Потребности в образовании являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Кроме того, процессы, связанные с развитием информационной эпохи, возникающие новые требования к личности превращают проблему исследования образовательных потребностей в одну из наиболее актуальных, поскольку их структура и характер являются индикатором уровня готовности личности и общества к важным социальным трансформациям не только в образовательном пространстве, но и в других сферах жизни [4].
Проблема потребностей личности всегда представляла интерес для исследователей из различных социальных дисциплин. Существует множество трактовок данного понятия. Специфика социологического подхода к изучению потребностей заключается в выявлении противоречий, возникающих между различными субъектами, а также объектами, на которые направлена их активность в целях достижения желаемых результатов. Потребность — это скрытая реальность, но без эмпирической фиксации их проявления, без изучения механизма возникновения и реализации невозможно познание их свойства и содержания.
Потребности, а точнее, их содержание — это достаточно изменчивый феномен, причем как на личностном, так и на общественном уровне. Характер, содержание, актуализация тех или иных потребностей отражают состояние социальной системы в целом. И, прежде всего, исследователям следует обращать внимание именно на образовательные потребности современной молодежи, так как они непосредственно связаны с их будущими профессиональными планами [2].
Необходимо заметить, что многие подходы к изучению потребностей не до конца раскрывают механизмы их реализации: такие научные концепции основаны на выделении тех или иных разновидностей и типов потребностей. Смысл классификации — в поиске нужного мотива человеческой деятельности, опираясь на который, можно было бы анализировать мотивационную систему личности. Самая популярная на сегодняшний день — иерархическая типология потребностей А. Маслоу, которую ученые чаще сего используют в качестве объяснений постфактум результатов своих изысканий. Но, как отмечают исследователи, критики данной концепции, с ее помощью не всегда удается объяснить процессы формирования и реализации потребностей: «когда речь идет о потребностях выживания и безопасности, то есть нижних этажах «пирамиды», то ситуация ясна, но если подняться уровнем выше, ясность пропадает» [3].
Так, например, образовательную потребность социологи определяют как «обусловленное социокультурными детерминантами активно-деятельностное отношение социального субъекта к сфере знания, являющееся сущностной характеристикой его развития, самоопределения и самореализации» [4]. В уже упоминавшейся системе потребностей А. Маслоу последний, высший уровень потребностей (потребность в самоактуализации) и предпоследняя ступень (познавательные потребности), по сути, пересекаются или, точнее сказать, соединяются в потребностях в образовании. При этом их можно классифицировать по различным основаниям.
Следует отметить, что у многих авторов существует своя классификация потребностей. А. В. Меренков разделяет образовательные потребности на общие и конкретные. Для анализа сущности и реализации образовательных потребностей учет сходств и различий между двумя этими разновидностями очень важен. Общие образовательные потребности представляют собой стремление личности или общества обеспечить себе более высокий образовательный и культурный уровень не только через приобретение и освоение новых знаний и умений, но и через саморазвитие, самосовершенствование. Конкретные потребности в сфере образования — это необходимость в определенных знаниях, навыках, направлениях, формах образования (на уровне личности), а также потребность в специалистах для тех или иных отраслей экономики (на уровне общества). Конкретные потребности характеризуются неудовлетворенностью ситуацией (обстоятельствами, в которых для действий не хватает умений и знаний), общие образовательные потребности — неудовлетворенностью социального субъекта самим собой. Оба стимула важны для удовлетворения потребности в образовании в целом [2].
В июне 2013года было проведено социологическое исследование, целью которого было изучение образовательных потребностей школьников и родителей г. Читы.
В нашем исследовании объем выборки составил 500 человек школьников, 500 человек родителей. Количество респондентов определялось в соответствии с разработанной нами методикой, которая предполагает построение сложного типа выборки. В результате чего для школьников была сконструирована репрезентативная многоступенчатая выборка: первая ступень — стратифицированная (районированная) — 4 района: Центральный, Железнодорожный, Ингодинский, Черновский г. Читы, вторая — квотная (по полу, по классам, третья — случайная (школы в районах выбираются случайным образом), четвертая — сплошной опрос старшеклассников. Для родителей использовалась — целенаправленная выборка (опрашивались родители школьников) соблюдая выборку по районам.
В современном обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более актуализируется такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходами и престижу.
