В современной социокультурной, политической и экономической ситуации в России возрастает социальный заказ на подготовку педагогических кадров, обладающих готовностью к решению профессиональных задач в условиях быстро меняющейся социальной действительности. Особую значимость приобретают задачи управления в системе образования, обеспечение эффективности принятия управленческих решений в ситуациях временного и ресурсного дефицита, противоречивости поступающего объема информации.
В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения появилась еще она управленческая проблема — как осуществлять мониторинг качества образовательного процесса не только на уровне знаний и умений, но и на уровне сформированности компетенций.
Под компетенцией понимается готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности.
Текущее состояние системы средств мониторинга качества образовательного процесса определяется оценочными средствами по конкретным дисциплинам (профессиональным модулям), которые разрабатывают непосредственно ведущие преподаватели образовательных организаций.
В соответствии с восьмым разделом «Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы» ФГОС СПО «для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и уровень освоенности компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации — разрабатываются и утверждаются после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательной организацией должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности — для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины».
Преподаватели, при разработке оценочных средств, столкнулись с такой проблемой, как диагностируемость компетенций. Общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования сегодня отсутствуют.
Задачу оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств (ФОС), под которыми понимается комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений, навыков и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). ФОС является составной частью ОПОП по соответствующей профессии/специальности.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой образовательный уровень и/или квалификацию.
Идея о разделении этих двух оценок (по формату, требованиям и процедурам) и привела к разделению фонда оценочных средств на:
- контрольно-измерительные (КИМ)
- контрольно (компетентностно)-оценочные (КОМ).
Требованиями к оценочным средствам для проверки сформированности компетенций являются:
− интегративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики);
− проблемно-деятельностный характер;
− ориентация на применение умений и знаний в нетиповых ситуациях (нетождественность предлагаемых заданий стандартизированным учебным задачам);
− актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;
− экспертиза в профессиональном сообществе;
− связь критериев с планируемыми результатами;
Оценивать сформированность компетенции можно двумя способами:
1) как материальный или интеллектуальный продукт деятельности (можно использовать сравнение представленного продукта с эталоном);
2) как процесс деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс) — используют сравнение с эталонной технологией на основе совокупности критериев.
Если говорить, в частности, об оценке общих компетенций, то она нигде не локализована, рассредоточена. Собирать доказательства формирования компетенций необходимо на всем периоде обучения и возможной формой оценивания будет являться портфолио.
Для решения проблемы мониторинга оценки уровня сформированности общих компетенций необходима система интегрированных (комплексных, компетентностно-ориентированных) заданий по дисциплинам (профессиональным модулям) для мониторинга уровня сформированности компетенций у обучающихся. Данная система будет представлять фонд оценочных средств, куда войдут:
- средства для текущей аттестации;
- средства для промежуточной аттестации;
- средства для итоговой аттестации по дисциплинам.
Решением проблемы мониторинга качества образовательного процесса (оценки уровня сформированности общих компетенций у обучающихся) должен стать фонд оценочных средств.
Проблема формирования ФОС в Технологическом колледже ЮУрГУ решается на уровне предметных (цикловых) комиссий при непосредственном руководстве заведующего отделом проектирования и контроля образовательного процессам.
Непосредственный исполнитель разработки ФОС назначается председателем П(Ц)К из числа ведущих преподавателей. ФОС может разрабатываться коллективом авторов. Работы, связанные с разработкой фонда оценочных средств, вносятся в индивидуальные планы преподавателей.
Средством для разработки пакетов ФОС будут являться нормативные документы, такие как ФГОС по профессиям/специальностям, учебные планы, внутренние документы образовательных организаций, методические разработки преподавателей и т. п.
Формой организации работы могут являться круглые столы, педагогические мастерские, мастер-классы, научно-практические конференции, семинары по данной проблеме.
Модель проектирования фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы можно представить следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Фонд оценочных средств ОПОП.
Примерная структура фонда оценочных средств может выглядеть следующим образом:
- совокупность контрольно (компетентностно)-оценочных материалов, предназначенных для оценивания результатов и процесса формирования компетенций на определенных этапах обучения;
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания на всех этапах контроля;
- требования к квалификации организаторов оценивания;
- технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций;
- методические материалы, определяющие процедуру оценивания, а также инструкции и программно-инструментальные средства обработки результатов, статистического анализа данных, графической визуализации и интерпретации, форматы представления их пользователям;
- наборы показателей, а также критерии оценки уровней сформированности компетенций и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля;
- для выпускной квалификационной работы: методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ФГОС, на основе данных о ходе подготовки, выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы;
- рекомендации по обновлению компонентов фонда оценочных средств.
Фонды оценочных средств необходимо разрабатывать по каждой дисциплине (профессиональному модулю).
Целесообразность разработки ФОС одноименных дисциплин, профилированных для различных направлений подготовки, определяется соответствующей предметной (цикловой) комиссией. Затем формируется общий фонд оценочных средств по ОПОП, контрольный экземпляр которого хранится в отделе проектирования и контроля образовательного процесса.
Литература:
1. Ефремова, Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании [Текст]/ Н. Ф. Ефремова. -Рна/Д, Аркол. 2010. 386 с.
2. Минин, М.Г., Муратова, Е.А., Михайлова, Н. С. Фонд оценочных средств в структуре образовательных программ [Текст]// Высшее образование в России • № 5, 2011
3. Пастухова, И. П. Методическое обеспечение проектирования контрольно-оценочных средств по дисциплине [Текст]// СПО, 2012.
4. Сериков, Г.Н., Сериков, С. Г. Управление достижением качества образования [Текст]/ Г. Н. Сериков, С. Г. Серикова. — Челябинск. Издательство «Урал. акад»., 2009
5. Тягунова, Ю.В., Крикунов, К. Н. Оценка результатов образования. [Текст] /Учебное пособие/ — Челябинск: ЮУрГУ — 2012.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».