Внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц при утверждении конкурсного управляющего | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.10.2014

Статья просмотрена: 6142 раза

Библиографическое описание:

Куликова, Т. В. Внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц при утверждении конкурсного управляющего / Т. В. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 700-702. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13129/ (дата обращения: 19.12.2024).

 

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает несколько процедур, применяемых в деле о банкротстве:

-        наблюдение;

-        финансовое оздоровление;

-        внешнее управление;

-        конкурсное производство;

-        мировое соглашение [1].

После принятия решения Арбитражным судом о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, назначается конкурсный управляющий. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Таким образом, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, подлежат изменению.

Единый государственный реестр юридических лиц содержит все необходимые общедоступные сведения об организациях. В соответствии с Приказом Минфина России от 23.11.2011 г. № 158н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов», для получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, необходимо сдать запрос о предоставлении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и (или) документов о конкретном юридическом лице. Данные выписки предоставляются за плату [2].

На бесплатной основе, общедоступные сведения, можно посмотреть на официальном сайте налогового органа. Это такие сведения, как: адрес места нахождения, фамилию, имя, отчество всех учредителей, а также единолично исполнительного органа организации (директора).

Любые изменения сведений, содержащихся как в учредительных документах юридического лица, так и в едином государственном реестре юридических лиц, подлежат государственной регистрации. Уведомить регистрирующий орган, посредством подачи пакета необходимых документов, согласно Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», могут:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления [3].

Вопрос о том кто должен уведомить регистрирующий орган о смене руководителя организации (директора) на конкурсного управляющего является не до конца разрешенным.

При разрешении судебных споров, возникающих в процессе банкротства, применяется специальное законодательство — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Данный закон не содержит норм, регулирующих порядок внесения записей в единый государственный реестр юридических лиц (за исключением порядка внесения записи в реестр о ликвидации должника по завершении конкурсного производства — статья 149 Закона о банкротстве).

Так как в Законе о банкротстве эта обязанность не предусмотрена, можно сделать вывод о том, что регистрирующий орган должен самостоятельно внести подобные изменения на основании определения Арбитражного суда. А Арбитражный суд в свою очередь обязан направить данные сведения в регистрирующий орган, в котором зарегистрировано юридическое лицо.

Однако, сложилась иная судебная практика. Так в Постановлении Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 15.07.2014 г. по делу № А12–28445/2013 говорится о том, что:

«Суды первой и апелляционной инстанций, основываясь на пункте 1 статьи 20.3, статье 127, пункте 2 статьи 126, пункте 1 статьи 129, пункте 2 статьи 144, пункте 6 статьи 28 и пункте 2 статьи 128 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), пришли к обоснованному выводу о том, что полномочия конкурсного управляющего, в том числе и его полномочия как руководителя должника, возникают на основании судебного акта арбитражного суда об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего, принятого в рамках дела о банкротстве.

Однако вывод апелляционного суда о том, что Закон о банкротстве имеет приоритетное значение по отношению к Закону о государственной регистрации, является ошибочным. Данные законы регулируют различные общественные отношения, при этом Закон о банкротстве не регулирует порядок государственной регистрации юридических лиц и порядок внесения записей в ЕГРЮЛ (за исключением порядка внесения записи в реестр о ликвидации должника по завершении конкурсного производства — статья 149 Закона о банкротстве).

Федеральная налоговая служба как уполномоченный орган Российской Федерации в соответствии с Законом о государственной регистрации осуществляет государственную регистрацию юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Регистрация сведений, вносимых в единые государственные реестры, производится в порядке и на основаниях, установленных этим Законом. Определение арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего, обязательное для исполнения всеми лицам на территории Российской Федерации в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является только одним из оснований совершения регистрационных действий, при этом должен быть соблюден установленный законом порядок регистрации.

