В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность управления учебно-образовательным процессом в школах.
Ключевые слова:педагогический контроль и учет, автоматизированные системы, информационные технологии, физическое развитие, физическая подготовленность.
В связи с многочисленными изменениями в жизни общества проблема профессиональной подготовки приобретает особое значение. В результате этих преобразований существенным изменениям подвергаются формы и методы деятельности педагога. Особенностью подготовки специалиста высокого класса является необходимость достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих успехов педагога. Деятельность учителя физической культуры в условиях современных требований общеобразовательной практики стала настолько разнообразной, что вузы должны готовить разносторонне подготовленного специалиста [1], соответствующего требованиям современной образовательной практики; современными образовательными и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) [2;4;9;10;13]; различными концептуальными подходами в физкультурном образовании обучающихся [3;6;8].
Деятельность учителя по физическому воспитанию характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Важнейшим разделом в деятельности современного учителя являются такие взаимосвязанные между собой компоненты — контроль и учет успеваемости учащихся. Высокий уровень функционирования этих компонентов, контроля и учета, позволяет наиболее целесообразно построить занятия физической культурой, а также эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами [3;11;12;13;14].
Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.
Несмотря на то, что понятие «контроль» представляется вполне ясным (проверка, обследование, наблюдения, оценка и т. п.), в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля, в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно. Долгое время контрольные функции специалиста физического воспитания традиционно сводили преимущественно к учету успеваемости и контролю физического состояния занимающихся. Со временем, однако, все очевидней становилась ограниченность такого подхода, поскольку он охватывает лишь некоторые из необходимых аспектов контроля. В современной специальной литературе обозначилась другая крайность — в ней можно насчитать уже десятки наименований видов и разновидностей контроля (педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимический, биомеханический, психологический, организационный; визуальный, инструментальный, автоматизированный; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый и т. д.), что свидетельствует как о многогранности проблемы, так и о недостаточной упорядоченности связанных с нею представлений.
В этой связи возникает вопрос: что же должно быть исходно определяющим при характеристике типа контроля? Если говорить о том контроле, который органически включен в процесс физического воспитания, и рассматривать его как неотъемлемое дело специалиста физического воспитания, а одновременно и как функцию самих воспитываемых, то характер такого контроля определяется, прежде всего, реально существующими отношениями между субъектом и объектом воспитания [3].
Несмотря на бесспорную значимость этого аспекта педагогического контроля, методические проблемы, связанные с ним, разработаны пока недостаточно. Здесь есть свои трудности, обусловленные, в частности, сложностью педагогической деятельности и крайним дефицитом времени, которое удается выделять педагогу по ходу занятий для контроля своих действий. Однако возможности совершенствования педагогического контроля не исчерпаны и в настоящее время значительно возрастают. Один из путей к этому — использование современной информационной техники, точнее, автоматизация системы контроля [4–5; 7; 9–14].
В педагогическом лексиконе теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, система воспитания, система методов и средств и т. п.). Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл.
Система — выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.
Систематизированный контроль с использованием технологий нового поколения, информационных технологий, позволяет качественно повысить уровень функции контроля в образовательном учреждении, т. к. процесс контроля с использованием вычислительной техники снижает затраты во времени и качество анализа учитываемых показателей подготовленности и развития [10; 13].
В современной практике вопрос об автоматизации системы контроля и учета является актуальным и не до конца разработанным в связи с активным внедрением и развитием ИКТ в образовательном процессе школ, вузов и т. п. [9;10;11;12;13;14].
Цель исследования: разработка электронной системы автоматизированного учета физической подготовленности и физического развития старших школьников для образовательного процесса в школах.
Объект исследования: процесс контроля за физической подготовленностью и физическим развитием обучающихся в образовательных учреждениях по предмету «физическая культура».
Предмет исследования: электронная система автоматизированного учета физической подготовленности и физического развития старших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
- применение автоматизированной системы учета физической подготовленности и физического развития повысит уровень управления образовательным процессом в школе по предмету физическая культура;
- разработанная автоматизированная программа для учёта индивидуальной многолетней динамики комплекса показателей подготовленности и развития позволит дифференцировать педагогические воздействие, что приведет к более качественному повышению уровня физической подготовленности и физического здоровья.
Для того чтобы работа преподавателя по физическому воспитанию была продуктивной, приносила положительные плоды труда за короткий срок необходимо систематизировать функцию контроля и подчинить четкой логике систему её функционирования.
Чтобы создать автоматизированную систему учета показателей физической подготовленности и физического развития, на первом этапе исследования нами была выбрана программа Microsoft Office Excel, которая является широко распространенной компьютерной программой, с помощью которой производятся расчеты, составляются таблицы и диаграммы, вычисляются простые и сложные функции.
