В статье проводится обоснование эффективности реализации программы «Мини-футбол — в вузы» в рамках учебно-воспитательного процесса в вузе. Автором получена положительная динамика уровня сформированности мотивации на основе использования средств мини-футбола в учебном процессе и участия студентов в программе «Мини-футбол — в вузы».
Ключевые слова:спорт, мотив, мотивация, программа «мини-футбол — в вузы», физическая культура.
Е. П. Ильин утверждает, что мотив — это осознанная причина активности человека, направленной на достижение цели. Мотив — сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности [3]. А. В. Смирнов под мотивом понимает конкретный или же отвлеченный объект, удовлетворяющий потребность [7].
Однако, в современной образовательной среде, особенно в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) наблюдается снижение интересов и потребностей в занятиях спортом [8]. У студентов недостаточно сформирована мотивация к занятиям ФКиС. Данный факт подтверждается многими исследования, в том числе и проводимых в ИГПИ им. П. П. Ершова [4–6]: пропуски занятий ФК, неудовлетворенность студентов организацией ФК в вузе, снижающийся уровень здоровья студентов, большая популярность в студенческой среде компьютерных игр, социальных сетей и т. п. [2].
Таким образом, налицо проблема исследования — какие условия, средства, методы формирования адекватной спортивной мотивации у студентов наиболее эффективны в современных условиях развития высшей школе.
Исследуемая тема, на наш взгляд, является актуальной, так как мотивационная сфера является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес к занятиям, активное осознанное отношение к осуществляемой деятельности, поэтому так важно с началом обучения формировать необходимые для рационализации учебной деятельности и повышение эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий.
Цель исследования: определить эффективные условия, средства и методы формирования спортивной мотивации у студентов путем реализации программы «Мини-футбол — в вузы».
Для достижения цели исследования можно выделить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать содержание программы «Мини-футбол — в вузы» и ее возможности в формировании мотивации студентов в сфере ФКиС.
2. Изучить исходный уровень мотивации к занятиям ФКиС у студентов педагогического вуза.
3. Определить влияние реализуемой программы «Мини-футбол в вузы» на формирование мотивации у студентов к занятиям ФКиС.
В процессе деятельности нами была выдвинута гипотеза исследования: предполагается, что участие в мероприятиях программы «Мини-футбол — в вузы», реализованных в учебно-воспитательном процессе вуза, сформирует адекватную мотивацию у студентов к занятиям ФКиС; сформирует понимание ценностей здоровья, ФКиС; повысит уровень физической подготовленности и здоровья обучающихся.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами был использован комплекс методов исследования: анализ научно — методической литературы, тестирование, анкетирование, математико-статистическая обработка результатов.
Исследование проводилось на базе ИГПИ им. П. П. Ершова, в нем приняли участие 20 студентов 1–5 курсов различных факультетов вуза, участвовавших в мероприятиях по реализации программы «Мини-футбол — в вузы». Исследование проводилось с января по сентябрь 2014 г.
Для изучения уровня сформированности спортивной мотивации студентов педагогического вуза мы использовали опросник Г. Д. Бабушкина (2005), состоящий из 80 вопросов, касающихся отношения опрашиваемых к тем или иным проблемам спортивной подготовки, результативности тренировочного и соревновательного процессов. Анкета раздавалась каждому испытуемому, который письменно выбирал соответствующий ответ.
Результаты анкетирования позволили нам судить об исходном уровне сформированности мотивации студентов педагогического вуза. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о среднем уровне сформированности мотивации у занимающихся. Так, средние показатели по отдельных блокам (К) не превышают 4 баллов, а отдельные составляющие мотивации студентов также колеблются около показателей 4 балла.
В целом, можно утверждать, что показатели мотивации испытуемых находятся на среднем уровне, что свидетельствует об имеющихся резервах ее повышения. Мы считаем, что для студентов, занимающихся спортом, и в частности футболом, таким механизмом повышения мотивации служит участие в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях, совершенствующих их спортивную подготовленность.
Нами был составлен ряд мероприятий в рамках программы «Мини-футбол — в вузы», в который вошли: чемпионат города по мини — футболу, универсиада по мини — футболу, кубок города по мини — футболу, турнир «Мини-футбол — в вузы», областные соревнования по мини-футболу, а также разработана учебная программа по физической культуре на базе мини-футбола [1].
