В статье рассматриваются отличительные особенности свойств и черт личности студентов-спортсменов, занимающихся различными игровыми видами спорта. Материалы статьи могут быть использованы тренерами по игровым видам спорта для эффективной организации спортивного отбора занимающихся в секции по видам спорта.
Ключевые слова:спортивные игры, личностные особенности, спортивный отбор, свойства нервной системы (подвижность-инертность, сила-слабость, уравновешенность-неуравновешенность).
Главной целью физического воспитания на современном этапе развития общества является воспитание гармонично развитой личности, компонентом которого выступает физическое воспитание [5; 12].
Мировой и отечественный опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают способностью решать проблемы: воспитания и образования детей, подростков и молодежи, повышения уровня здоровья, формировать здоровый моральный и психологический климат. Признано, что занятия физической культурой и спортом являются средством поддержания и укрепления здоровья, профилактики различных болезней и вредных привычек.
Основным средством достижения данной цели является овладение личностью основами физической культуры, под которой понимается единство знаний, потребностей и мотивов, физического развития, всестороннее развитие двигательных способностей, оптимальный уровень здоровья, умение осуществлять спортивную, физкультурно-оздоровительную и двигательную деятельность.
Всестороннее развитие физических способностей у человека, профессиональная и прикладная физическая подготовка становятся самыми необходимыми условиями эффективной трудовой деятельности. Сегодня нужно совершенствовать традиционные методы и внедрять новые формы и методы проведения физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной работы.
Спортивные игры и физическая культура в целом — средства формирования личностных особенностей занимающихся [2; 4; 5; 12]. Они помогают сосредоточиться на достижение поставленных целей, формируют потребность в здоровом образе жизни, повышают работоспособность.
Таким образом, нами выявлено противоречие между потребностями современной практики спорта в экспериментально обоснованном комплексе личностных особенностей занимающихся в различных игровых видах спорта и недостаточной их теоретической проработкой.
Данное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в поиске экспериментально обоснованного комплекса личностных особенностей студентов, занимающихся спортивным играми, характеризующих специфику вида спорта.
Объект исследования: процесс занятий спортивными играми студентов-спортсменов.
Предмет исследования: формирования личностных особенностей студентов, занимающихся спортивными играми.
Цель исследования: выявить особенности сформированности личностных особенностей студентов, занимающихся различными игровыми видами спорта.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специфика спортивных игр оказывает непосредственное влияние на формирование личностных особенностей занимающихся, а, следовательно, определяет комплекс типичных личностных особенностей занимающихся в зависимости от вида спорта.
Теоретическая значимость исследования: результаты проведенного исследования позволят дополнить теорию спортивного отбора об особенностях сформированности личностных особенностей занимающихся различными игровыми видами спорта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты по формированию личностных особенностей занимающихся могут быть использованы в работе преподавателей физической культуры и тренеров по игровым видам спорта для организации процесса спортивной подготовки и спортивного отбора.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование (опросник Стреляу, 16-факторный опросник Кеттела), математико-статистические методы обработки результатов.
Организация исследования: исследование проводилось с апреля по октябрь 2014 г. на базе студенческих спортивных секций по волейболу, баскетболу и мини-футболу филиала ТюмГУ в г.Ишиме. В эксперименте приняло участие 63 студента.
Спортивные игры — отличное средство для формирования личностных особенностей. Ролью спортивной деятельности является формирование характера, то есть образуются своеобразные основы действий, в которых проявляется характер человека, его воля и индивидуальные особенности [2; 5; 12].
Личностные особенности определяют уровень способности к адаптации на соревнованиях в разных видах спорта. Всё зависят от особенностей соревновательной деятельности, от содержания спортивной специализации. В игровых видах спорта, в которых предполагается состязание команд, в адаптации огромную роль имеют свойства темперамента — подвижность нервных процессов и сила возбуждения, помогающие адаптироваться к динамичным условиям и быстро меняющимся условиям игры. Следует подчеркнуть, что личностные особенности обладают определенной целостностью, которая обеспечивает интегрирующую функцию мотивов, воли и эмоций. Мотивы и эмоции побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля осуществляет реализацию деятельности с помощью определенных черт характера.
Спортивные игры влияют на формирование личностных особенностей занимающихся. Главными особенностями являются [2; 4]:
1) соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником;
2) максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться хорошего результата;
3) систематическая длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия;
4) специфические психические функции и качества личности, связанные непосредственно с выполнением спортивных действий;
5) мотивы, побуждающие человека заниматься спортом и добиваться высоких результатов в спортивной борьбе;
6) социально-психологический характер отношений спортсменов с другими людьми в процессе спортивных игр.
В процессе спортивных игр серьезно изменяются ощущения, восприятия, внимание, мышление, воображение, память, речь. Поэтому спортивная деятельность предъявляет высокие требования к их развитости, для улучшения перечисленных личностных особенностей.
Отличительной особенностью спортивных игр является то, что спорт — это деятельность, которая всегда требует преодоления тех или иных трудностей. Поэтому формирование личностных особенностей составляет основную часть его общей подготовки.
