на пропаганду нематериального культурного наследия; в сотрудничестве с фондом «Махалля» организация конкурса «Самый активный участник и агитатор нематериального культурного наследия» с районными, областными и Республиканскими этапами.
- Национальному агентству «Узбеккино» возлагается ответственность за создания и организацию показа, по меньшей мере, двух художественных, четырех мультипликационных и пяти документальных фильмов где основной темой будет история и культура нашего народа, патриотизм и героизм народных героев, национальные духовные ценности и традиции.
Не смотря на то, что основным исполнителем указано Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, для выполнения задач требуется сотрудничество многих государственных и негосударственных организаций и учреждений. Именно в этих целях одна глава Государственной программы посвящена вопросам развития сети сотрудничества государственных, негосударственных организаций и учреждений. Самыми главными задачами в этой главе указаны:
- Создание ассоциации негосударственных организаций и учреждений, занимающихся вопросами нематериального культурного наследия;
- Содействие и координация проводимых конкурсов, фестивалей, смотров и выставок в области нематериального культурного наследия организованных государственными и негосударственными организациями и учреждениями.
Исполнителями данных задач указаны Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, Академия наук Узбекистана, Художественная академия Узбекистана, ассоциация ремесленников, международный фонд «Золотое наследие», Республиканский фонд «Махалля».
Роль туристических организаций в пропаганде существующих образцов нематериального культурного наследия в нашей стране очень велика. Только при помощи деятельности этих организаций имеем возможность в полный рост показать духовное наследие нашей страны, как иностранным туристам, так и нашему населению. Расширение возможностей этих компаний предусмотрено в восьмой главе Государственной программы «Широкое использование программ культурного туризма в агитации охраны нематериального культурного наследия». Естественно основным исполнителем является национальная компания «Узбектуризм». Мероприятия, указанные в данной главе:
- Пополнения туристических программ примерами нематериального культурного наследия таких как «Шашмаком», «Катта ашула», «Улан», «Дастан», «Бахши», «Лапар», «Тановар», маскарабазы, канатоходство, кукловодство, «Купкари», разные национальные игры, национальные танцы;
- Включения в туристические программы таких регионов как Байсун, Нурата, Чуст, Кармана, Шеробод и т. д.
- Широкая пропаганда предметов национального ремесленничества, народных инструментов, традиционных нарядов среди туристических групп;
- Усиления широкой пропаганды образцов нематериального культурного наследия среди учеников и студентов.
По данным туристических организаций в последнее время повышается интерес к национальным традициям и обрядам, природе нашей страны, образу жизни нашего народа среди иностранных туристов, посещающих Узбекистан. Туристические организации в свою очередь проявляют большой интерес к открытию новых мест, людей, групп и сообществ, пропагандирующих нематериальное культурное наследие нашего народа. Эффективно используя эти возможности можно материально-финансово заинтересовать хранителей и пропагандистов нематериального культурного наследия. Для этого необходимо создания связи сотрудничества между туристическими организациями и учреждениями, ведущими деятельность по вопросам нематериального культурного наследия. По данным только в городе Ташкент каждый день пребывает 2000 туристов. По информациям полученных от туристических организаций большая часть этих гостей хотели бы посетить национальную концертную программу по вечерам. На данный момент, к сожалению, нет площадок для регулярного представления концертной программы, и в следствии туристические организации не имеют возможности включить их в программу.
Последняя — седьмая глава направлена на усовершенствования системы финансирования. В ней наряду с вопросами по финансированию специальных фольклорных экспедиций, финансовыми поощрениями студентов и учащихся, привлеченных на сбор образцов нематериального культурного наследия, рассматривается привлечения капитала спонсоров и международных организаций, специализирующихся на сотрудничестве по нематериальному культурному наследию на вышеуказанные цели. В данный момент организовано включения финансирования фольклорных экспедиций в годовом плане ответственных организаций. Но полное финансирование вопросов привлечения учащихся и студентов направления нематериального культурного наследия пока не решены. Для этого необходимо соответствующим учебным организациям включить в свою ежегодную смету расходы по финансовому обеспечению данного процесса и обосновать их. Только после этого станет возможным выполнения задач поставленных в этой главе Государственной программы. С момента утверждения Государственной программы по нынешний день проделан ряд работ по привлечению капитала спонсоров и международных организаций. В частности, Республиканским научно-методическим центром народного творчества при спонсорской поддержке отдела Духовности и просвещения района Шурчи, Сурхандарьинской области, было издано пособие «Сурханская школа танца». Для приобретения технических средств, в вновь созданный отдел Документирования этого центра привлечены средства ЮНЕСКО в размере восемнадцати тысячи долларов США. А так же для разработки модели документирования и организации комплексной экспедиции были привлечены средства центра ЮНЕСКО по Азиатским и Тихо океанским государствам — ICHCAP (Республика Корея) в размере десяти тысяч долларов США.
Если взглянуть на деятельность регулярных фестивалей, конкурсов, смотров проводимых Министерством по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, то можно заметить широкомасштабное разнообразия организованных мероприятий всего одного учреждения. Только Республиканским научно-методическим центром народного творчества регулярно проводиться мероприятия включающих в себя следующие:
- Республиканский смотр-конкурс аскии и острословия;
- Республиканский смотр-конкурс исполнителей Катта ашула и ансамблей макома;
- Республиканский фестиваль народных и кукольных театров;
- Праздник кукловодства и куклопроизводства;
- Республиканский смотр-конкурс исполнителей Алла, Лапар и Ялла;
- Республиканский фестиваль фольклорно-этнографических ансамблей;
- Республиканский смотр-конкурс исполнителей исторических музыкальных инструментов;
- Республиканский конкурс ансамблей песен и танцев;
- Республиканский фестиваль народных канатоходцев и традиционных цирковых коллективов;
- Традиционный фестиваль фольклора «Мы пришли петь улан»;
- Поезда «Народное творчество» и «Нематериальное культурное наследие»;
- Телефестиваль «Мелодии древнего края» и т. д.
Вышеуказанные мероприятия только те, которые тесно связаны с нематериальным культурным наследием. Кроме этого Министерством высшего и средне-специального образования, Министерством народного образования и другими министерствами и учреждениями проводится ряд мероприятий связанные с нематериальным культурным наследием.
Эти мероприятия помогают выявить талантливых исполнителей, неизвестных доселе произведений и популяризации ценностей нематериального культурного наследия. Много мероприятий проводятся Республиканским комитетом женщин, международным фондом «Золотое наследие», Республиканским фондом «Махалля», Молодежным социальным движением «Камолот» и органами местного самоуправления.
Большим достижением можно считать создания законного основания по охране нематериального культурного наследия, принятия Государственной программы, разработка право-нормативной документации, и четкое определение учреждений, координирующие деятельность на Республиканском и местном уровне.
7 октября 2010 года — день принятия Государственной программы, является началом нового этапа в вопросах защиты, охраны и использования нематериального культурного наследия в Узбекистане и служит резким толчком вперед!
Литература:
1. Международная конвенсия об охране нематериалъного кулътурного наследия. Статъя 2.
2. http: www.nmm.uz
3. http: www.unesco.org (YUNESKO)
4. http: www.wikipedia.org/wiki/Intangble cultural heritage
5. portal.unesko.org/culture/en
6. wn.com/ intangble cultural heritage
7. «Государственная программа по защите, охране, пропаганде и использованию нематериального культурного наследия на 2010–2020 год»