Эта программа входит в пакет программ Microsoft Office, а потому установлена практически на всех компьютерах. Возможность составления таблиц, диаграмм и отчетов, произведения самых сложных вычислений делает эту программу популярной среди бухгалтеров и экономистов. При этом программа отличается понятным интерфейсом и удобством использования.
По своей сути Microsoft Excel — это большая таблица, предназначенная для внесения в нее данных. Функции программы позволяют проводить практически любые манипуляции с цифрами. Электронная таблица является основным средством, которая используется для обработки и анализа цифровой информации с помощью средств вычислительной техники.
При этом, кроме числовых и финансовых операций, Microsoft Excel может использоваться в процессе анализа данных, открывая пользователям широкие возможности для удобной автоматизации и обработки данных.
Особенность программы заключается в том, что она позволяет осуществлять сложные расчеты. То есть в процессе вычисления одновременно можно оперировать данными, которые располагаются в разных зонах электронной таблицы и при этом связаны определенной зависимостью. Выполнение таких расчетов осуществляется благодаря возможности введения различных формул в ячейки таблицы. После выполнения вычисления результат будет отображаться в ячейке с формулой. В доступном диапазоне формул находятся разные функции — от сложения и вычитания до вычислений, связанных с финансами или статистикой.
Файл, с которым предполагает работу Excel, называется книгой. Она включает в себя несколько рабочих листов, в которых могут содержаться самые разные данные, начиная от таблиц и текстов и заканчивая диаграммами и рисунками. Microsoft Excel рассчитан на поддержку и использование XML-форматов, а также может открывать такие форматы, как CSV, DBF, SYLK, DIF.
На втором этапе исследования нами была разработана экспериментальная автоматизированная система, которая, как предполагается, позволит эффективно следить за физической подготовленностью и физическим развитием старших школьников. Для проверки эффективности данной методики планируется дальнейшее его внедрение в учебный процесс старших школьников школы № 5 г. Ишима.
Структура нашей разработки предполагает внесение в поля ячеек результаты сдачи практических нормативов по физическому воспитанию. Данные ячейки будут привязаны к таблицам нормативных результатов сдачи практических нормативов по перечисленным тестам на выявление уровня физической подготовленности, что позволил за короткие сроки получить результаты оценки и процентное соотношение выполнения норматива в определенном классе (рис.1–2).
Рис.1. Титульный лист автоматизированной системы учета по ФК
Рис.2. Рейтинг-журнал по физической культуре для учащихся 10 классов
Так же нами предусмотрена сводная ведомость, в которой мы сможем проследить динамику физической подготовленности и развития по полугодиям отдельного класса старшей школы (рис.3).
Рис.3. Сводный рейтинг учащихся по физической культуре
Разработанная автоматизированная программа с учётом многолетней динамики комплекса показателей подготовленности и развития позволит дифференцировать педагогические воздействия, что приведет к более качественному повышению уровня физической подготовленности и соматического здоровья.
Таким образом, на данном этапе исследования мы можем констатировать:
- разработка и внедрение в образовательный процесс старших школьников электронной системы автоматизированного учета физической подготовленности и физического развития актуальна. Это позволит снизить затраты во времени при обработке информации и существенно повысит качество её анализа;
- внедрение автоматизированной системы учета в учебный процесс по предмету физическая культура даст возможность: оптимизировать работу учителя по физическому воспитанию; индивидуализировать процесс физического воспитания старших школьников; перейти на современные формы организации контроля и управления.
Литература:
1. Ведерникова, Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные подходы к повышению качества образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 6–14.
2. Жбанков, О. В. Методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 6. — 98 с.
3. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. — М.; Физкультура и Спорт, 1991. — 543 с.
4. Парняков, Д. М. О возможностях применения автоматизированных систем учета показателей физической подготовленности и физического развития учащихся старших классов на базе программ Microsoft Office [Текст] / Д. М. Парняков // Наука и современность. — 2013. — № 26–1. — С. 144–148.
5. Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.
6. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.
7. Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.
8. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.
9. Самсонова, А. В. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте [Текст] / А. В. Самсонова, И. М. Козлов, В. А. Таймазов // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 9. — 99с.
10. Свечкарёв, В. Г. Совершенствование двигательных возможностей человека посредством автоматизированных систем управления [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 5. — С.41–43.
11. Соколов, А. А. Комплексный контроль и управление физическим статусом студентов вуза [Текст] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2007. — № 9. — С. 87–92.
12. Фисунов, А. В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта [Текст] / А. В. Фисунов // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 3 (21). — С. 113–118.
13. Фураев, А. Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 11. — С.50–52.
14. Юхно, Ю.А. Инновационные подходы к организации мониторинга физического состояния школьников в процессе физического воспитания [Текст] / Ю.А. Юхно, Н.Н. Гончарова, Г.В. Лукьянцева // Физическое воспитание студентов. — 2012. — № 5. — С. 44–47.