В статье анализируется общие тенденции в использовании GI при рендере изображений проектируемых объектов профессиональными и молодыми архитекторами на основе анализа материалов архитектурных конкурсов.
Ключевые слова: рендер, Global Illumination (GI), архитектурный конкурс.
Проведение различных архитектурных конкурсов среди профессиональных и молодых архитекторов всегда побуждает участников представить свои проекты в наиболее выгодной форме. Наиболее доступной для понимания и восприятия формой подачи материалов является визуализация по качеству близкая к фотографии. Несмотря на то, что это наиболее затратный и трудоемкий вариант он достаточно широко распространен, что способствует хорошему восприятию конкурсной работы.
Одним из условий достижения фотокачества изображений является использование при рендере Global Illumination (GI) так как его учет при расчете освещения сцены дает возможность воспроизводить естественные световые явления.
Анализ работ участников различных архитектурных конкурсов показывает, что среди профессиональных архитекторов, так и среди молодых архитекторов и студентов широко применяется тонирование изображений с учетом GI. Однако не все работы проиллюстрированы изображениями с явными признаками учета GI при рендере. Как правило, в конкурсном мероприятии всегда присутствует доля проектов представляемых тонированными изображениями полученными без учета GI.
Проведенный анализ материалов архитектурных конкурсов Зодчество» (г. Москва), «Золотая капитель» (г. Новосибирск), «Белая башня» (г. Екатеринбург) с 2011 по 2013 годы в разделах «Проекты», «Архмолодежь» и «Творчество молодых архитекторов» выявил количество конкурсных работ изображения которых получены с учетом GI при рендере, без учета GI, а также работы с отсутствием явных признаков учета GI или его отсутствия [1, 2].
На рис. 1 представлены обобщенные данные проведенного анализа упомянутых конкурсов в разделах «Архмолодежь» (2012, 2013 гг.) и «Творчество молодых архитекторов» (2011, 2012 гг.) т. е. среди молодых архитекторов и студентов. А также обобщенные данные проведенного анализа в разделе «Проекты» (2011, 2012, 2013 гг.) т. е. среди авторов, являющихся профессиональными архитекторами.
Рис. 1. Количество работ на конкурсах «Зодчество», «Золотая капитель», «Белая башня»: 1 — изображения с признаками учета GI при рендере; 2 — изображения без признаков учета GI при рендере или его отсутствия; 3 — изображения с признаками отсутствия учета GI при рендере
В обоих случаях среди молодых и профессиональных архитекторов четко выделяются три основные группы работ. Первая группа — тонированные изображения с учетом GI при рендере. Вторая группа — явные признаки учета GI или его не учета на изображениях отсутствуют. И третья группа — тонированные изображения с четкими признаками отсутствия GI при визуализации.
Объем конкурсных материалов, где использовались изображения, полученные с учетом GI наибольшее, и составляет 50 до 62 % от всего количества работ-участников. Количество работ, где использовались тонированные изображения представляемых объектов, полученные без учета GI при рендере, составляет 27 до 29 %. Представленные проекты, про изображения которых сложно четко утверждать, что они получены с учетом GI или без, составило 23 до 16 %.
Таким образом, можно отметить, что в среде профессиональных сложившихся архитекторов и в среде молодых специалистов и студентов применяются различные способы получения изображений как с учетом GI при тонировании, так и без учета GI.
Явное большинство участников конкурсов представляет свои работы изображениями приближенном к фотокачеству в реалистичном стиле и делают тонирование с учетом GI. Их общее количество составляет в среднем 56 %. Количество же архитекторов предпочитающих работать в более простой манере и делать рендер проектируемых объектов без учета GI примерно в два раза меньше, в среднем 28 %. Доля работ без явных признаков учета или отсутствия GI составила 20 %.
Из этого можно сделать вывод, что как в среде профессиональных архитекторов, так и в среде молодых специалистов большинство участников предпочитают представлять свои работы изображениями, получаемыми с учетом GI. Это позволяет добиться высокой степени фотореализма изображений представляемых архитектурных объектов. Но существует приверженцы более простых и быстрых способов рендера изображений, без учета GI. Несмотря на меньшую фотореалистичность получаемых изображений, упрощенные способы тонирования изображений так же находят применение на практике. А получаемые при этом изображения могут вполне достойно иллюстрировать проект.
В зависимости от конкретных условий и задачей стоящей перед архитектором, оптимальным может быть способ рендера как с учетом GI так и без него. Наличие вычислительных мощностей, квалификации исполнителя, достаточного количества времени на выполнение работы — факторы влияющие выбор между сложным фотореалистичным рендером с учетом GI или более простым, без учета GI. Как показывает практика, для 28 % участников проанализированных конкурсов более логичным и правильным решением стало использование простых не фотореалистичных рендеров, без учета GI. То есть, более четверти всех конкурсантов, исходя из своих конкретных условий, делают сознательный выбор в пользу более простого и менее фотореалистичного рендера.
Не взирая на то, что изображения фотокачества «превосходят» по степени реализма изображения выполненные в другой манере, наградами конкурсов отмечаются проекты иллюстрированные как и в фотореалистичной манере, так и в условно «простой» графике.
Нужно так же помнить, что конкурсной оценке подвергается заложенный архитектурный замысел, а не степень реалистичности визуализации. Убедительная же визуализация лишь способствует лучшему восприятию замысла.
Таким образом, анализ представленных конкурсных материалов среди групп профессиональных и молодых архитекторов показал, что для получения изображений проекта на практике применяются как простые способы тонирования, так и более сложные с учетом GI при рендере. В обеих группах наибольшее количество работ иллюстрируется изображениями, полученными с учетом GI, в качестве близком к фотореалистичному. И явно меньшее количество работ представляется изображениями, полученными более простыми способами тонирования без учета GI.
Литература:
1. Сазанов Е. А. Целесообразность учета GI при рендере: анализ конкурсных работ молодых архитекторов и студентов [Текст] / Е. А. Сазанов // Молодой ученый. — 2014. — № 11. — С. 111–113.
2. Сазанов Е. А. Целесообразность учета GI при рендере: анализ работ профессиональных архитекторов-участников архитектурных конкурсов [Текст] / Е. А. Сазанов // САПР и графика. — 2014. — № 8. — С. 6–7.