Мы считаем, что этот ряд мероприятий в конечном итоге повлияет на формирование спортивной мотивации студентов; пропаганды и популяризации занятий физической культурой и спортом; развития спортивно-массовой работы в ВУЗах города; привлечения студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом; определения сильнейших спортсменов и студенческих команд по видам спорта.
В апреле 2014 г. нами проведено конечное анкетирование студентов по сформированности мотивации у занимающихся, результаты которого мы сравнили с исходными показателями сформированности мотивации (таблица):
Таблица 1
Показатели исходного уровня сформированности мотивации студентов педагогического вуза (n=20)
Этапы эксперимента |
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
К6 |
К7 |
К1+К2/2 |
К3+К4+К5/3 |
К6+К7/2 |
1 (октябрь 2013 г.) |
3,9 |
3,9 |
4,05 |
4,3 |
4,4 |
3,9 |
4,1 |
3,9 |
4,2 |
4,0 |
2 (апрель 2014 г.) |
4,3 |
4,0 |
4,2 |
4,4 |
4,4 |
4,3 |
4,2 |
4,15 |
4,37 |
4,15 |
Разность |
0,4 |
0,1 |
0,15 |
0,1 |
0 |
0,4 |
0,1 |
0,25 |
0,17 |
0,15 |
В целом, можно утверждать, что показатели до проведения тестирования и после существенно не изменились. Хотя наблюдается в целом положительный прирост показателей сформированности спортивной мотивации — от 0,1 до 0,4 по отдельным параметрам.
Отсутствие достоверных различий можно объяснить слишком маленьким сроком проведения эксперимента, т. к. для формирования устойчивого мотива необходимо большее время, тем более в студенческом возрасте.
Проведенное нами исследование позволяет на данном этапе сформулировать следующие выводы:
1. В настоящее время существует ряд препятствий для формирования мотивации студентов и их привлечения к спортивным занятиям: социальные сети, компьютерные игры, возможности отдыха в клубах и центрах. Поэтому наблюдается снижение интереса к спорту в студенческой среде. Одним из направлений формирования мотивации является участие и развитие программы «Мини-футбол — в вузы».
2. Анкетирование студентов позволило выявить исходный уровень их спортивной мотивации. Анализ данных свидетельствует о среднем уровне сформированности мотивации — средний балл по разным блокам составляет от 3 до 4 баллов. Мотивация включает 3 компонента — побудительные основания, базисные основания, процессуальные основания. Анализ данных показал преобладание базисных оснований мотивации, которые отражают степень заинтересованности спортсмена в благоприятных социальных условиях спортивной деятельности; степень заинтересованности спортсмена в накоплении знаний и навыков; степень заинтересованности спортсмена в отсутствии болевых ощущений.
3. Участие студентов в мероприятиях программы «Мини-футбол — в вузы» позволило усилить побудительные основания мотивации спортсменов, однако, достоверных различий мы не обнаружили. Считаем, что при продолжении эксперимента возможны существенные изменения в структуре и силе спортивной мотивации студентов педагогического вуза, что в дальнейшем может существенно повлиять на спортивный результат и эффективность спортивной подготовки в целом.
Литература:
1. Ведерникова, Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные подходы к повышению качества образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 6–14.
2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2006. — 508 с.
3. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст]: учебник для институтов и факультетов физической культуры / Е. П. Ильин. — Спб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 486 с.
4. Иргашева, И. А. Влияние мотивации студентов на эффективность занятий физической культурой и механизмы ее формирования в современной молодежной среде [Текст] / И. А. Иргашева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 38. — С. 149–154.
5. Иргашева, И. А. О возможностях формирования мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом на основе реализации программы «Мини-футбол — в вузы» [Текст] / И. А. Иргашева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 35–2. — С.149–153.
6. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.
7. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.
8. Поливаев, А. Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / А. Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. — 2012. — № 5–3 (5). — С. 47–49.
9. Смирнов, А. В. Формирование мотивации учебной деятельности у студентов технического вуза [Текст] / А. В. Смирнов // Психология, социология, педагогика. — 2012. — № 6. — С.121–124.