В статье рассматривается решение проблемы создания электронных образовательных ресурсов с помощью технологии, предоставляемой компанией Google. Организованное с помощью таких образовательных ресурсов дистанционное обучение является дополнением к традиционному обучению и ориентировано на организацию самостоятельной работы обучающихся.
Ключевые слова:сайт, блог, форум, чат, учебные сайты, сайты для школьников и студентов, информационные ресурсы образовательного назначения.
В области информатизации образования особое внимание на данном временном этапе сосредоточено на решении проблемы создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену текстографическим продуктам приходят интерактивные и мультимедийные ЭОР. При этом считается необходимым обеспечение возможности сетевого распространения, поскольку телекоммуникационный доступ к образовательным ресурсам имеет важное значение. Кроме того, важно помнить, что современный обучающийся имеет в своем распоряжении качественный полиграфический учебник, и поэтому его электронная копия или продукт, существенно уступающий ему в качестве изображений, вряд ли вызовут интерес у обучающегося. Обычная книга не требует технических средств воспроизведения, может быть использована в любом месте и в любое время, имеет традицию применения. Следовательно, повышение эффективности и качества образования возможно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами и не будут уступать традиционным учебным средствам обучения. Такие продукты должны соответствовать программе обучения; быть научно обоснованными; не содержать фактографических ошибок, неэтичных компонентов и т. п.; являться оптимальным технологически качественным учебным продуктом. Полноценными такие продукты будут тогда, когда они позволят реализовать на дому такие виды учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или вузе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, коллективную работу удаленных пользователей и т. п.
Рис. 1. Портал учебных сайтов
В своей практической деятельности мы используем в качестве таких продуктов учебные сайты. Нами создан веб-портал для пользователей этих сайтов, который представляет собой объединение под одним доменным именем нескольких сайтов для школьников и студентов (рис. 1). Портал включает в себя следующие серии сайтов [19]:
- «Электроника — шаг за шагом» (рис. 2, сайт «Учебные компьютерные измерительные приборы» [17]);
- «Проекты для школьников» (рис. 2, сайт «Компьютер — измерительный прибор!» [6]);
- «Компьютерное моделирование» (рис. 3, сайты: «Компьютерная модель идеального газа» [10], «Компьютерная модель интерференции» [11], «Компьютерное моделирование механических волн» [8], «Компьютерное моделирование механических колебаний» [9]);
- «Сайты для студентов» (рис. 4, сайты: «Как написать курсовую работу» [5], «Как написать выпускную квалификационную работу» [4], «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе» [3], «Теория и методика обучения информатике» [16], «Основы цифровых измерений» [13], «Автоматизация и устройства вычислительной техники и систем управления» [1], «Сервисы Web 2.0» [14], «Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных» [15], «Компьютерная лаборатория для учебных исследований» [7]);
- «Интернет» (сайт «Как устроен Интернет»);
- «Блоги учебных дисциплин» (рис. 5, блоги: «Сервисы 2.0», «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе», «Теория и методика обучения информатике»);
- «Блоги проектов» (рис. 5, блог «Компьютер — измерительный прибор!»);
- «Форумы учебных дисциплин» (форум «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе»;
- «Программирование для всех» (рис. 6, сайты: «Lazarus для школьников и студентов» [20], «Массивы в Lazarus» [12]);
- «Проекты на INTEWIKI» (сайт «Учебный проект «Компьютер — измерительный прибор!» [18]).
Рис. 2. Страницы сайтов из серий «Электроника шаг за шагом» и «Проекты для школьников»
Рис. 3. Главные страницы сайтов из серии «Компьютерное моделирование»
Предлагаемое нами дистанционное обучение с применением сайтов является лишь дополнением к традиционному обучению и ориентировано в первую очередь на организацию самостоятельной работы. При этом становятся возможными повышение производительности труда преподавателя, снятие ограничения зоны его деятельности стенами учебного заведения, предоставление возможности получения образования обучающимися в более комфортных для них условиях, и реализация личностно-ориентированного обучения [2].
Рис. 4. Страницы некоторых сайтов из серии «Сайты для студентов»
Контент наших сайтов может включать текст, гиперссылки, изображения, слайд-шоу, видеоролики и презентации. Многие из сайтов сами являются своеобразными веб-порталами, так как содержат ссылки на специализированные сайты в виде блогов, форумов и чатов, с помощью которых осуществляется обратная связь обучающего с обучающимися.
Рис. 5. Сайты из серий «Блоги учебных дисциплин» и «Блоги проектов»
В состав сайта мы, как правило, включаем страницы следующих типов [2]:
- главные страницы сайтов;
- презентации;
- слайд-шоу;
- страницы, содержащие видео;
- объявления (или новости сайтов);
- страницы с учебной теорией;
- страницы с практическими заданиями;
- страницы с инструкциями к лабораторным работам;
- страницы с заданиями для самостоятельного выполнения;
- страницы с библиографическими списками;
- тесты;
- страницы с информацией о контрольных мероприятиях;
- страницы с информацией о том, как можно дистанционно связаться с преподавателем (только с согласия преподавателя);
- карты сайтов.
Рис. 6. Сайты из серии «Программирование для всех»
Большинство из представленных в статье сайтов создано с помощью сервиса «Сайты Google» [2].
Литература:
1. Автоматизация и устройства вычислительной техники и систем управления / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2012. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/autodevicedan/, свободный. — Загл. с экрана.
2. Данилов О. Е. Реализация дистанционного обучения в вузе с помощью сервисов Google / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 498–502.
3. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2011. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/useinfocomtech/, свободный. — Загл. с экрана.
4. Как написать выпускную квалификационную работу / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2012. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/thisdiplomaworks/, свободный. — Загл. с экрана.
5. Как написать курсовую работу / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2012. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/thiscoursework/home, свободный. — Загл. с экрана.
6. Компьютер — измерительный прибор / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2011. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/mcomdan/home, свободный. — Загл. с экрана.
7. Компьютерная лаборатория для учебных исследований / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2012. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/complabdan/, свободный. — Загл. с экрана.
8. Компьютерное моделирование механических волн / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2011. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/wavecommod/, свободный. — Загл. с экрана.
9. Компьютерное моделирование механических колебаний / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2011. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/mechcommod/, свободный. — Загл. с экрана.
10. Компьютерная модель идеального газа / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2011. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/gascommod/, свободный. — Загл. с экрана.
11. Компьютерная модель интерференции / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2011. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/intercommod/, свободный. — Загл. с экрана.
12. Массивы в Lazarus / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2012. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/arraylazarus/home, свободный. — Загл. с экрана.
13. Основы цифровых измерений / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2012. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/digitalmeas/, свободный. — Загл. с экрана.
14. Сервисы Web 2.0 / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2011. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/servweb20/, свободный. — Загл. с экрана.
15. Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2012. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/siakoddan/, свободный. — Загл. с экрана.
16. Теория и методика обучения информатике / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2011. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/methteachinfo/, свободный. — Загл. с экрана.
17. Учебные компьютерные измерительные приборы / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2011. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/dancommeter/home, свободный. — Загл. с экрана.
18. Учебный проект «Компьютер — измерительный прибор!» / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — intewiki, 2010. — Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/index.php/Проект_Компьютер_-_измерительный_прибор, свободный. — Загл. с экрана.
19. Учебные сайты от DanKo / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2012. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/dankosites/, свободный. — Загл. с экрана.
20. Lazarus для школьников и студентов / О. Е. Данилов. — Электрон. дан. — Сайты Google, 2012. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/studylazarus/, свободный. — Загл. с экрана.