Актуальность исследования проблематики формирования и реализации государственной политики в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине на современном этапе обусловлена тем, что в период активной перестройки украинского общества возникает необходимость в определении механизмов осуществления государственного влияния на систему социальной защиты детей как наиболее незащищенной группы украинского общества. Это обусловлено также необходимостью осуществления практических шагов в реализации Украиной положений Всемирной новейшей парадигмы идеологии здоровья [1] как высшей социальной ценности государства и общества в рамках реализации программы «Здоровье-2020: украинское измерение» [2]. Цель настоящего исследования состоит в изучении аспектов трансформации механизмов государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей.
Государственное управление в сфере санаторно-курортного обеспечения детей следует понимать как целенаправленную деятельность системы органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений и общественных объединений, работодателей и других субъектов по правовой легитимизации и практическому содействию в реализации социальных прав детей на восстановление и укрепление здоровья в специализированных санаторно-курортных учреждениях (при наличии у них определенных медицинских показаний и отсутствии противопоказаний). Более того, это есть и целевая деятельность субъектов управления по обеспечению гарантированных государством прав детей на оздоровление и отдых, реализуемой этими субъектами на основе программно-целевого подхода на международном, национальном, региональном или местном уровне с целью удовлетворения индивидуальных или групповых потребностей объекта управления. При этом важно отметить, что механизмы формирования и реализации государственной политики в сфере санаторно-курортного обеспечения детей представляют собой сложную систему достижения поставленных задач в сфере социальной защиты детей с целью удовлетворения потребностей в лечении, медицинской реабилитации, оздоровлении и отдыхе. С другой стороны, эта же система представляет собой совокупность правовых норм, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, широкую сеть детских санаторно-курортных учреждений и учреждений оздоровления и отдыха различных форм собственности, а также включает практические меры, принципы, методы и инструменты, с помощью которых осуществляется формирование и реализация государственной политики Украины в сфере санаторно-курортного обеспечения детей.
Государственное управление в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине осуществляется через взаимодействие механизмов формирования и реализации государственной политики в сфере социальной защиты детей и характеризуется рядом особенностей [3]:
1) цель санаторно-курортного обеспечения детей имеет комплексный характер, заключающийся в осуществлении мероприятий по организации лечения, медицинской реабилитации, оздоровления и отдыха среди этой особой категории населения;
2) санаторно-курортное обеспечение детей осуществляется на базе детских учреждений оздоровления и отдыха и детских санаторно-курортных учреждений (в т. ч. специализированных), расположенных на территориях курортов государственного и местного значения или в лечебно-оздоровительных местностях (курортах), с максимальным использованием природных лечебных ресурсов, физиотерапевтических методов, диетотерапии, лечебной физкультуры и обеспечение надлежащих культурно-бытовых условий, специального лечебно-оздоровительного режима и др.;
3) общественные отношения в сфере государственного управления санаторно-курортным обеспечением детей в Украине имеют специально-разрешительный способ регулирования (порядок организации направления ребенка на санаторно-курортное лечение устанавливают ЦОИВ, предусматривающий систему социального включения или сегрегации);
4) покрытие расходов (полное или частичное) на санаторно-курортное обеспечение детей осуществляется Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности, Фондом социального страхования от несчастных случаев, Государственным бюджетом Украины и другими бюджетами в соответствии с действующим законодательством;
5) в Украине право ребенка на санаторно-курортное обеспечение носит императивный характер;
6) реализация права детей на санаторно-курортное обеспечение имеет международное измерение и осуществляется на двухкомпонентной основе (лечение и оздоровление) на основании заключения международных соглашений и выполнения международных программ (Украина-Куба, Украина-Израиль);
7) потребности детей в санаторно-курортном обеспечении удовлетворяются на индивидуальном уровне или на уровне группы;
8) в Украине установлен заявительный способ получения санаторно-курортного обеспечения детей.
Сравнительный анализ международных подходов к решению проблем санаторно-курортного обеспечения детей показывает, что государственная политика многих стран сегодня переживает период трансформации управленческих подходов в этой сфере. Так, к 2000 году страны постсоветского пространства применяли традиционную модель управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей, основанную на административно-командном подходе. После 2000 года с внедрением рыночных основ хозяйствования, в системе санаторно-курортного обеспечения детей постепенно стала преобладать страховая модель управления с различными организационно-правовыми формами предоставления санаторно-курортных услуг. Но принципиальным отличием зарубежных подходов управления от отечественных следует считать максимизацию лечебно-реабилитационных услуг в системе государственного заказа на санаторно-курортные услуги для детей и минимизацию такового по направлениям «отдых и оздоровление» [4]. Более того, в странах Европейского Союза санаторно-курортное обеспечение детей как составляющая государственной политики социальной защиты только частично интегрирована в систему страховой медицины (медицинская реабилитация, санаторное лечение). В подавляющем большинстве европейских стран состоялась ее интеграция в сферу туризма и рекреации (особенно компонента отдыха) [5], что не предусматривает прямых бюджетных расходов по этому направлению. Внедрение международного опыта в национальную модель государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине предусматривает поэтапный переход тетравалентной системы санаторно-курортного обеспечения детей (лечение, реабилитация, оздоровление и отдых) в бивалентную (лечение, реабилитация), которая в современных условиях представляется более обеспеченной с экономической точки зрения.