Представленные материалы социологического исследования свидетельствуют о том, что у школьников существует потребность в продолжении образования после школы (84,6 %), так как на современном этапе развития современного российского общества является важным и социально востребованным с точки зрения престижа и достижения более высокого социально-статусного положения.
При рассмотрении образовательных планов учащихся после окончания школы мы предлагали респондентам специальный вопрос о том уровне образования, который они считают наиболее соответствующим их жизненным планам. Проанализировав ответы учащихся о желаемом уровне образования, удалось выяснить, что большинство выпускников школ ориентированы на получение высшего образования, так ответили 74,8 %. Среднее профессиональное образование считают для себя достаточным 11,6 % учащихся.
В выборе будущих профессий у учащихся заметны несколько направлений. Первое направление — это гуманитарный (21,6 %), второе направление — оборонно-спортивный (15,6 %), третье направление — физико-математический (14,4 %) и четвертое направление — химико-биологический (12,4 %). Сравнительно небольшой процент набрали такие направления как социально-экономический (8,6 %), информационно-технологический (8,6 %), индустриально-технологический(5,6 %), художественно-эстетический(3,8 %) и филологический (3,6 %).
Среди факторов, способных повлиять на выбор той или иной профессии, лидирует возможность получать высокую заработную плату (30,2 %), престижность профессии (29,2 %), а так же возможность трудоустройства (28,4 %). Менее значимыми факторами при выборе профессии для учащихся являются возможность самореализации и развития (10,8 %) и работа должна нравиться (1,4 %). Это связано с тем что, современная молодежь стремится к приобретению более высокого статуса, к личному успеху, все чаще измеряемому уровнем заработка и престижности профессии.
Дополнительное образование детей, с социологической точки зрения, является не только одним из важных социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания, развития, но и важнейшим индикатором, характеризующим образовательные потребности школьников, так как оно связано с индивидуальным развитием ребенка в культуре, его собственным выбором.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Анализируя ответы на вопрос «Посещаете ли Вы учреждения дополнительного образования (музыкальные школы, спортивно оздоровительные учреждения и т. п.)?» следует ответить, что большинство старшеклассников (59,4 %) не посещают учреждения дополнительного образования. Основными причинами, по которым школьники не посещают объединения дополнительного образования, являются: отсутствие свободного времени (54,5 %), это не интересно (30,3 %), это не пригодится в будущем (11,9 %).
Из числа тех, кто посещает учреждения дополнительного образования, большинство школьников отдают предпочтение спортивно-оздоровительным учреждениям (48,8 %), на втором месте хореографические кружки (17,7 %), на третьем — музыкальные школы (14,4 %). При анализе мы заметили, что ни один школьник не посещает технические кружки, а ведь именно они являются одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствуют развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулируют рационализаторские и изобретательские способности. Сегодня техническое образование приобретает особое значение. Актуальность технического образования связана не только с перспективами социально-экономического, технологического и политического развития России, но и с тенденциями движения мирового сообщества от индустриальной к информационно-индустриальной и к интеллектуальной модели развития. В связи этим необходимо уделить серьезное внимание развитию технической грамотности подрастающего поколения. Одной из форм привлечения школьников к участию техническом творчестве является технический кружок.
Сегодня, когда родители выбирают учебное заведение для своего ребенка, школы заинтересованы в формировании своего позитивного имиджа и, как следствие, в притоке большего числа учащихся. Учет мнения заказчиков образовательных услуг, которыми выступает родительская общественность, позволяет школе быть более привлекательной для них. Для определения и учёта мнения родителей — основных заказчиков образовательных услуг и равноправных участников образовательного процесса, целесообразно проводить оценку работы школы родителями. В связи с этим родителям было предложено оценить различные стороны деятельности школы.
По мнению родителей, к преимуществам школы можно отнести следующее: развитие способностей детей (85 %), организация учебного процесса (71,8 %), психологический комфорт (71,6 %), хорошее отношение к детям (69 %). Недостатком обучения школы, по мнению родителей, является качество учебного процесса (44,8 %), это говорит о неудовлетворенности родителей качеством преподавания в школах, затем слабая поведенческая дисциплина (41,6 %), это также свидетельствует о неудовлетворенности родителей дисциплиной в школе.
Платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование. В связи с этим мы предложили учащимся ответить на следующий вопрос «Хотели бы Вы иметь возможность получать дополнительные платные консультационные образовательные услуги?». 65,2 % учащихся положительно ответили на данный вопрос и лишь 19,6 % — отрицательно. Оказание дополнительных платных услуг должно способствовать более углубленному познанию отдельных отраслей знаний, изучению дисциплин и предметов, не предусмотренных соответствующими образовательными программами, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными требованиями, и не может наносить ущерб или ухудшать качество предоставления основных образовательных услуг.
Мы попытались выяснить, какие именно платные образовательные услуги учащиеся хотели бы получить: большинство школьников выбрали углубленное изучение предметов (39,6 %), это может быть связано с тем, что сейчас в школах происходит сокращение часов, отводимых на изучение дисциплин, это неизбежно приводит к поверхностному изучению отдельных предметов, поэтому школьники заинтересованы в углубленном изучении предметов. На втором месте у учащихся возникает потребность в изучении второго иностранного языка (24 %), это связано с тем, что изучение и знание 2–3 иностранных языков — это не только престижно, но и жизненно необходимо в наше время.
Так же мы попытались выяснить потребности в новшествах в системе образования. Положительное мнение родителей сформировано в основном по трем направлениям инноваций: организации профильного обучения (75 %), родители за то, чтобы учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования; создание в школах психологической службы (87 %), которая поможет оптимизации психологического и личностного развития школьников, обеспечит психологическую готовность к жизненному самоопределению, включающего самоопределение личностное, социальное, профессиональное; появление новых учебных дисциплин (56 %). Во всех остальных случаях реакция неоднозначна: например, 62,2 % родителей против введения ЕГЭ как формы сдачи экзамена, неудивительно, что отношение родителей к ЕГЭ довольно настороженное, они считают его введение неправильным, среди аргументов противников ЕГЭ главный — необъективность тестового формата экзамена, получение поверхностных, неглубоких знаний, большая нагрузка на детей; 78,8 % против увеличения количества платных занятий. То же самое наблюдается и у учащихся положительно относятся к организации профильного обучения 63,7 % и к созданию в школах психологической службы 54,5 %.
Подводя общий итог, можно сказать, что среди родителей и учащихся — участников опроса сформирован высокий уровень образовательных потребностей. Линия на образовательные достижения является одной из составляющих жизненных стратегий школьников. Их индивидуальные запросы складываются под воздействием многих факторов: социальных ожиданий семьи, познавательных интересов учащихся, профессиональных качеств учителя, степени трудности в освоении учебного материала, психологических особенностей личности школьника, форм организации учебного процесса.
Таким образом, на основании полученных данных допустимо утверждать, что потребность в образовании и ценность образования воспринимаются школьниками преимущественно в утилитарно-прагматическом плане, через категории жизненного успеха и самоутверждения. Мнение преобладающей части учащихся подкрепляется суждениями родителей. Из числа опрошенных нами респондентов данной группы хотели бы, чтобы их дети получили хорошее образование. При этом 47,7 % безусловно уверены в том, что такое образование гарантирует им жизненный успех. Следовательно, в современном российском обществе, по меньшей мере, на уровне населения среднего города, формируется морально-психологическая атмосфера, доминирующей установкой которой является осознание потребности в образовании как базисной потребности и ведущей ценности личности.
В заключении хотелось бы отметить, что в условиях изменения ситуации в образовательной сфере в последние десятилетия важной практической задачей становится изучение образовательных потребностей школьников и родителей. Собственно, потребности именно этой социальной общности являются показателем путей дальнейшего развития образования, а вместе с ним социально-экономической и социокультурной сфер общества, позволяют делать долгосрочный прогноз на будущее. Отсюда следует, что при изучение образовательных потребностей невозможно обойтись без социологических методов.
Литература:
1. Меренков А. В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного / А. В. Меренков. — Екатеринбург: [Изд-во УГГУ], 2007. — 279 с.
2. Онипко А. А. Особенности процесса реализации образовательных потребностей современными школьниками и студентами // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2013. — № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/19820 (дата обращения: 17.09.2014).
3. Тамберг В., Бадьин А. Анти-Маслоу или еще раз о потребностях // Маркетинг журнал 4Р от 01.02.2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.4p.ru/main/theory/3507 (дата обращения: 17.09.2014).
4. Шуклина Е. А. Потребности в образовании студентов негосударственных вузов: Социологический анализ // Образование и общество. 2005. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jeducation.ru/6_2005/34.html (дата обращения: 17. 09. 2014).