Регистрирующий орган в письме от 01.11.2013 № 19–20/28749 правомерно указал на необходимость представления в целях государственной регистрации сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Глор» заявления по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере регистрации, как это предусмотрено пунктом 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации.

Отсутствие заявления, поданного по установленной форме с соблюдением установленного законом порядка обращения в регистрирующий орган, препятствует совершению регистрационных действий и является основанием для отказа в их совершении в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации». [4].

Данная практика по нашему мнению является не самой удачной. На сайте Арбитражного суда можно встретить множество споров о привлечении арбитражных управляющих к ответственности за бездействие. Следовательно, недобросовестный конкурсный управляющий может не вовремя обратиться в налоговый орган с заявлением о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, либо вовсе не обратиться с подобным заявлением. Подобная ситуация может привести к нарушению прав третьих лиц, так как в общедоступных сведениях о юридическом лице будет указана не достоверная информация. Недобросовестное юридическое лицо, находящееся в банкротстве, может воспользоваться ситуацией и продолжить заниматься предпринимательской деятельностью в своих интересах, нарушая тем самым права кредиторов и приобретая новых, которые сами того не зная будут заключать договора с организацией, которая в ближайшее время будет ликвидирована и задолженность эта организация не сможет вернуть.

Чтобы избежать подобных ситуаций, считаем необходимым внести изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», а также в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Необходимо обязать Арбитражный суд предоставлять сведения о признании должника банкротом, открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего в налоговый орган, в котором зарегистрировано данное юридическое лицо. А налоговый орган в свою очередь обязать в течении пяти дней со дня поступления данных сведений вносить изменения в единый государственный реестр юридических лиц, а именно указывать, что с момента утверждения конкурсного управляющего права и обязанности единоличного исполнительного органа юридического лица переходят к конкурсному управляющему.

Данные изменения, по нашему мнению, ускорят процедуру внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц и сведут к минимуму ситуации, в которых недобросовестные юридические лица могут воспользоваться положением и причинить вред ничего не подразумевающим третьим лицам.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, № 43, ст. 4190.

2.                  Приказ Минфина России от 23.11.2011 № 158н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2012 № 23734) // «Российская газета», № 95, 28.04.2012.

3.                  Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2014) // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431,

4.                  Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 15.07.2014 г. по делу № А12–28445/2013 // http://kad.arbitr.ru/.

Основные термины (генерируются автоматически): единый государственный реестр, Арбитражный суд, государственная регистрация, конкурсное производство, лицо, юридическое лицо, регистрирующий орган, налоговый орган, банкротство, признание должника.


Похожие статьи

Особенности заключения трудового договора на конкурсной основе

Особенности финансовой отчетности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в РФ

Исполнение судебного акта о привлечении к ответственности контролирующих должника лиц в банкротстве

Порядок согласования органами управления юридического лица совершения сделок с заинтересованностью

Процедура и особенности внесения записи в ЕГРН на основании судебного акта

Организация и проведение торгов в электронной форме в процедурах несостоятельности (банкротства)

Особенности реализации правомочий арендатора земельного участка

Особенности учета поступления недвижимого имущества

Особенности судебного разбирательства по делам о разделе общего имущества супругов

Особенности определения статуса участника строительства в деле о банкротстве застройщика

Похожие статьи

Особенности заключения трудового договора на конкурсной основе

Особенности финансовой отчетности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в РФ

Исполнение судебного акта о привлечении к ответственности контролирующих должника лиц в банкротстве

Порядок согласования органами управления юридического лица совершения сделок с заинтересованностью

Процедура и особенности внесения записи в ЕГРН на основании судебного акта

Организация и проведение торгов в электронной форме в процедурах несостоятельности (банкротства)

Особенности реализации правомочий арендатора земельного участка

Особенности учета поступления недвижимого имущества

Особенности судебного разбирательства по делам о разделе общего имущества супругов

Особенности определения статуса участника строительства в деле о банкротстве застройщика

Задать вопрос