На основе научной реконструкции содержания и сущности технологий государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей было идентифицировано несколько этапов формирования и развития государственной политики: — подготовительный этап (1983–1986); этап формирования основных принципов государственной политики в сфере санаторно-курортного обеспечения детей, характеризующийся принятием основных законодательных и нормативно-правовых актов; первых целевых социальных программ в сфере санаторно-курортного обеспечения детей (1986–1992); этап формирования организационно-функциональной структуры государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей, характеризующийся закреплением доминирующих позиций оздоровительной парадигмы в сфере санаторно-курортного обеспечения детей (1992–1999); этап стандартизации услуг в сфере санаторно-курортного обеспечения детей, характеризующийся функциональной перестройкой системы государственного управления на основе приоритетов международной практики в сфере социальной защиты детей и стандартизации соответствующих услуг (2000–2009); этап оптимизации организационно-функциональной структуры и модернизации системы государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей (с 2010 года по н. в.).
Доказано, что основными направлениями совершенствования механизмов государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине следует считать внедрение интегрированного подхода в систему управления и формирования профессиональной компетентности государственных служащих, работающих в этой сфере. На основе проведенного структурно-функционального анализа деятельности субъектов управления, установлено, что система государственного управления в сфере санаторно-курортного обеспечения детей является институционально незавершенной, что негативно влияет на эффективность государственно-управленческой деятельности. Это позволило сформулировать конкретные предложения по совершенствованию организационного обеспечения государственного управления в указанной сфере. Так, установлено, что основными субъектами государственной политики в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине являются такие государственные институты: Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Министерство здравоохранения Украины, Министерство образования и науки Украины, Министерство социальной политики Украины, Министерство по делам семьи, молодежи и спорта. Установлено, что в новейшей истории Украины (с 1991 года) управленческая деятельность Минобрнауки Украины и Минздрав Украины как национальных координаторов государственных социальных программ в сфере санаторно-курортного обеспечения детей характеризуется чрезвычайной пассивностью и преобладанием мероприятий отраслевого управления. Поэтому, после принятия закона Украины «Об оздоровлении и отдыхе детей» [6] (2008), который закрепил на системной основе доминирование компонентов оздоровления и отдыха в структуре санаторно-курортного обеспечения детей, рычаги управленческого воздействия перешли к Минсоцполитики Украины вместе с финансовым обеспечением мероприятий по реализации государственных социальных программ. Однако организационное обеспечение государственно-управленческой деятельности (ведомственная подчиненность детских учреждений, информационные базы пациентов/клиентов и т. п.) все же осталось за вышеуказанными ведомствами практически без изменений. Все это является основанием для поиска и внедрения на центральном уровне новых организационных форм межотраслевого взаимодействия (социально-ориентированные интегрированные службы).
Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что в новейшей истории украинского государства в сфере санаторно-курортного обеспечения детей произошла трансформация идеологических (от лечения к отдыху), организационных (устойчивый тренд на доминирование амбулаторных организационно-правовых форм обеспечения над стационарными), институциональных (неоднократное изменение национальных координаторов, постоянный президентский, правительственный и парламентский контроль), финансовых (замена натуральных услуг денежными формами обеспечения), функциональных (перераспределение полномочий в удовлетворении санаторно-курортных услуг с центрального на региональный и местный уровень) и правовых механизмов (преобладание подзаконных актов на законодательными при регулировании общественных отношений в сфере санаторно-курортного обеспечения детей) государственно-управленческой деятельности.
Литература:
1. Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ: введение (Европейская серия по достижению здоровья для всех, № 5) [Электронный ресурс]. URL: http://www.euro.who.int.
2. Об утверждении Общегосударственной программы «Здоровье-2020: украинское измерение / проект Закона Украины. URL: http://www.moz.gov.ua.
3. Коваленко Т. Ю. Государственное управление в сфере санаторно-курортного обеспечения детей в Украине. Монография. Днепропетровск. 2014. С.101.
4. Formy leczenia uzdrowiskowego. NFZ. URL: http: //www.nfz-bialystok.pl.
5. Promotion of the Tourist Image of European Destinations on competitive International Markets. Madrid: WTO, 2002. 135 p.
6. Об оздоровлении и отдыхе детей: Закон Украины от 4 сент. 2008 года № 375. URL: http: //www.rada.gov.ua.