Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.
Ключевые слова:учебно-методическое обеспечение (УМО), образовательный процесс, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Основным инструментом организации образовательного процесса является учебно-методическое обеспечение, которое непосредственно отражает как способы построения учебного процесса, так и дает достаточно полное представление об объеме содержания обучения, подлежащего усвоению.
Основная цель учебно-методического обеспечения — создание условий для реализации требований ФГОС посредством предоставления, обучающимся полного комплекта учебно-методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей обязательной и вариативной частей образовательной программы. [1, с 3–4]
Учебно-методическое обеспечение позволяет:
1. систематизировать нормативные документы, методические материалы и средства обучения;
2. повысить эффективность и качество учебных занятий;
3. сформировать систему объективной оценки компетенций обучающихся и выпускников.
Одной из приоритетных задач системы среднего профессионального образования является создание условий для роста и развития личности в образовательном процессе. От того на сколько специалист адаптирован к трудностям, глобальным изменениям в экономике и на рынке труда, стоек к конкурентоспособности, будет зависеть возможность его дальнейшее трудоустройства. Это обусловливается наличием таких факторов, как качественное овладение профессиональными и специальными знаниями, развитием творческих и познавательных способностей, расширением кругозора, улучшением поведения учащихся.
Опираясь на компетенции учащихся, закрепленные Федеральным государственным образовательным стандартом, среднее профессиональное образование пересматривает организацию образовательного процесса, формирование учебно-методического обеспечения, содержание образование, основанных, в первую очередь, на требованиях работодателей и рынка труда.
Обязательный показатель соответствия содержания и качества подготовки, обучающихся и выпускников требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов — стопроцентная обеспеченность всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией. Таким образом, нормативно определена роль учебно-методического обеспечения образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, как неотъемлемого условия, определяющего содержание и качество подготовки. [2]
Формирование оптимального учебно-методического обеспечения образовательного процесса в колледже весьма сложная и трудоемкая задача. К основным факторам, влияющим на формирование содержания УМО, относятся:
1. Наличие нормативной и учебно-методической документации, в соответствии с ФГОС.
2. Квалификация педагогического персонала. Энтузиазм, готовность к нововведениям.
3. Материально-техническая база образовательного учреждения.
4. Использование инновационных методов в обучении.
5. Уровень научно-технического процесса.
6. Наличие качественных учебников по общетехническому и профессиональному циклу.
7. Наличие комплексного дидактического материала, который позволяет учащемуся достигать требуемого уровня усвоения теоретических знаний и практических навыков;
8. Обеспечение образовательного процесса по каждой дисциплине и различным видам практик.
9. Разнообразие и комплексность.
10. Соответствие документации вариативным образовательным программам.
11. Наличие объективных методов контроля качества организации образовательного процесса со стороны администрации и педагогов.
12. Разработка учебно-методических комплексов для всех видов учебной деятельности учащихся. Наряду с этим, необходимо знание исходных понятий и сущности учебно-методического комплекса дисциплины, его состава, структуры, содержания, требований к разработке, технологий и методик проектирования, так как именно УМК является одной из важных составляющих УМО.
Одним из необходимых условий решения поставленных задач является обновление содержания профессионального образования, в связи, с чем актуализируется проблема определения источников, механизмов, способов и условий его обновления. Общепризнанным становится утверждение, что искомый результат реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, соответствующий новой системе показателей качества образования, должен обеспечиваться новым поколением учебно-методического обеспечения образовательного процесса. [3, с.129–132]
В качестве основных показателей в области проектирования и разработки УМО следует выделить:
1. участие в разработке методического обеспечения;
2. особенности мотивации преподавателя в процессе проектирования;
3. наличие определенной структуры и содержание образования.
Важным является решение задачи разработки методики проектирования и создания учебно-методической обеспечения для специальных технических дисциплин, а именно выработка способов, позволяющих практически реализовать потенциал теории учебной литературы при ее разработке с обеспечением высоких показателей качества образования. [4]
К сожалению, современные научно-педагогические исследования редко учитываются при проектировании УМО, качество преподавания снижается, образовательный процесс становится не продуктивным.
Основополагающие условия при проектировании учебно-методического обеспечения:
1. владение необходимыми знаниями в области современной дидактики,
2. умение вести научно-методическую и учебно-методическую работы,
3. наличие систематики учебных и воспитательных задач,
4. умение грамотно, как письменно, так и устно, изложить предметный материал,
5. наличие адекватной системы оценки и контроля знаний.
6. соответствие ФГОС учебно-методических и обучающих разработок преподавателей.
Успешное решение профессионально-значимых задач должно базироваться на прочном научном фундаменте, гарантирующем соблюдение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, использование интерактивных технологий обучения, освоение стратегий и технологий применения знаний, связь изучаемого материала с проблемами повседневной жизни. [5]
Проектирование и реализация образовательного процесса на основе комплексного осуществления учебно-методического обеспечения обеспечит высокую результативность обучения. Чем качественнее сформировано УМО, тем продуктивнее достигаются поставленные цели, а значит, формируется настоящий специалист.
Литература:
1. Методическое руководство по разработке учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования / [Текст]: сост. В. В. Майер [др.]. — Тюмень: Издательский центр БИК ТюмГНГУ 2012. — 88 с.
2. Приказ Рособрнадзора РФ от 25.10.2011 № 2267 «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования».
3. Саадуев М. С. О некоторых аспектах проблемы обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе [Текст] / М. С. Саадуев // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 129–132.
4. Кишкель, Е. Н. Совершенствование методики разработки учебника (На примере учебников по управлению для среднего профессионального образования): Дис. канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 2003.
5. Зимина, О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика / О. В. Зимина. — М.: Изд-во МЭИ, 2003. — 336 с.