Основных требований к личностным особенностям в практической подготовке — это специальные показатели, которые определяют психологическую готовность к соревновательной деятельности — самоконтроль и психическая устойчивость. А так же в структуре личностных особенностей выделяются общие показатели. Среди них — эмоциональная устойчивость, смелость, психологическая гибкость, общительность и др.
Многими авторами спортивные игры рассматриваются как одно из важных средств формирования личности, сочетающую в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Спортивные игры сформировались на основе игровой деятельности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра — основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физического воспитания. Игры, связанные со спортом, выделялись в отдельную группу — спортивные игры или игровые виды спорта.
Особенностями спортивных игр определяются специфической соревновательной деятельности, которая отличается от других видов спорта.
Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий — приемов игры. Необходимо выполнять все эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности для достижения спортивного результата — отсюда требование надежности, стабильности навыков и т. д. [12].
Очевидно, что специфика тренировочной и соревновательной деятельности различных игровых видах спорта оказывает неодинаковое влияние на формирование одних и тех же личностных особенностей. Известно, что спортсмены игровых видах спорта в большинстве отличаются выраженностью силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, однако особенности выраженности этих свойств в зависимости от вида игровой деятельности не выявлены. Знание данных различий позволит более эффективно проводить отбор занимающихся в тот или иной вид спорта, организовывать процесс спортивной подготовки.
Рис.1. Усредненный личностный профиль студентов ФФК, занимающихся различными игровыми видами спорта (по опроснику Кэттела)
Проводимые исследования по изучению личностных особенностей студентов факультета физической культуры (ФФК) позволили выявить типичный психологический профиль студентов [3; 6–11], отличающий его от профилей других категорий (рис.1).
Затем нами были выделены группы студентов, занимающихся в различных секциях по игровым видам спорта, и определены личностные особенности студентов в зависимости от выбранного вида спортивной специализации (рис.2).
Рис. 2.
Анализ результатов свидетельствует о том, что в целом профили игровиков совпадают. Однако, наблюдаются отличия баскетболистов от других видов в показателях по личностным факторам H, Q2. Таким образом, можно отметить, что баскетболисты отличаются социальной смелостью, готовностью иметь дело с незнакомыми обстоятельствами, а также независимостью от группы, не желанием следовать за общественным мнением и не ориентируются на социальное одобрение.
Данный факты позволяют утверждать, что при организации отбора необходимо при прочих равных условиях (уровня мотивации, желании заниматься другими видами спорта) отдавать предпочтение данным личностным особенностям.
Проведенное нами исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Анализ специальной литературы свидетельствует, что особенности формирования личностных особенностей в разных современных источниках рассмотрена достаточно подробно и данной теме уделяется очень большой интерес [3; 6–7; 9–10]. Однако, не в полной мере изучены вопросы влияние различных спортивных игр на формирование личностных особенностей.
2. Для выявление исходных показателей влияния спортивных игр на формирования личностных особенностей занимающихся проводилось педагогическое наблюдение и анкетирование. Данные 16-факторного опросника Кеттела позволили выявить отличительные особенности спортсменов-игровиков. Так, группа баскетболистов отличается от группы волейболистов и футболистов социальной смелостью, готовностью иметь дело с незнакомыми обстоятельствами, а также независимостью от группы, нежеланием следовать за общественным мнением и отсутствием ориентации на социальное одобрение.
3. Результаты проведенного эксперимента могут быть использованы при организации отбора необходимо при прочих равных условиях (уровня мотивации, желании заниматься другими видами спорта) отдавать предпочтение данным личностным особенностям.
Литература:
1. Ведерникова, Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // В сборнике: Современные подходы к повышению качества образования: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. редколлегия: ответственный редактор Л. В. Ведерникова, редактор-составитель Л. А. Павлова, Е. В. Слизкова. — Ишим. — 2013. — С. 6–14.
2. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. — М.: Просвещение, 2007. — 246 с.
3. Иргашева, И. А. Влияние мотивации студентов на эффективность занятий физической культурой и механизмы ее формирования в молодежной среде [Текст] / И. А. Иргашева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 38. — С. 149–154.
4. Лукина, Т.В Физическая культура, как средство влияния на формирование личности [Текст] / Т. В. Лукина. — М.: Мир, 1992. — 142 с.
5. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет [Текст]: учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений / Л. П. Матвеев. — Изд. 4-е, стер. — СПб.: Лань: Омега — Л, 2004. — С. 142–177.
6. Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Омский научный вестник. — 2010. — № 6–92. — С. 179–182.
7. Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей; отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим. — 2013. — С. 46–47.
8. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.
9. Поливаев, А. Г. Особенности формирования профессионально-педагогических умений студентов на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 2. — С. 94–96.
10. Поливаев, А. Г. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры с учетом индивидуально-психологических особенностей [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович, А. А. Гераськин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2011. — № 2. — С. 18–22.
11. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.
12. Спортивные игры: техника, тактика обучения [Текст]: Учеб. для. студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 520 с.