В статье дано определение коррупции, отмечены основные ее виды. Проанализировано влияние коррупции с точки зрения развития социально-экономических систем в рамках институционализма.
Ключевые слова:коррупция, антикоррупционная политика, исследование, виды коррупции.
Коррупция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий.
В Федеральном Законе от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» представлено следующее определении коррупции:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а« настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
Понятие коррупции очень многогранно, и чем точнее его разделить ее по видовым признакам, тем легче понять, с чем и как бороться. Необходимо отметить, что у разных авторов видовая классификация коррупции различна. В основном коррупцию разделяют по четырем видам в зависимости от сферы деятельности:
1. По субъектному составу.
- Высшая коррупция, которая охватывает политиков, государственных чиновников федерального уровня и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне.
- Низовая коррупция, происходящая при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления.
- Особая коррупция, проявляющаяся в негосударственных организациях.
2. По объекту воздействия.
- Коррупция в органах законодательной власти.
- Коррупция в органах исполнительной власти.
- Коррупция в судебных органах.
- Коррупция в органах местного самоуправления.
- Коррупция в коммерческих и некоммерческих организациях, которая еще требует серьезного осмысления в российском праве.
3. По характеру воздействия на регулируемые отношения.
- Уголовно наказуемые преступления.
- Гражданско-правовые нарушения.
- Административные и дисциплинарные проступки.
- Злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам и т. п.
4. По своему охвату (размерам).
- региональная.
- Национальная, действующую в рамках одной страны, одной системы права;
- Межнациональная (международную), охватывающую своим действием несколько государств.
Проблема коррупции в России стоит очень остро, борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений государственной политики. Среди основных этапов борьбы с коррупцией в России можно выделить:
- создание Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции,
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от: 11 июля, 21 ноября 2011 г., 3, 29 декабря 2012 г., 7 мая, 30 сентября, 28 декабря 2013 г.),
- формирование комитетов и комиссий по борьбе с коррупцией в органах государственной власти.
По поручению Президента Российской Федерации Общественная палата в 2011 г. подготовила доклад об эффективности антикоррупционной политики. В заключении доклада отмечено, что главной мерой борьбы с коррупцией и в то же время — главным условием эффективности всех остальных предлагаемых мер, является реальное сотрудничество власти и общества, а значит — реальный контроль гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях. Это связано с социальным аспектом проявления коррупции.
Несмотря на то, что государство выделяет средства на различные проекты по борьбе с коррупцией, многие страны так и остаются лидерами в этих списках наиболее коррумпированных государств.
В 2013 г. ряд известных организаций опубликовало рейтинги уровня коррупции в различных сферах экономики и общественной жизни, в нем Россия, по-прежнему, находится на верхних позициях.
Одно из самых известных исследований — Transparency International: Барометр мировой коррупции 2013.
Данное исследование проводится организацией Transparency International — неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. В 2013 году «Барометр мировой коррупции» по заказу Transparency International был составлен компаниями, входящими в глобальную сеть фирмы по проведению опросов общественного мнения WIN/GIA. Показатель, который отражается в данном исследовании, называется Индекс восприятия коррупции. Всего коррупция была оценена в 177 странах по шкале от (0) — самый высокий уровень коррупции до 100 (самый низкий уровень коррупции).
В 2013 г. Россия набрала 28 баллов и заняла 127 место в рейтинге. Такой же результат показали Азербайджан, Коморы, Гамбия, Ливан, Мадагаскар, Мали, Никарагуа и Пакистан. Если сравнивать нынешний показатель России с результатом предыдущего года, позиции страны не изменились, а повышение места в рейтинге на шесть пунктов связано с отрицательной динамикой ряда других стран.
Согласно данным исследования, россияне считают коррумпированной судебную систему (59 %), законодательную власть (54 %), госслужащих (74 %) и политические партии (49 %), а также реформированную полицию (66 %) [1].
Рис. 1. Сферы жизни, связанные с фактами коррупции в России
Изучение коррупции как социального явления необходимо начинать с установления исторических корней противоправных действий, которые считаются коррупционными.
В России истоками терпимого восприятия коррупции является период кормления, т. е. тот период, когда существовала система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения.
Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.
В Судебнике 1550 г. законодателем произведено разграничение между двумя формами проявления коррупции: лихоимством и мздоимством. В соответствии со ст. 3, 4 и 5 Судебника под мздоимством подразумевалось выполнение действий по службе должностным лицом, участником судебного разбирательства, при рассмотрении дела или жалобы в суде, которое оно выполнило вопреки интересам правосудия за вознаграждение. Под лихоимством понималось получение должностным лицом судебных органов разрешенных законом пошлин свыше нормы, установленной в законе.
К 1556 году в России была отменена система содержания аппарата управления за счет натуральных и денежных сборов и заменена земским управлением с установлением оплаты труда [2].
Следует отметить, что коррупция — не только результат старой традиции «кормления от дел», это, прежде всего, результат слияния власти и людей власти, т. е. господства власти над законом, отсутствия развитых элементов гражданского общества с его ответственностью, разделением властей и подчинением власти закону.
В органах власти коррупцию можно определить как социальное явление, заключающееся в разложении органов власти, когда государственные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и существующим нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.
Если подходить к развитию экономики с точки зрения институционалистов, которые движущей силой экономики, наряду с материальными факторами, считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте, то деятельность институтов (прежде всего, власти) является определяющей. Коррупция, напротив, препятствует объективному функционированию институтов и приводит к ненадлежащему выполнению своих обязанностей представителями власти.
Таким образом, деятельность субъектов общества, регулируемая соответствующими институтами, не может осуществляться наиболее эффективно, т. к. определенная доля ресурсов расходуется на коррупционные операции. Все это влечет неэффективное, а, порой, крайне негативное, выполнение функций государства, особенно социальных.
Литература:
1. Электронный ресурс: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/11488-mipovye-peytingi-o-possiyskoy-koppuptsii.html
2. Минакова, И. В. История таможенного дела и таможенной политики России [Текст] / Минакова И. В., Рогов Р. А., Коварда В. В. // Международный журнал экспериментального образования. Издательство: Издательский Дом «Академия Естествознания» (Пенза). — №: 2, 2012. — С. 135–136.